Внеклассное мероприятие "Знатоки математики"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: развитие логического мышления, творческих способностей, умение вести себя в коллективе

Форма проведения: игра.

Оборудование: математические газеты, рисунки, кроссворды, высказывания учёных, их портреты.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен: на стенах математические газеты, высказывания учёных, их портреты, математические газеты, рисунки. В жюри трое родителей и два педагога.

Под музыку дети заходят в зал и занимают свои места

Представление команд и членов жюри.

Ведущая.

Счётный конкурс открываю,
Добрый день, мои друзья!
Три команды на турнире,
Их сейчас представлю я.
Вот команда «Треугольник».
Пусть узнает каждый школьник,
Будут им, сказать хочу,
Все заданья по плечу!
Про команду номер два
Разошлась уже молва.
Называется «Квадрат»,
Им любой учёный рад.
У команды третьей здесь
Всех достоинств и не счесть.
Номер три зовётся «Кругом» –
Стойкие и друг за друга.
Чтоб игра пошла, как надо,
Я жюри представить рада:
Тот, что справа, – Ломоносов –
Математик и философ.
Лобачевский слева здесь,
Гордость русская и честь!
Третья – им как раз под стать.
Софьей Ковалевской звать!
Итак, турнир я открываю,
Всем успехов пожелаю,
Думать, мыслить, не зевать,
Быстро все в уме считать!

Ведущий. Напоминаю правила игры. Играем до шести очков. В каждом туре будет разыгрываться одно очко. Время на обсуждение – 20 секунд. После того как будет задан вопрос и дан сигнал «Время», капитан той команды, которая знает ответ, поднимает сигнальную карточку и сообщает нам, кто будет отвечать: номер игрока, его фамилию и имя.

В случае, если у команды нет правильного ответа, дается время на обсуждение другим командам, но уже 10 секунд. Если и эти команды дадут неправильный ответ, счет остается прежним. Тогда в следующем туре будут разыгрываться три очка.

Призовой фонд нашей игры – билеты в театр.

Спонсоры программы – наши родители.

Вас, уважаемые учителя, я попрошу по окончании игры назвать лучшего игрока, который также будет награжден ценным подарком.

Итак, команды готовы?

ПЕРВЫЙ ТУР

Ведущая.

Первый тур мы начинаем,
Победителей узнаем.
Здесь загадки и шарады.
За разгадку – всем награды.

1. На берёзе сидели две вороны и смотрели в разные стороны: одна на юг, другая на север.

– У тебя, говорит первая ворона, – лапки в грязи.
– А у тебя, – отвечает вторая, клюв в земле.
Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят?
(Ответ: они смотрят друг на друга, а это и есть разные стороны.)

2. Трёх котят держали девочки на руках: рыжего, чёрного и белого. Фамилии девочек были: Рыжова, Белова и Чернова. Ни одна из девочек не держала котёнка того цвета, от которого произошла её фамилия. Белова внимательно разглядывала чёрного котёнка, которого держала подруга. Какого цвета котята находились на руках у каждой девочки?

(Ответ: у Беловой был рыжий котёнок, у Черновой – белый, у Рыжовой – чёрный.)

3. Три подружки – Вера, Оля и Таня – пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзины, лукошко, ведёрко. Известно, что Оля была не с лукошком и не с корзинкой, Вера – не с лукошком. Что с собой взяла каждая из девочек для сбора грибов. Свои ответы объясните.

(Ответ: Оля могла иметь корзинку, либо лукошко, либо ведёрко. Она была не с корзинкой и не с лукошком. Следовательно, она была с ведёрком. Вера была не с ведёрком и не с лукошком. Следовательно, она была с корзинкой. Таня была не с ведёрком и не с корзинкой. Следовательно, она была с лукошком.)

4. Что легче: пуд ваты или пуд железа?

5. Сколько горошин может войти в пустой стакан?

6. Спутник Земли делает один оборот за 1 ч 40 мин, а второй оборот за 100 мин. Как это получается?

ВТОРОЙ ТУР

Ведущий.

Тур второй: пусть всякий знает,
Кто же лучше вычисляет?
Мне задачки прочитать,
Вам же думать и считать!

Задача 1. На участке дороги длиной 90 м школьникам поручено посадить деревья так, чтобы между ними были расстояния в 9 м. Сколько деревьев должны посадить школьники? (Ответ: 11 деревьев.)

Задача 2. В мешке трип пуда муки. Сколько нужно заплатить за муку, если один килограмм муки стоит 7 р.? (1 пуд = 16 кг)

Задача 3. Как налить 8 л воды, используя 2 сосуда, вмещающих 10 л и 3 л?

(Решение. Наливаем 3 раза по 3 л в 10-литровый сосуд. В четвёртый раз из 3-литрового выливается в 10-литровый только 1 л, 2 л останутся. Выльем всю воду из 10-литрового сосуда, а в него затем перельём из 3-литрового 2 л и добавим дважды по 3 л.)

ТРЕТИЙ ТУР

Ведущая. Третий тур мы начинаем, Капитанов приглашаем. Будут трудные задачи, пожелаем им удачи!

  1. В одной семье у каждого из трёх братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (Ответ: 4 детей)
     
  2. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (Ответ: 3 кг)
     
  3. Есть две сковородки. На каждой помещается один блин. Надо пожарить три блина с двух сторон. Каждая сторона блина жарится 1 мин. За какое наименьшее время можно это сделать? (Ответ: 3 мин)
     
  4. Шоколадка стоит 10 р., и ещё половина шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (Ответ: 20 р.)

ЧЕТВЁРТЫЙ ТУР

Ведущий.

Вы, ребята, все устали.
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Так четвёртый тур – «Игра»!

  1. Посчитай, сколько треугольников на рисунке?

  1. «Каждой руке – своё дело».
    Правая рука чертит окружность, левая – квадрат.
  2. Нарисуйте из цифр человечка.
  3. Напишите число 1 тремя двойками (Ответ: 1 = 2 – 2 : 2)
  4. Кто быстрее впишет в клеточки нужные цифры?
3 4 9
9 16 49
  1. Конкурс на внимание.

Считаем до 30, вместо чисел, кратных трём, произносим: «Ай, да я».

ПЯТЫЙ ТУР

Ведущая.

Пятый тур мы открываем,
Вновь команды приглашаем.
Силы все вы подключайте
И загадки отгадайте.

  1. 7 тарелок им умыты,
    8 чашек не забыты,
    Ложек – дюжина одна –
    Чистота кругом видна!
    Вы готовы дать ответы,
    Сколько всей посуды этой
    Перемыл он – сын – проказник?
    Дело было в мамин праздник. (Ответ: 27 штук.)
     
  2. В пяти колодчиках
    Сидят пять молодчиков. Что это? (Ответ: пальцы в перчатках.)
     
  3. Об шести ногах, об четырёх крыльях,
    Ни зверь, ни птица, а нос как спица.
    Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Ответ: комар.)
     
  4. У родителей и деток
    Вся одежда из монеток. (Ответ: рыбки и чешуя.)

ШЕСТОЙ ТУР

Ведущий.

Тур шестой: ребус ты открой,
Это чудные загадки.
Есть картинка,
Нет отгадки.

Подведение итогов игры.

Ведущая.

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?

Жюри объявляет результаты, называет лучших участников.
Награждение победителей.