Урок на тему "Организм человека". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока.

  1. Знакомство с необходимыми организму питательными веществами.
  2. Развивать умение устанавливать связи между продуктами питания и здоровым образом жизни.
  3. Формирование заботливого отношения к своему здоровью.
  4. Формирования умения работать с научно-популярной литературой, приобретение навыков самостоятельного подбора и анализа материала.
  5. Вырабатывать умение работать в команде.

1. Организационный момент.

Ребята, улыбнулись друг другу. Я надеюсь, что сегодня вас ждёт успех.

2. Актуализация новых знаний.

- Над какой темой мы работаем? (Организм человека)

Ребята, а вы знаете, что человек в год съедает около 500кг пищи. Какие органы участвуют в нашем пищеварении? (Ученик выходит к доске и рассказывает о путешествии бутерброда)

3. Побуждающий диалог.

Ребята, сейчас в России проживает окоо150 млн. человек. Учёные выяснили, что через 50 лет может остаться 100 млн. человек. Сейчас из 10 человек только здоровы 2 человека. Узнав это, мы определили тему нашего проекта. А может ли питание влиять на здоровье человека?

4.Постановка проблемной ситуации. (Ребята открывают учебник и читают диалог Лены и Миши)

- Какой из вариантов ответа выбрал Миша? (Ешь разнообразную пищу: она переварится, и организм сам найдёт, из чего построить мышцы, кости и всё остальное)

Учитель. Разнообразная еда. Какая она? Об этом узнали наши врачи-диетологи. Дети. Человеку нужны разные питательные вещества. Мы провели практическую работу. Исследовав продукты в упаковках, мы обнаружили этикетку. Оказывается, все продукты состоят из белков, жиров и углеводов. Составив таблицу, мы сделали вывод, что больше всего содержится

белков – молоко, мясо, рыба

жиров – масло

углеводов – сахар, мёд, фрукты

Слайд 3 (см. презентацию)

Дети.

За подробной информацией мы обратились к школьному врачу Татьяне Сергеевне. Она нам рассказала, что ещё древний философ и врач Гиппократ говорил: “Ты есть то, что ты ешь”. Для роста нашего организма требуются белки. Они являются строительным материалом.

Жиры участвуют в обмене веществ, а углеводы - топливо для наших клеток, источник энергии. Сходили в столовую и узнали, какие продукты составляют наше меню. Узнав это, мы составили меню нашего завтрака.

Слайд 4

Дети. Творог необходим для укрепления костей и зубов, лимон является источником витамина С, а фрукты богаты железом. Железо необходимо для иммунитета нашего организма.

Таким образом, мы узнали, что человеку необходимо в сутки

Белков-15%

Жиров- 30%

Углеводов-55%

Учитель. Отгадайте загадку. Полезные вещества, в большом количестве содержащие в овощах и фруктах. (Витамины)

Учитель. Что такое витамины. Об этом разузнало наше Рекламное бюро. (Группа ребят выходит и рассказывает о витаминах)

-100лет назад русский врач Н.И. Лунин доказал, что организм любого живого существа нуждается в витаминах. Одних животных он кормил пищей, в которой не было витаминов, а в пищу других добавлял их. Оказалось, что животные не получали витаминов, быстро погибали. Слово “витамин” происходит от слова “вита”, что в переводе означает - “дающий жизнь”. Мы узнали, что детям 7-9 лет надо съедать в день 500 – 600г овощей.

Учитель. А что нам расскажут сами витамины? (Выходят ребята с шапочками на голове овощей и фруктов и доказывают, что он самый полезный и вкусный)

На доске появляется пословица. “Лето и осень – припасиха, зима – прибериха.” (Дети объясняют пословицу и читают загадки)

Витамин

Меня запомнить просто
Я - витамин роста
Я прячусь в чесноке, капусте, свёкле, луке,
Залез во все фрукты от скуки.
Лимоны, яблоки в руки возьмёте-
Непременно меня в них найдёте.

Витамин С

Но больше всего я с шиповником дружен,
Его пей с друзьями на ужин.
Я вам с болезнями бороться помогаю,
Грипп и простуду побеждаю.
Скорее вырасти хотите?
Тогда со мною вы дружите!
Сохранить зрение, ребята, хотите
Меня в молоке и в морковке ищите,
Луке зелёном, который едите.

Витамин В

Я укрепляю организм,
Я вам энергию даю.
В булках, калачах меня найдёте,
Как только в магазин придёте.

Учитель. А могут ли продукты быть вредными? Ответ на этот вопрос нашли Врачи-исследователи. (Ученики выходят и рассказывают о результатах своего исследования)

-Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, наша группа посетила кабинет химии. Там мы провели опыт. Взяли яйцо, постучали по нему, убедились, что скорлупа твёрдая. Затем налили в стакан колы и опустили туда яйцо. Через 5часов слили колу и исследовали яйцо. Мы обнаружили, что скорлупа яйца стала мягкой. Нам объяснили, что в коле содержится фосфорная кислота, которая разъедает кальций. А ведь наши зубы имеют такой же состав, как и скорлупа яйца. Отсюда мы сделали вывод, что кола, попадая на наши зубы, разрушает их.

Учитель. - Я прочитала в книге “Пить или не пить” несколько советов:

1. Чтобы почистить туалет, вылейте банку колы в унитаз и …. Не смывайте в течение часа. Лимонная кислота удалит все пятна.

2.Кола может избавить одежду от пятен.

3.Кола может даже очистить стёкла в автомобиле.

Слайд 5

-А мы провели опрос среди ребят и выяснили, что любимыми продуктами у них являются кириешки, чипсы, сухарики, Газированные напитки. Из книг мы узнали, что чипсы, сухарики вредны для желудка. В процессе поедания выделяется огромное количество желудочного сока, который быстро переваривает чипсы и начинает переваривать желудок. В результате гастрит, а потом язва. Очень вредны для детей газированные напитки. Они не только не утоляют жажду, но и вызывают её. Газированные напитки вымывают кальций из организма, который необходим сердечной мышце. Многие напитки содержат добавки под знаком “Е”.

Слайд 6

- Что же это за загадочная буква “Е”? Мы с мамой из Интернета узнали, что существуют искусственные добавки под буквой “Е”. Это красители (Е-100-Е182, консерванты (Е200-Е299) удлиняют срок хранения продуктов, антиокислители (Е300-Е399), стабилизаторы (Е400-Е499), эмульгаторы, которые поддерживают структуру продуктов, усилители вкуса и аромата(Е600-Е699). Существуют пять добавок запрещённых в РФ.

Е121 Краситель цитрусовый

Е123 Краситель амаран

Е240 Консервант формальдегид

Е924а, Е9246 Улучшители муки, хлеба.

Пищевые добавки ведут к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, диабету, ожирению. Аллергия, экземы, ОРВИ тоже результат этих добавок.

Учитель. Исследование учёных показывает, что избежать добавок сложно. Красители обнаружены в 78% детских десертов, в 42% молочных йогуртах и в 93% конфет. Они содержатся даже в таких продуктах, как хлопья и сухофрукты.

Наш вывод: избегайте по возможности продукты с загадочной буквой “Е”.

5. Расширение нового знания. Игра со зрителями.

Учитель. А теперь у нас есть возможность узнать всю правду о здоровом питании. К нам пришёл доктор (девочка), который расскажет всё о здоровом питании. Я буду задавать вопросы зрителю, который будет отвечать сигналом да-нет. А доктор будет комментировать ответы.

1.Действительно ли человеку необходимо выпивать до 3 литров воды?

Доктор. Да, действительно человеку необходимо выпивать до 3 литров воды.

2.Действительно ли нельзя пить во время еды?

Доктор. Не пейте во время еды. Вода уходит из желудка через 10 минут после её приём, унося с собой разбавленный желудочный сок, что препятствует нормальному пищеварению. Питьё во время еды ведёт к плохому пережёвыванию пищи.

3.Полезно ли употреблять холодные блюда?

Доктор. Не употребляйте холодные напитки и блюда. Желудок травмирует от холодных напитков и блюд. Есть мороженое всё равно, что положить кусок льда в нежную ткань желудка.

4.Полезны ли такие продукты как чай, кофе, шоколад, какао?

Доктор. Исключите из питания продукты, обладающие токсическим действием и способствующие образованию повышенного количества мочевой кислоты: кофе, чай, шоколад, мясные бульонные кубики, копченья.

5. Как считаете, можно ли начинать день с фруктов?

Доктор. Начинайте день с фруктов. Фрукты содержат солнечную энергию, кислород, витамины. Если же к фруктам добавить 2-3 грецкого ореха, это повысит ценность фруктов. В зимнее время можно употреблять сушеные фрукты, предварительно замачивая их. Консервированные фрукты практически бесполезны.

Правда ли, что надо тщательно пережёвывать пищу?

Доктор. Тщательно пережёвывайте и смачивайте слюной пищу. Твёрдая или жидкая пища, тщательно обработанная слюной в результате пережёвывания, сразу подвергается действию пищеварительных соков, не задерживается в желудке, хорошо переваривается, усваивается. -5-

Подведение итога.

Учитель.

- А теперь, ребята, ответьте на вопросы теста.

Дорогой друг!

Подумай и ответь.

1. Витамин С содержится

  • морковь
  • хлеб
  • смородина

2. Исконно русское блюдо

  • каша
  • сэндвич
  • макароны

3. Что относится к правилам здорового питания

  • питьё во время еды
  • есть только при ощущении голода
  • мытьё рук

4. Тебе понравилось участвовать в проекте

  • да
  • нет

5. Что тебе понравилось больше всего?

Напиши_______________________________________________

- Какая цель была проекта?

- Справились с заданием?

- Что вызвало затруднение?