Секреты симфонического оркестра

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (89 МБ)


Цель урока:  закрепить и обобщить знания учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нем.

Задачи урока.

  1. Вспомнить группы симфонического оркестра, звучание инструментов, деятельность дирижёра.
  2. Привлечь музыкальные и внемузыкальные (жизненные, художественные) ассоциации, выявляя тем самым истоки творчества того или иного композитора.

Тип урока: 

Комбинированный урок

Используемое оборудование: 

  • презентация;
  • тексты песен;
  • аудиозаписи:

- фрагменты - примеры звучания инструментов симфонического оркестра;

- фрагменты-примеры звучания различных видов оркестра;

- вступление ко второму акту балета “Лебединое озеро” (видео)

- минусовые фонограммы песен “Под Новый год” и “Все еще впереди”.

 План урока

1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы и задач урока.

3. Актуализация знаний учащихся по теме урока.

4. Объяснение нового материала с использованием презентации.

5. Закрепление знаний и умений учащихся по пройденному материалу.

6. Подведение итогов. Постановка домашнего задания.

Ход урока

Музыкальное приветствие: “Колокольчик”.

Колокольчик нам поет,
Всех на музыку зовет.
Слышишь тонкий голосок?
Нам пора начать урок.
Динь-дон, динь-дон…
Здравствуйте!

У. Вспомним песню, которую учили на прошлом уроке.

Исполнение песни “Все еще впереди”.

- Какой оркестр нам аккомпанировал? (Эстрадный)

Объяснение нового материала.

У. Сегодняшний урок мы посвятим обобщению и закреплению знаний о симфоническом оркестре. Поэтому тему сегодняшнего урока назовем так: “Секреты симфонического оркестра”.

Слайд 1

У. Давайте вспомним, что такое оркестр вообще?

Древние греки словом “орхестра” обозначали площадку перед сценой на которой выступали музыканты и танцоры.

В 17-18 вв. термин "оркестр" заменил распространенный в странах Европы термин "капелла".

Сейчас оркестром называют большую группу музыкантов (12 человек и более), исполняющих музыку на различных инструментах.

У. Правильно. Когда играет сразу много инструментов – это играет оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Слайд 2

У. Ребята, оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. И, конечно, каждый оркестр имеет свои выразительные, тембровые и динамические возможности. 

Слайд 3

У. Пользуясь предыдущим опытом, определите по изображению и по звучанию вид оркестра.

Звучит духовой оркестр. Слайд 4

Звучит оркестр русских народных инструментов. Слайд 5

Звучит джазовый оркестр. Слайд 6

Звучит симфонический оркестр. Слайд 7, 8

М.И. Глинка “Арагонская хота”. (Рассказ о произведении)

У. Симфонический оркестр делится на четыре основные группы. Слайд 9

У. Струнно-смычковая группа инструментов. Почему они так называются?

Д. Эти инструменты называются струнные, т.к. звук у них извлекают при помощи удара смычком по струнам.

У. Группа духовых музыкальных инструментов. А им дали такое название почему?

Д. Духовыми их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

У. Эта группа делится на деревянные и медные духовые инструменты.

У. А какие инструменты зазвучат, если по ним ударишь или потрясешь их?

Д. Это ударные инструменты.

У. В симфоническом оркестре есть еще клавишные и одиночные инструменты. А теперь подробнее рассмотрим эти группы.

Далее представляется внешний вид и звучание инструментов симфонического оркестра. Презентация.

1.   Слайд 10.  Струнно-смычковые инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

2.    Слайд 11. Деревянные духовые инструменты: флейта, кларнет, гобой, фагот, английский рожок.

3.     Слайд 12. Медные духовые инструменты: труба, тромбон, валторна, туба.

4.    Слайд 13. Ударные инструменты: треугольник, барабан, литавры, тарелки, ксилофон, оркестровые колокола.

5.    Слайд 14. Клавишные и одиночные инструменты: фортепиано, орган, арфа, челеста.

У. Во всем мире музыканты рассаживаются в оркестре одинаково. Как же они рассаживаются? Слайд 15. (Тетрадь на стр. 24)

У. Гобой играет ноту “ля” и все музыканты настраивают свои инструменты. Теперь у всех инструментов одинаково звучат все ноты: от “до” до “си”.

Инструменты настроены и музыканты начинают разыгрываться. Они повторяют наиболее трудные места в своих партиях, играют маленькие упражнения, т.е. разогревают руки.

Но вот музыканты замолкают, и все приветствуют человека, входящего на сцену.

Загадка: Слайд 16

Кто невежливый такой:
Повернулся к нам спиной,
Стал размахивать руками
Прямо в зале перед нами.
Не приучен он к порядку
Или делает зарядку?
С кем звучит оркестр и хор?
Знаем, это …

Дирижер Слайд 17, 18.

У. Правильно, любому оркестру нужен руководитель, который сможет управлять большим коллективом музыкантов. Каждый дирижер, словно художник, по-своему трактует произведение. От взмахов палочки дирижера зависит интерпретация произведения, слаженность игры оркестрантов и темп исполнения произведения.

Вот дирижер поднял дирижерскую палочку… Напряженная тишина воцарилась в зале… Мгновение – взмах руки дирижера и грянет гром оркестра. Этим взмахом дирижер посылает оркестру свою волю, свое настроение. Этим движением он “включает” музыку. Даже если дирижер приехал из другой страны, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов, которым пользуются дирижеры, понятен всем музыкантам мира. Дирижер стоит перед оркестром спиной к зрителям, чтобы все оркестранты видели его. Движением рук и мимикой дирижер подсказывает музыкантам, как они должны сыграть тот или иной музыкальный эпизод.

У. Теперь вы понимаете, что оркестр это не просто несколько десятков музыкантов с различными музыкальными инструментами в руках, это содружество музыкантов во главе с дирижером. Когда они собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой как одно большое сердце. Взаимопонимание, чувство локтя вырабатываются в оркестре не за один день или одно выступление, а годами!

У. Посмотрите на стр. 90-91 в учебнике.

Евгений Светланов (1928-2002) – выдающийся советский и российский дирижёр, пианист и композитор, народный артист СССР);

- Вы можете назвать других дирижеров?

Слайд 19.

Вероника Дударова (1916-2009) - ее имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса как имя женщины, более 50 лет работавшей с крупнейшими оркестрами;

Слайд 19.

Владимир Спиваков (всемирно известный скрипач и дирижер, меценат, видный общественный деятель, руководит Государственным камерным оркестром “Виртуозы Москвы”);

Слайд 19.

Юрий Башмет (известен не только как солист-альтист, но и как руководитель созданного им камерного ансамбля "Солисты Москвы").

У. Музыканты играют свою партию по нотам. У каждого она своя. А дирижер знает партию каждого музыканта. Он смотрит в партитуру (это такой сборник нот, где расписаны все партии) и следит за правильностью исполнения каждой партии.

Слайд 20, 21

Все музыканты сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижера. Вы спросите: “А зачем видеть его глаза, достаточно видеть его руки?” Оказывается, дирижер управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.

У. А без дирижера оркестр сможет играть?

Д. (Дают свой ответ)

У. Оркестр – это инструмент, а дирижер на нем играет. Дирижер показывает оркестру жестом и взглядом где надо играть тихо, а где громко, и оркестр играет именно так, где нужно играть быстрее, а где медленнее, и опять оркестр делает все так, как хочет дирижер.

У. А теперь, представим себе, что на сцену выходит настоящий симфонический оркестр. В большой оркестр входят от 25 до 100 музыкантов. Музыканты занимают свои места.

Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всех к дирижеру. После концерта дирижер обязательно пожмет ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов оркестра за труд.

Все музыканты – мужчины одеты в черные фраки, а женщины в красивых, строгих, черных платьях.

У. Многие известные композиторы создавали великолепные произведения для симфонического оркестра. Слайд 22

- А какие музыкальные сценические произведения мы не можем представить без симфонического оркестра? (Опера и балет)

- Сейчас мы услышим отрывок из балета “Лебединое озеро” П.И.Чайковского и увидим оркестр и дирижера. Смотрим и слушаем. Слайд 23

- Расскажите об оркестровке этой сцены.

Ответы детей.

- Назовите другие балеты композитора.

Ответы детей.

У. А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Слайд 24

“Третий лишний”. Слайд 25

У. Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку:

Труба, валторна, флейта

Литавры, арфа, тарелки

Скрипка, контрабас, саксофон

Гобой, труба, кларнет

Барабан, альт, тарелки

Тромбон, фагот, валторна  

“Жанры симфонических произведений”. Слайд 26

У. На уроках мы уже знакомились с разными музыкальными жанрами: и с вокальными, и с инструментальными. Выберите из предложенных вам только те жанры, которые будет исполнять симфонический оркестр.

Концерт.

Вокализ

Песня

Симфония

Соната

Пьеса

Сюита

Кантата

Романс

Музыка к опере

Былина

Музыка к балету

Симфоническая сказка

Увертюра

Музыка к кинофильмам

- Как вы думаете, почему П.Чайковский называл оркестр “музыкальной республикой”?

Ответы детей.

Слайд 27

Домашнее задание:

Выполните задание в тетради на стр. 24-25.

- А сейчас вновь песня “Под Новый год”. Слайд 28-30

Работа над дикцией, звуком, исполнение под минусовую фонограмму.

Подведение итогов.

У. Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята работали на “отлично”.

- И в заключение урока хочу сказать: “Слушайте музыку и будьте здоровы”. Слайд 31