Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.
Задачи урока.
- Вспомнить группы симфонического оркестра, звучание инструментов, деятельность дирижёра.
- Привлечь музыкальные и внемузыкальные (жизненные, художественные) ассоциации, выявляя тем самым истоки творчества того или иного композитора.
Тип урока:
Комбинированный урок
Используемое оборудование:
- презентация;
- тексты песен;
- аудиозаписи:
- фрагменты - примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;
- вступление ко второму акту балета “Лебединое озеро” (видео)
- минусовые фонограммы песен “Под Новый год” и “Все еще впереди”.
План урока
1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы и задач урока.
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.
4. Объяснение нового материала с использованием презентации.
5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.
6. Подведение итогов. Постановка домашнего задания.
Ход урока
Музыкальное приветствие: “Колокольчик”.
Колокольчик нам поет,
Всех на музыку зовет.
Слышишь тонкий голосок?
Нам пора начать урок.
Динь-дон, динь-дон…
Здравствуйте!
У. Вспомним песню, которую учили на прошлом уроке.
Исполнение песни “Все еще впереди”.
- Какой оркестр нам аккомпанировал? (Эстрадный)
Объяснение нового материала.
У. Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: “Секреты симфонического оркестра”.
Слайд 1
У. Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?
Древние греки словом “орхестра” обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.
В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла".
Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов (12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.
У. Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Слайд 2
У. Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности.
Слайд 3
У. Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.
Звучит духовой оркестр. Слайд 4
Звучит оркестр русских народных инструментов. Слайд 5
Звучит джазовый оркестр. Слайд 6
Звучит симфонический оркестр. Слайд 7, 8
М.И. Глинка “Арагонская хота”. (Рассказ о произведении)
У. Симфонический оркестр делится на четыре основные группы. Слайд 9
У. Струнно-смычковая группа инструментов. Почему они так называются?
Д. Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.
У. Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?
Д. Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
У. Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.
У. А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?
Д. Это ударные инструменты.
У. В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты. А теперь подробнее рассмотрим эти группы.
Далее представляется внешний вид и звучание инструментов симфонического оркестра. Презентация.
1. Слайд 10. Струнно-смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
2. Слайд 11. Деревянные духовые инструменты: флейта, кларнет, гобой, фагот, английский рожок.
3. Слайд 12. Медные духовые инструменты: труба, тромбон, валторна, туба.
4. Слайд 13. Ударные инструменты: треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.
5. Слайд 14. Клавишные и одиночные инструменты: фортепиано, орган, арфа, челеста.
У. Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются? Слайд 15. (Тетрадь на стр. 24)
У. Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от “до” до “си”.
Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.
Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.
Загадка: Слайд 16
Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это …
Дирижер Слайд 17, 18.
У. Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.
Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.
У. Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!
У. Посмотрите на стр. 90-91 в учебнике.
Евгений Светланов (1928-2002) – выдающийся советский и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР);
- Вы можете назвать других дирижеров?
Слайд 19.
Вероника Дударова (1916-2009) - ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;
Слайд 19.
Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром “Виртуозы Москвы”);
Слайд 19.
Юрий Башмет (известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").
У. Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в партитуру (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.
Слайд 20, 21
Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.
У. А без дирижера оркестр сможет играть?
Д. (Дают свой ответ)
У. Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.
У. А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов. Музыканты занимают свои места.
Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.
Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки, а женщины в красивых, строгих, черных платьях.
У. Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра. Слайд 22
- А какие музыкальные сценические произведения мы не можем представить без симфонического оркестра? (Опера и балет)
- Сейчас мы услышим отрывок из балета “Лебединое озеро” П.И.Чайковского и увидим оркестр и дирижера. Смотрим и слушаем. Слайд 23
- Расскажите об оркестровке этой сцены.
Ответы детей.
- Назовите другие балеты композитора.
Ответы детей.
У. А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Слайд 24
“Третий лишний”. Слайд 25
У. Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:
Труба, валторна, флейта
Литавры, арфа, тарелки
Скрипка, контрабас, саксофон
Гобой, труба, кларнет
Барабан, альт, тарелки
Тромбон, фагот, валторна
“Жанры симфонических произведений”. Слайд 26
У. На уроках мы уже знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите из предложенных вам только те жанры, которые будет исполнять симфонический оркестр.
Концерт.
Вокализ
Песня
Симфония
Соната
Пьеса
Сюита
Кантата
Романс
Музыка к опере
Былина
Музыка к балету
Симфоническая сказка
Увертюра
Музыка к кинофильмам
- Как вы думаете, почему П.Чайковский называл оркестр “музыкальной республикой”?
Ответы детей.
Слайд 27
Домашнее задание:
Выполните задание в тетради на стр. 24-25.
- А сейчас вновь песня “Под Новый год”. Слайд 28-30
Работа над дикцией, звуком, исполнение под минусовую фонограмму.
Подведение итогов.
У. Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята работали на “отлично”.
- И в заключение урока хочу сказать: “Слушайте музыку и будьте здоровы”. Слайд 31