Цель занятия:
- учить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- развивать у учащихся активную позицию по отношению к сохранению своего здоровья;
- коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении;
- коррекция памяти на основе упражнений в запоминании.
Ход занятия
Мы начинаем путешествие в Страну Здоровья. В нашем сегодняшнем занятии мы будем опровергать переместительный закон сложения (вспомните). Назовите формулу, где от перемены мест слагаемых всё резко изменяется…
Формула жизни:
Жизнь = здоровье + семья + учёба + друзья.
Как вы думаете, сколько лет должен прожить человек? Что мы называем здоровьем? Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов.
Если мы поставим здоровье на какое – то другое место, то не только сумма “жизни” изменится, изменится и её качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).
получить почётное звание долгожитель? В нашей стране много людей, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секрет долголетия. Первый секрет – закалённое тело. Второй секрет – хороший характер. Третий секрет - правильное питание и режим дня. Четвёртый секрет – ежедневный физический труд.
Как вы думаете трудно выполнять всё это и стать долгожителем?
Чтобы попасть поскорее в Страну Здоровья, нужно поучаствовать в необычных конкурсах.
Конкурс 1. “Народная мудрость” Слайд 2
Составьте из рассыпанных слов-карточек пословицы, объясните их смысл.
голова Здоровье – всему, (“Здоровье – всему голова”),
всё Здоровому здорово, (“Здоровому всё здорово”),
дороже Здоровье денег - (“Здоровье дороже денег!”),
дух теле – здоровый В здоровом - (“В здоровом теле – здоровый дух”),
всего, всего будешь Здоров добудешь - (“ Здоров будешь всего, всего добудешь”)
Конкурс 2. “Загадки” Слайд 3
Два соседа – непоседы.
День на работе,
Ночь на отдыхе. (Глаза.)
Ношу их много лет,
А счету их не знаю. (Волосы.)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А догнать друг друга
Не могут. (Ноги.)
Оно много меньше нас,
А работает всякий час. (Сердце.)
Между двух святил
В середине я один. (Нос.)
У пяти братьев
Одна работа. (Пальцы.)
Конкурс 3. “Что? Где? Когда?”Слайд 4
- Что это за лекарство, которое слушают? (Музыка.)
- Какие опасные “подарки” солнца мы можем получить? (Ожоги.)
- 3.Что на свете дороже всего? (Здоровье.)
- Что без языка, а сказывается? (Болезнь.)
- Что никогда не лень делать? (Дышать.)
- Малоподвижный образ жизни. (Гиподинамия.)
- Что такое фитотерапия? (Лечения травами.)
Давайте придумаем девиз нашей команды.
“Здоровяки”: Я умею думать, Я умею рассуждать, Что полезно для здоровья, То и буду выбирать!
Для нас открылись двери в Страну Здоровья. И теперь мы будем весело путешествовать. Слайд 5
Посмотрим на наш маршрут. Детям раздаётся маршрутный лист. Слайд 6
1-я остановка. Проспект “Здоровье Человека”. Слайд 7
Мы попали на проспект “Здоровье Человека”.
Здоровье – самое замечательное состояние нашего организма. Когда мы с вами здоровы, чувствуем себя хорошо, мы спокойны. Учёба и работа доставляют нам удовольствие. Мы легко занимаемся спортом и с радостью развлекаемся. В состоянии здоровья все органы нашего тела прекрасно функционируют, организм легко справляется с различными не благоприятными влияниями окружающей среды. Поэтому мы должны знать свой организм. Каждому участнику к вопросу необходимо подобрать соответствующий вариант ответа. Кто быстрее и правильно ответит, получает билет для проезда в Страну Здоровья. (Детям раздаём листы с заранее приготовленными вопросами)
1. Зачем нужно знать свой организм?
а) Чтобы сохранять и укреплять здоровье;
б) чтобы человек мог мыслить, говорить и трудиться;
в) чтобы умело использовать свои возможности.
2. Выберите слова для характеристики здорового человека:
а) Красивый, ловкий, статный, крепкий;
б) Сутулый, бледный, стройный, неуклюжий;
в) Сильный, румяный, толстый, подтянутый;
3. Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?
а) Глаза, лёгкие, желудок, сердце;
б) головной мозг, почки, кровь;
в) печень, селезёнка, уши, желчь.
2-я остановка. “Площадь Гигиены”. Слайд 8
Гигиена – это наука о сохранении здоровья, а также мероприятия, которые содействуют этому. Народная мудрость гласит: “Кто аккуратен, тот людям приятен”. “Чистота – залог здоровья”. Чисто жить – здоровым быть.
Почему чистота и здоровье, связаны между собой? А сейчас давайте отгадаем, какие предметы нам помогают соблюдать гигиенические нормы. Поиграем в игру “Угадай”.
Мудрец в нём видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
А обезьяну – обезьяна:
Вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)
Целых 25 зубцов,
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Расчёска)
Вроде нежная на вид,
Но не просит пищи,
По одежде пробежит
Она станет чище. (Щётка для одежды)
Волосистой головой,
В рот она влезает ловко
И считает зубы там по утрам и вечерам. (Зубная щётка)
Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно чтобы у каждого было,
Что это ребята? (Мыло)
В ванной комнате висит, болтается,
За него всяк хватается. (Полотенце)
Лёг в карман и караулю,
Рёву, Плаксу и Грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
3-я остановка. “Физкультминутка”. Слайд 9
Для чего нужны физкультминутки? Для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Дети заранее разучивают физкультминутки каждый, свою. На занятие ребёнок проводит, все остальные повторяют за ним.
Танцевально-ритмическая физкультминутка. (Под музыку)
Мы танцуем “Хлопай-топай” (Шагаем на месте)
Утром, днём и вечером! Лучший танец
(Хлопаем в ладоши) “Хлопай-топай” (Топаем ногами)
Когда делать нечего…. (Шагаем на месте)
Кем бы ни был ты - отличник (Приседаем)
Иль совсем наоборот, (Поворот влево - вправо)
Разучите танец этот (Хлопаем в ладоши)
И танцуем целый год! (Топаем ногами)
Зарядка для глаз “Дождик”.
Капля первая упала – кап! (Сверху пальцем показываем траекторию движения капли)
И вторая прибежала - кап! (Сверху пальцем показываем траекторию движения капли). Мы на небо посмотрели (смотрим вверх), капельки “кап-кап” запели. Намочили лица, мы их вытирали, мы их вытирали, (Вытираем лицо руками). Туфли – посмотрите - Мокрыми стали. (Показываем руками вниз и смотрим). Плечами дружно поведём, и все капельки стряхнём. (Движения плечами, смотрим то на одно плечо, то на другое) От дождя убежим. (На месте бег, смотрим прямо) Под кустом посидим (Приседаем)
Упражнение для рук. Игра-кричалка “Как живёшь”
Как живёшь? Вот так! - показать большой палец.
Как идёшь? Вот так! – прошагать двумя пальцами по ладошки другой руки.
Как бежишь? Вот так! - согнуты руки в локтях, показываем, как ими работают во время бега.
Как берёшь? Вот так! - сделать движение к себе.
А даёшь? Вот так! – сделать движение от себя.
А шалишь? Вот так! – надуть щёки и разом стукнем по ним.
А грозишь? Вот так! – погрозить пальцем соседу.
Часы
Тики – так, тики – так, - Так ходики, стучат. (Наклоняем вправо влево в такт словам)
Туки – так, туки – так, - Так колёса стучат. (Поочерёдно правой левой рукой перед собой)
Токи – ток, токи – ток, - Так стучит молоток. (Изображаем кулачки молотка)
Туки – ток, туки – ток, - Так стучит каблучок. (Стучим каблучками)
4-я остановка “Нет - вредным привычкам”. Слайд 10
Особенностью каждого человека является, способность привыкать к каким либо действиям и ощущениям. Привычки формируются в результате многократных повторений: когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их, не задумываясь. Привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Например: чистить зубы, питаться в одно и то же время, спать при открытой форточке, соблюдать режим дня. Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Например: есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лёжа, разговаривать во время еды.
Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление алкоголя, табака, наркотиков. Под их воздействием поражаются внутренние органы (сердце, лёгкие, желудок). Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они много не узнают в жизни. Вредными эти привычки называют ещё и по тому, что от них бывает очень трудно отказаться, так как они постепенно становятся необходимыми человеку.
Тренинг “Скажем вредным привычкам - Нет”.
Дети становятся в круг. Ребята представьте себя красивыми распустившимися цветами. Много поэтов восхищались их красотой (раздаём стихотворения о цветах дети называют себя цветком и читают стихотворение).
Слайды 11, 12, 13, 14, 15, 16
Задаём вопрос: Могут ли расти растения в очень загрязнённой среде? Нет.
Поэтому и наш организм, если мы будем травить его не нужными нам веществами. Будет увидать.
Давайте все вместе скажем: “ Вредным привычкам – нет!”
5-я остановка. Бульвар “Отдыхай-ка”. Слайд 17
Упражнения на расслабление помогают нам отдохнуть, успокоиться, сосредоточиться, чтобы с новыми силами и светлой головой снова отправится в путешествие.
Все умею танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая – очень лёгкая, простая замедляются движения, исчезает напряжение и становится понятно – расслабление приятно!
Звучит мелодия, дети принимают удобную позу. Закрывают глаза.
Под музыку говорим, тихим спокойным голосом.
Свежесть и бодрость, я заряжен энергией. Я владею своим временем.
Работа над собой приносит успех. Впереди плодотворный день. Я уверен в себе.
Свобода и лёгкость во мне. Я людям приятен. Я внутренне улыбаюсь. Мне приятно с людьми.
Совет ребятам: Каждый человек в любой момент может оказаться в напряжённой (стрессовой) ситуации, поэтому необходимо уметь справляться со стрессом. Учитесь видеть в жизни - прекрасное. Радоваться жизни, тогда стресс и болезни обойдут вас стороной.
6-я остановка Станция “Будь Здоров!”. Слайд 18
Спорт поможет нам быть здоровыми. Игра “Цветик-семицветик”.
(Дети берут по очереди лепесток на котором написаны виды спорта. С помощью жестов без слов показываем вид спорта написанный на лепестке, остальные отгадывают.) Метание диска, стрельба, игра в футбол, игра в волейбол, игра в теннис, фигурное катание, хоккей.
Рефлексия.
Кроссворд “ Здоровье”. Слайд 19
По горизонтали:
1. Утро нужно начинать с …
2. Что препятствует гиподинамии?
3. Что позволяет нашему организму хорошо отдохнуть и зарядиться бодростью на следующий день?
4. С помощью улыбки можно улучшить своё …
5. Что должно входить в рацион правильного питания?
6. Что соблюдает человек, если он заботится о чистоте тела?
По вертикали: Тысячи вещей необходимы здоровому и только одна больному: здоровье.
Итог путешествия.
Всем надо помнить, что здоровье – незаменимая ценность нашей жизни! Каждый человек обязан знать, что вредит его здоровью и наоборот, что может быть ему нужным и полезным. Сохранение и укрепление здоровье дело - каждого. Человек хозяин своей судьбы, своего счастья и здоровья. Несомненно, врожденные недуги, оказывают влияние на жизнь людей, но, имея хронические заболевания, многие продолжают жить активно и плодотворно.
(Дети получают удостоверение Гражданин Страны Здоровья)