Цели урока.
- Знакомство с необходимыми организму питательными веществами.
- Развивать умение устанавливать связи между продуктами питания и здоровым образом жизни.
- Формирование заботливого отношения к своему здоровью.
- Формирования умения работать с научно-популярной литературой, приобретение навыков самостоятельного подбора и анализа материала.
- Вырабатывать умение работать в команде.
1. Организационный момент.
Ребята, улыбнулись друг другу. Я надеюсь, что сегодня вас ждёт успех.
2. Актуализация новых знаний.
- Над какой темой мы работаем? (Организм человека)
Ребята, а вы знаете, что человек в год съедает около 500кг пищи. Какие органы участвуют в нашем пищеварении? (Ученик выходит к доске и рассказывает о путешествии бутерброда)
3. Побуждающий диалог.
Ребята, сейчас в России проживает окоо150 млн. человек. Учёные выяснили, что через 50 лет может остаться 100 млн. человек. Сейчас из 10 человек только здоровы 2 человека. Узнав это, мы определили тему нашего проекта. А может ли питание влиять на здоровье человека?
4.Постановка проблемной ситуации. (Ребята открывают учебник и читают диалог Лены и Миши)
- Какой из вариантов ответа выбрал Миша? (Ешь разнообразную пищу: она переварится, и организм сам найдёт, из чего построить мышцы, кости и всё остальное)
Учитель. Разнообразная еда. Какая она? Об этом узнали наши врачи-диетологи. Дети. Человеку нужны разные питательные вещества. Мы провели практическую работу. Исследовав продукты в упаковках, мы обнаружили этикетку. Оказывается, все продукты состоят из белков, жиров и углеводов. Составив таблицу, мы сделали вывод, что больше всего содержится
белков – молоко, мясо, рыба
жиров – масло
углеводов – сахар, мёд, фрукты
Слайд 3 (см. презентацию)
Дети.
За подробной информацией мы обратились к школьному врачу Татьяне Сергеевне. Она нам рассказала, что ещё древний философ и врач Гиппократ говорил: “Ты есть то, что ты ешь”. Для роста нашего организма требуются белки. Они являются строительным материалом.
Жиры участвуют в обмене веществ, а углеводы - топливо для наших клеток, источник энергии. Сходили в столовую и узнали, какие продукты составляют наше меню. Узнав это, мы составили меню нашего завтрака.
Слайд 4
Дети. Творог необходим для укрепления костей и зубов, лимон является источником витамина С, а фрукты богаты железом. Железо необходимо для иммунитета нашего организма.
Таким образом, мы узнали, что человеку необходимо в сутки
Белков-15%
Жиров- 30%
Углеводов-55%
Учитель. Отгадайте загадку. Полезные вещества, в большом количестве содержащие в овощах и фруктах. (Витамины)
Учитель. Что такое витамины. Об этом разузнало наше Рекламное бюро. (Группа ребят выходит и рассказывает о витаминах)
-100лет назад русский врач Н.И. Лунин доказал, что организм любого живого существа нуждается в витаминах. Одних животных он кормил пищей, в которой не было витаминов, а в пищу других добавлял их. Оказалось, что животные не получали витаминов, быстро погибали. Слово “витамин” происходит от слова “вита”, что в переводе означает - “дающий жизнь”. Мы узнали, что детям 7-9 лет надо съедать в день 500 – 600г овощей.
Учитель. А что нам расскажут сами витамины? (Выходят ребята с шапочками на голове овощей и фруктов и доказывают, что он самый полезный и вкусный)
На доске появляется пословица. “Лето и осень – припасиха, зима – прибериха.” (Дети объясняют пословицу и читают загадки)
Витамин
Меня запомнить просто
Я - витамин роста
Я прячусь в чесноке, капусте, свёкле, луке,
Залез во все фрукты от скуки.
Лимоны, яблоки в руки возьмёте-
Непременно меня в них найдёте.
Витамин С
Но больше всего я с шиповником дружен,
Его пей с друзьями на ужин.
Я вам с болезнями бороться помогаю,
Грипп и простуду побеждаю.
Скорее вырасти хотите?
Тогда со мною вы дружите!
Сохранить зрение, ребята, хотите
Меня в молоке и в морковке ищите,
Луке зелёном, который едите.
Витамин В
Я укрепляю организм,
Я вам энергию даю.
В булках, калачах меня найдёте,
Как только в магазин придёте.
Учитель. А могут ли продукты быть вредными? Ответ на этот вопрос нашли Врачи-исследователи. (Ученики выходят и рассказывают о результатах своего исследования)
-Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, наша группа посетила кабинет химии. Там мы провели опыт. Взяли яйцо, постучали по нему, убедились, что скорлупа твёрдая. Затем налили в стакан колы и опустили туда яйцо. Через 5часов слили колу и исследовали яйцо. Мы обнаружили, что скорлупа яйца стала мягкой. Нам объяснили, что в коле содержится фосфорная кислота, которая разъедает кальций. А ведь наши зубы имеют такой же состав, как и скорлупа яйца. Отсюда мы сделали вывод, что кола, попадая на наши зубы, разрушает их.
Учитель. - Я прочитала в книге “Пить или не пить” несколько советов:
1. Чтобы почистить туалет, вылейте банку колы в унитаз и …. Не смывайте в течение часа. Лимонная кислота удалит все пятна.
2.Кола может избавить одежду от пятен.
3.Кола может даже очистить стёкла в автомобиле.
Слайд 5
-А мы провели опрос среди ребят и выяснили, что любимыми продуктами у них являются кириешки, чипсы, сухарики, Газированные напитки. Из книг мы узнали, что чипсы, сухарики вредны для желудка. В процессе поедания выделяется огромное количество желудочного сока, который быстро переваривает чипсы и начинает переваривать желудок. В результате гастрит, а потом язва. Очень вредны для детей газированные напитки. Они не только не утоляют жажду, но и вызывают её. Газированные напитки вымывают кальций из организма, который необходим сердечной мышце. Многие напитки содержат добавки под знаком “Е”.
Слайд 6
- Что же это за загадочная буква “Е”? Мы с мамой из Интернета узнали, что существуют искусственные добавки под буквой “Е”. Это красители (Е-100-Е182, консерванты (Е200-Е299) удлиняют срок хранения продуктов, антиокислители (Е300-Е399), стабилизаторы (Е400-Е499), эмульгаторы, которые поддерживают структуру продуктов, усилители вкуса и аромата(Е600-Е699). Существуют пять добавок запрещённых в РФ.
Е121 Краситель цитрусовый
Е123 Краситель амаран
Е240 Консервант формальдегид
Е924а, Е9246 Улучшители муки, хлеба.
Пищевые добавки ведут к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, диабету, ожирению. Аллергия, экземы, ОРВИ тоже результат этих добавок.
Учитель. Исследование учёных показывает, что избежать добавок сложно. Красители обнаружены в 78% детских десертов, в 42% молочных йогуртах и в 93% конфет. Они содержатся даже в таких продуктах, как хлопья и сухофрукты.
Наш вывод: избегайте по возможности продукты с загадочной буквой “Е”.
5. Расширение нового знания. Игра со зрителями.
Учитель. А теперь у нас есть возможность узнать всю правду о здоровом питании. К нам пришёл доктор (девочка), который расскажет всё о здоровом питании. Я буду задавать вопросы зрителю, который будет отвечать сигналом да-нет. А доктор будет комментировать ответы.
1.Действительно ли человеку необходимо выпивать до 3 литров воды?
Доктор. Да, действительно человеку необходимо выпивать до 3 литров воды.
2.Действительно ли нельзя пить во время еды?
Доктор. Не пейте во время еды. Вода уходит из желудка через 10 минут после её приём, унося с собой разбавленный желудочный сок, что препятствует нормальному пищеварению. Питьё во время еды ведёт к плохому пережёвыванию пищи.
3.Полезно ли употреблять холодные блюда?
Доктор. Не употребляйте холодные напитки и блюда. Желудок травмирует от холодных напитков и блюд. Есть мороженое всё равно, что положить кусок льда в нежную ткань желудка.
4.Полезны ли такие продукты как чай, кофе, шоколад, какао?
Доктор. Исключите из питания продукты, обладающие токсическим действием и способствующие образованию повышенного количества мочевой кислоты: кофе, чай, шоколад, мясные бульонные кубики, копченья.
5. Как считаете, можно ли начинать день с фруктов?
Доктор. Начинайте день с фруктов. Фрукты содержат солнечную энергию, кислород, витамины. Если же к фруктам добавить 2-3 грецкого ореха, это повысит ценность фруктов. В зимнее время можно употреблять сушеные фрукты, предварительно замачивая их. Консервированные фрукты практически бесполезны.
Правда ли, что надо тщательно пережёвывать пищу?
Доктор. Тщательно пережёвывайте и смачивайте слюной пищу. Твёрдая или жидкая пища, тщательно обработанная слюной в результате пережёвывания, сразу подвергается действию пищеварительных соков, не задерживается в желудке, хорошо переваривается, усваивается. -5-
Подведение итога.
Учитель.
- А теперь, ребята, ответьте на вопросы теста.
Дорогой друг!
Подумай и ответь.
1. Витамин С содержится
- морковь
- хлеб
- смородина
2. Исконно русское блюдо
- каша
- сэндвич
- макароны
3. Что относится к правилам здорового питания
- питьё во время еды
- есть только при ощущении голода
- мытьё рук
4. Тебе понравилось участвовать в проекте
- да
- нет
5. Что тебе понравилось больше всего?
Напиши_______________________________________________
- Какая цель была проекта?
- Справились с заданием?
- Что вызвало затруднение?