Россия без коррупции

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Экономика


Цели:

  • Патриотическое воспитание – воспитание любви к родной стране;
  • Воспитание чувства сопричастности и ответственности за все, что происходит в стране;
  • Правовое воспитание – развитие осознания необходимости соблюдать законы государства;
  • Развитие нравственности, духовности;
  • Формирование у подростков негативного отношения к коррупции как к нежелательному социальному явлению, через понимание причин возникновения этого явления и вреда, причиняемого им обществу.
  • Формирование активной жизненной позиции – что должен сделать каждый гражданин России, чтобы наше государство стало процветать;
  • Развитие творческих способностей, навыков работы с информацией, в т.ч. и с сайтами Интернет.

Задачи:

  • Подготовка и проведение Конкурса плакатов, презентаций и буклетов, видеороликов и сочинений – рассуждений учащихся 10 класса по теме «Можно ли победить коррупцию в России»;
  • Сформировать негативное отношение к коррупции;
  • Пригласить работника прокуратуры по данному вопросу;
  • Стимулирование мотивации антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам.

Формы и методы реализации:

  1. Ознакомиться с материалами СМИ, подобрать информацию о негативных явлениях жизни в нашей стране.
  2. Составить подборку материалов об антикоррупционной политике в нашей стране и области, используя Интернет и периодическую печать.
  3. Составить вопросы и провести анкетирование среди обучающихся – старшеклассников.
  4. Подготовить компьютерные презентации
  5. Написать мини– сочинение “Можно ли победить коррупцию в России?”
  6. Побеседовать с родителями и учителями по истории и экономике по теме “Можно ли победить коррупцию в России?”.
  7. Подготовить буклеты и публикации на данную тему.

Полученные результаты:

По результатам работы каждый ученик выполнил индивидуальное практическое задание – презентации, буклеты, быстрые публикации, видеоролики, каждый написал сочинение – рассуждение на данную тему. Буклеты были розданы в некоторые организации. Ученики очень интересно рассуждали на мероприятии, высказывали свою точку зрения. Я надеюсь, что каждый задумался над этой темой и в дальнейшем выработает то поведение, которое соответствует правовым и морально– этическим нормам.

Приложение 1, Приложение 2

Ход мероприятия

Оформление класса: класс украшен плакатами на антикоррупционную тематику (заранее необходимо провести конкурс плакатов по данной проблеме). На столах разложены буклеты (аналогичный конкурс среди учащихся 9–10 классов также провести заранее). Подготовлен компьютер, проектор для просмотра видеороликов.

Совесть – это тысяча свидетелей
Марк Аврелий Августин

КОРРУПЦИИ НЕТ!
Коррупция сдохла! Мы мзду не берём.
От грязи и скверны очистим свой дом.
Приходит цветенье и светлые дни,
Духовным богатством полны все они.

Великой страны мы великие дети,
И лучше страна, чем все страны на свете.
И нам не обидно уже за державу,
Великой её называем по праву!
Константин Макаров

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы здесь собрались, как вы уже наверно догадались по прочитанному только что стихотворению, чтобы обсудить, что такое коррупция, какой она наносит вред обществу, почему с ней надо бороться и что вы можете предложить по ликвидации в нашей стране такого негативного явления. На уроках истории, обществознания и экономике вы неоднократно говорили об этой проблеме, да и по телевидению постоянно говорят на эту тему. И сколько бы о ней не говорили, меньше её не становится. Как быть? Что делать? Как сделать так, чтобы о ней забыли?

Прежде всего давайте вспомним, что такое коррупция?

Ответы учеников:

Коррупция (от лат. corruptio) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать (лат. corrumpere), т.е. подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

Согласно Российскому законодательству, коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп, или иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера.

Слово учителя: Ребята, а кто знает когда зародилась коррупция?

Ответы учеников: Коррупция – сложное социальное явление, которое зародилось еще в глубокой древности в странах Египта, Месопотамии, Китая, Индии, Иудеи (т.е. в центрах древневосточных цивилизаций) и существует сегодня во всех странах независимо от уровня ее развития, различаясь лишь своими масштабами.

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

Слово учителя: Задумывались ли вы, почему коррупция процветает в нашей стране, которую все мы любим, и хотим, чтобы она стала богаче и сильнее. Назовите причины, вследствие которых , на ваш взгляд, происходят все эти негативные явления в нашей жизни.

Ученики: конкуренция, рыночная экономика привела к тому, что одни разбогатели, а другие – стали бедными; поменялись нравственные ориентиры– на первое место вышли деньги, материальные ценности, а не духовные качества человека.

Слово учителя: Действительно, иногда чувствуешь свою беспомощность, видя, что зло побеждает добро, безнравствнность одерживает победу над духовностью. Как жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Может быть, вы пока не задумывались над этими вопросами, но я уверена, что рано или поздно вам придется сделать нравственный выбор и решить, как жить, и не просто жить, а жить достойно, то есть в соответствии и с нравственными критериями: добром и милосердием – по закону чести и достоинства, с верой, надеждой и любовью, в мире и согласии, утверждая свободу, истину и красоту. Поэтому мы не должны прятаться от проблем, как будто их нет. Наоборот, мы должны быть готовы бороться с проблемами и побеждать в этой нелегкой борьбе. Поэтому мы сегодня об этом и говорим.

А сейчас давайте посмотрим инсценировку сказки “Лисица” (2 минуты)

Действующие лица: (4 ребят)

Ворона
Лиса
Первая Собака
Вторая Собака

На первом плане слева и справа кусты, справа высокий забор. На втором плане поле и деревня вдалеке. На куст справа садится Ворона и охорашивается. Вдалеке слышится приближающийся лай собак. Из-за куста слева выбегает Лисица, вся ее морда в курином пуху. Лиса останавливается на середине сцены и тяжело дышит.

Ворона:

Куда так, лисонька, бежишь ты без оглядки?
Не в честь твою ль вся эта кутерьма?

Лиса

Не говори, голубушка-кума!
Терплю напраслину и выслана за взятки.
Ты знаешь, я была в курятнике судьей,
Утратила в делах здоровье и покой,
В трудах куска не доедала,
Ночей не досыпала:
И я ж за то под гнев подпала;
А все по клевета́м. Сама подумай ты:
Кто ж будет в мире прав, коль слушать клеветы́?
Мне взятки брать? да разве я взбешуся!
Ну, видывала ль ты?! – я на тебя пошлюся, –
Чтоб этому была причастна я греху?
Подумай, вспомни хорошенько.

Ворона

Ох, кумушка, видала я частенько,
Что рыльце у тебя в пуху!

Лиса поспешно отряхивает пух с морды. Из-за куста с громким лаем выбегают Собаки и прогоняют Лису со сцены.

Ворона

Иной, как та лиса, при месте всё вздыхает,
Как будто рубль последний доживает:
И подлинно, весь город знает,
Что у него ни за собой,
Ни за женой, –
А смотришь, помаленьку
То домик выстроит, то купит деревеньку.
Теперь, как у него приход с расходом свесь,
Хоть по суду и не докажешь,
Ничуть не согрешишь, коль скажешь,
Что у него пушок на рыльце есть.

Учитель просит учащихся прокомментировать сценку.

Даже народ в пословицах и поговорках отражает коррупционную деятельность в современном обществе?

  • Не подмажешь, не поедешь – вымогательство, взятничество
  • Рука руку моет – групповая запланированная деятельность в подкупе
  • Загребать жар чужими руками – несознательное соучастие в мошенничестве и аферах.
  • Видит око, да зуб не мед – безрезультативность действий борьбы с коррупцией.

Слово учителя: Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм на тему коррупции (см. Приложение 1)

Очень жаль, что в жизни часто происходит то же самое. И если над мультфильмом можно посмеяться, то в жизни, к сожалению, коррупция влечёт за собой негативные последствия. Какие?

  1. Суммарные потери от коррупции в бюджете России составляют в среднем 10-20 млрд. долларов в год.
  2. Лица коррупции нарушают естественный ход развития и управления делами общества.
  3. В экономике: несправедливость в распределении госбюджета, повышение цен на товары и услуги, нарушение рыночной конкуренции, развитие теневой экономики.
  4. В Социальной сфере: преступность, социальное неравенство (олигархи и нищие), соц. напряженность в стране, деградация норм морали (деньги – мера всего), религии, отношений между людьми, искусства, роль права и законности падает в глазах общества, в результате – разочарованность, равнодушие и недоверие.
  5. Политика: смена общенациональных планов на обогащение олигархических кланов и группировок.

Слово учителя: – Исследователи проблемы коррупции приходят к интересным результатам. Об одном из них нам расскажет… (сообщение ученика)

Сообщение ученика: учёные вывели примерный портрет среднестатистического коррупционера:

  • работники министерств и комитетов субъектов РФ – 41,1%
  • сотрудники правоохранительных органов – 26,5%
  • работники контролирующих органов – 8,9%
  • работники таможенной службы – 3,2%
  • депутаты – 0,8%
  • иные категории – 19,6%.

И ещё: оказывается среди коррупционеров 27% – женщины

Средний возраст коррупционера – 37 лет

52% с высшим и незаконченным высшим образованием.

Слово учителя: А вот какие результаты представило УВД по Кировской области по борьбе с коррупцией… (сообщение ученика)

Сообщение ученика: Сотрудниками Управления внутренних дел по Кировской области за 12 месяцев прошлого года выявлено 331 преступление против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. 91% всех коррупционных преступлений в Кировской области выявлены сотрудниками по борьбе с экономическими преступлениями.

Задокументировано 28 преступлений в сфере органов государственной власти и управления. Отмечается рост преступлений данной категории в 4 раза.

Выявлено 283 должностных преступления, относящихся к категории тяжких, что на 41% больше, чем в 2009 году.

Выявлено и поставлено на учет 13 фактов злоупотребления должностными полномочиями (ст.285 УК РФ), из которых 1 факт выявлен сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье».

Задокументировано 54 факта получения взятки (в 2009 году – 47). Поставлено на учет 233 факта дачи взятки (больше на 44,7%, чем в 2009 году).

251 уголовное дело по фактам совершения должностных преступлений направлено в суд (+13,5%), 217 лиц привлечены к уголовной ответственности (+72,2%). (данные предоставлены ОВД по Орловскому району)

Слово учителя: А вот как обстоят дела по борьбе с коррупцией в Орловском районе нам расскажет помощник прокурора … (выступление)

У ребят было задание: написать мини– сочинение “Можно ли победить коррупцию в России?” (зачитывается несколько сочинений)

Ребята, а кто знает, когда международный день борьбы с коррупцией?

(Международный день борьбы с коррупцией объявлен ООН 9 декабря 2003 года в день открытия для подписания Конвенции ООН против коррупции).

Международный день борьбы с коррупцией впервые был отмечен 9 декабря 2004 года. Ровно год назад в Мексике открылась всемирная конференция, посвященная подписанию Конвенции ООН против коррупции. Тогда в течение трех дней подпись под этим новым международным документом поставили представители 100 государств мира. Конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей ООН 31 октября 2003 года. После конференции в Мексике ее успели подписать еще 14 государств.

Цель Конвенции – предупреждение и искоренение коррупции. ООН считает, что она подрывает экономическое развитие, ослабляет демократические институты и принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок и разрушает доверие общества, тем самым давая возможность процветать организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человека. Государства договорились укреплять международное сотрудничество в борьбе с этим злом. Год назад под эгидой ООН во многих странах мира прошли демонстрации, встречи и семинары, приуроченные к Международному дню борьбы с коррупцией

– Итак, а сейчас «Мозговой штурм»: учащиеся предлагают свои способы ликвидации коррупции, а я запишу их на доске, чтобы в дальнейшем обсудить их.

Ответы детей:

  • повысить зарплату и не только чиновникам;
  • сделать стабильным социальный пакет;
  • прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство и др.;
  • а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать;
  • честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности;
  • повышение роли СМИ в воспитании честности («нечестность должна стать дурным тоном»).
  • менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки и т.д.

Ответы детей обсуждаются.

Подводя итог нашему мероприятию, хотелось бы отметить:

Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет собой серьезную опасность.

В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания.

Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики, что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью государства.

Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Можно сказать, что первый шаг – осознание вреда коррупции – уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим президентом.

Я рада, что к этому мероприятию вы отнеслись серьёзно, вы поработали с различными источниками знаний, нашли интересный материал, создали красивые работы, обсудили данную проблему и нашли верные решения. Я думаю, что сегодня каждый задумался : А как я буду жить в этом мире? Смогу ли устоять перед такими соблазнами? А это я считаю зависит от совести человека, и прав был Марк Аврелий Августин в своём высказывании.

Список литературы

  1. Газеты: «Российская газета», «Вятский край»
  2. Материалы: Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р» (http://www.transparency.org.ru)
  3. Григорова Т. В. Коррупция в России: сущность, причины возникновения и социально-экономические последствия, 2008 г.
  4. Коррупция: политические, экономические и правовые проблемы.– М., 2001 г.
  5. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и системное решение// Сервер центра «Стратегия», 2001 г.,
  6. Сайты Интернет:
  • http://anticomprador.ru
  • http://www.rg.ru
  • http://wap.mk.ru
  • http://www.ej.ru
  • http://www.kremlin.ru
  • http://premier.gov.ru
  • http://www.uznai-prezidenta.ru
  • http://www.Corruption.ru
  • http://www.rudus.ru