В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.
Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления – все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Проблема состоит в том, что в наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Именно в детском возрасте важно успеть заложить ростки доброты, ответственность за свои поступки, любви к людям, природе своего края.
Актуальность проблемы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.
Целью нашей работы является изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника. Сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Задачи.
- Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме;
- Создать и организовать театрализованную среду для эффективного использования в процессе нравственного воспитания детей.
- Продолжить работу по имиджтерапии.
Новизна данной работы является организация в нашем детском саду уголка имиджтерапии.
I этап
Цель: изучение литературы по данной проблеме, работа с родителями по изготовлению костюмов и декораций.
- Проводилось с родителями анкетирование на тему: “Семья и книга”
- Изготовление костюмов и декораций, кукол – игрушек из бросового материалов, пошив кукол – варежек, изготовление детьми конусных кукол, масок, коллаж “В мире сказок”.
II этап
Цель: приобщить родителей к чтению книг детям и привитию любви к народному фольклору.
Работа с родителями:
Консультации на тему:
- “Как рассказывать детям сказки”
- “Сочинение сказок по проблемам детей”
- “История про плоховатого мальчика”
- “Сказка про девочку, которая перестала жадничать” и т.д.
- “Читаем сказки по возрасту – обязательное правило при нравственном воспитании ребенка”
- “Пять минут поэзии на ночь” (стихи Е. Благининой)
- “Какие сказки читать, если хочешь воспитать в ребенке трудолюбие, послушание, доброту” (перечень книг)
Родительские собрания на тему:
- “Мы читающая семья”
- “В каждой семье свои традиции”
- “Нравственное отношение в семье и в детском саду”
- “Роль этикета в воспитание детей”
В своем детском саду мы привлекли бабушек своих воспитанников к проведению фольклорных посиделок, для поднятия статуса бабушки в семье. Провели следующие мероприятия:
- “В гостях у Бабушки – Загадушки”
- “Задорная частушка”
- “Во горнице во широкой”, сочинение сказок на тему: “Если бы моя бабушка стала волшебницей”, “Чего бы я хотел пожелать своей бабушке”
Целью этих мероприятий было сблизить бабушек с внуками, почувствовать себя нужными, востребованными с их опытом и талантами, печь вкусные булочки, пирожки, петь и учить петь детей зажигательные частушки, а самое главное искусство бабушки – это завораживающе рассказывать сказки. А пожелание детей для своих бабушек, чтоб она как “Царевна – Лягушка” сменила кожу и стала молодой, здоровой и жила долго и счастливо. Разве это не хороший показатель нравственности благодарных дошколят?
Развлечения с детьми:
- “Вечер сказок”
- “Путешествие по сказкам А.С. Пушкина”
- “На помощь к Доктору Айболиту” (по произведениям К.И. Чуковского)
- “Сундучок волшебных сказок”
Создав в нашем детском саду театральный кружок, мы дали детям большую возможность вживаться в образы знакомых персонажей, передавать характер героев, развивать фантазию, а также интерес к сценическому искусству, воспитанию нравственно-этических качеств культуры поведения в театре и жизни, доброжелательным отношениям со сверстниками, любовь к фольклору. Наши дети с удовольствием участвовали в постановках:
- “По дороге к теремку”
- “Рукавичка”
- “Репка”
- “Муха-Цокотуха”
- “Сказка о глупом мышонке” (на новый лад)
III этап
Цель: создать уголок имиджтерапии.
Создание уголка имиджтерапии, дало возможность застенчивым детям перевоплощаться: здесь слабый может дать отпор сильным, встать на защиту слабого, может почувствовать себя богатырем, принцессой, вживаться в образы знакомых персонажей, передавать характер героев, не выходя на сцену. Это уголок эмоционального спокойствия детей.
В этот уголок входит:
большое зеркало
небольшая ширма
различные костюмы, аксессуары
шапочки к сказкам, маски
пальчиковый, настольный, кукольный театр
конусные куклы, куклы-варежки
Используемые методы и формы работы в практической деятельности:
- анкетирование;
- беседа;
- информационные стенды;
- теоретические и практические занятия
Заключение
Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его. В любое время совместное чтение сказок дают много и маленькому, и взрослому человеку помогают им сблизиться душой.
Роль детских сказок неограничивается только приятным время препровождением. Сказку можно использовать как способ снятие тревоги у ребенка. Задача воспитание детей сказками довольно сложная. Надо учесть ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказке заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а зло должно погибнуть. Это очень важно в воспитании детей на сказках.
Моральное воспитание ребенка возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.
“Кем бы ты ни стал, ученым или артистом,
политическим человеком или кем хочешь – но
обязательно ты должен стать человеком, твердо
идущим, на твердых нравственных основах.
Но эти слова остаются актуальными и для
современного ребенка, да и взрослого человека”
А.И. Герцен