Открытый урок по литературе "М.М. Пришвин «Старый гриб»"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель:

  • Познакомить детей с рассказом писателя М. М. Пришвина
  • Развивать беглое, выразительное чтение, наблюдательность, исследование, продолжить работу над связной речью.
  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

Оборудование:

  • Портрет писателя, кроссворд о грибах, набор открыток.
  • Грибы, пословица о грибах “Грибов ищут – по лесу рыщут”
  • ТСО “Голоса птиц”

Ход урока

I  Организационный момент

Разминка. Пусть книги друзьями заходят в дома

Читайте всю жизнь – набирайтесь ума.

II Работа с кроссвордом.

 

1.

Зашел мужик в сосняк,
Нашел слизняк,
Бросить жалко
Съесть сыро. (Груздь)

2.

Глубоко был спрятан он
Раз, два, три и вышел вон,
И стоит он на виду
Белый, я тебя найду! (Боровик)

3.

Золотистые –
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. (Лисички)

4.

В роще у березки
Повстречались тезки. (Подберезовики)

5.

Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных
Собирай, не мешкай ... (Сыроежки)

Какое слово вы прочитали? (грибы)

Кто из писателей и в каком рассказе писал о грибах? (Михаил Михайлович Пришвин в рассказе “Старый гриб”)

III. Чтение I части рассказа

  1. О жизни какого человека рассказ писателя?
  2. Где и кем работал его друг?
  3. Найдите портрет этого человека?
  4. Почему мальчишка назвал его старым грибом?
  5. Где растут грибы?

Работа в центрах

Познание мира. Подобно растениям, грибы растут в почве, но они не растения. Все их разнообразные формы – шляпочные грибы, дрожжи плесени (вроде той, что иногда появляются на хлебе) – объединяют в особую группу организмов – myceteae. В отличии от растений у грибов нет хлорофилла, так что сами создавать для себя пищу они не могут. Приходится добывать ее другим способом. Многие грибы - паразиты. Это значит, что они извлекают питательные вещества из живых растений, животных и других организмов. Имеются среди них и сапрофиты. Так называются виды, питающиеся мертвыми тканями растений и животных.

Известно, что основным сбором грибов является лес. Карагандинская область самая большая по площади в Казахстане, но здесь лесов не многим более 100 тысяч гектаров.

Хороший урожай съедобных грибов бывает в Каркаралинских лесах и в урочищах. Здесь встречаются грибы: грузди, рыжики, волнушки и сыроежки, а также трубчатые – подберезовики, подосиновики.

На территории области немало степных грибов – белый степной и шампиньоны.

Шампиньоны растут и в наших местах, особенно их много у скотобаз, в местах зимовки скота.

Грибов на свете почти 100 тысяч видов. В России растет около 300 видов съедобных грибов. Очень важно научиться отличать съедобные грибы от несъедобных.

Как растут грибы?

Грибы – не растения. Они относятся к отдельному царству, такому же, как царства животных и растений.

Сам гриб – похож на паутинку, грибница – мицелий – спрятан глубоко под землей.

Если осторожно выкрутить привычный нам гриб из земли, у основания его ножки можно заметить очень тоненькие белесые ниточки (гифы). Это и есть часть грибницы. А то, что мы собираем в лесу – это не сами грибы, а их плодовые тела, с помощью которых эти мастера маскировки распространяют свои “семена” - споры. Грибные споры очень мелкие. Увидеть их можно только под микроскопом.

1. Почему М. М. Пришвин назвал рассказ “Старый гриб”? (Он сравнил жизнь и дела своего друга, который отдал свои знания и труд молодому поколению, а старый гриб, как растение является продолжателем размножения молодых грибов).

IV Чтение II части

1. О каком грибе рассказал и описал автор?

2. Найдите описание сыроежки.

3. Какие еще грибы собирал грибник?

Для каждого гриба в лесу свое место. Подберезовик и подосиновик любят расти возле “своих” деревьев – берез и осин. Боровики предпочитают невысокую траву на опушке леса. А сыроежки, которые ни в коем случае нельзя есть сырыми, легко заметны по ярким шляпкам. Быстрее всего собирать опята, они всегда на виду – на пеньках и возле корней деревьев.

Но главное, о чем должен помнить каждый грибник, - собирать только те грибы, которые хорошо ему известны.

Шампиньон – съедобный. Его часто путают с бледной поганкой. Но у поганки пластины под шляпкой белые, а у шампиньона – розовые или черные. Шампиньоны очень питательны.

Зеленая сыроежка немного похожа на самый опасные гриб – бледную поганку. Яд бледной поганки подобен змеиному. Он сохраняется даже после длительной варки. Эти грибы не едят даже черви. Но мало кто знает, что розы бледной поганки использовали в старину для борьбы со страшной болезнью – холерой.

Яркая окраска мухомора предупреждает о том, что он ядовит. Яд мухомора вызывает удушье, обмороки. Он используется как средство для уничтожения мух. Им лечатся больные лоси.

Строчок содержит токсин – пиромитрин, вызывающий сильные боли в желудке.

У самого ценного – белого – есть опасные двойняшки. Если разломить шляпку белого гриба, она не изменит свой цвет, а шляпка оборотней желчного и сатанинского грибов – сначала покраснеют, а потом почернеют.

Вывод:

1) Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные)

2) Какую пользу приносят грибы? (Уничтожать ядовитые грибы не надо, их грибницы оплетают корни деревьев и снабжают их влагой.)

Вот мы и собрали, съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставили в лесу для санитарного обслуживания.

3) Чем полезные съедобные грибы? (В них много белков, жиров, полезные для человека минеральные соли, фосфорной кислоты, витамины А1, В1, В2, С, D Грибы богаты также экстративными и ароматическими веществами, благодаря которым, блюда из грибов обладают хорошим вкусом. Съедобные грибы сушат, маринуют, солят, консервируют.

Центр русского языка

1. Как понять смысл пословицы?

  • Грибов ищут – по лесу рыщут.

2. Узнай по описанию название грибов.

Первый гриб бывает и белым и черным, второй – рыжий, третьи – желтенкие, а четвертый – с бледно-коричневой шляпкой.

(по второму слову подбери однокоренные слова, выделите корень)

Дождевик

Узнав, что это гриб, многие удивляются: какой же гриб? У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Дождевик. Называется он так потому, что появляется обычно после ...

Что вы можете рассказать об этом грибе (по Ю. Дмитриеву)

Он появляется в мае после дождя. Эти грибы употребляют в пищу совсем молоденькими, а если перерастет становится ядовитым. В Италии этот гриб предпочитают всем остальным съедобным грибам.

V Выборное чтение.

1. Какое время года описывает М. М. Пришвин в рассказе?

2. Когда еще можно собирать грибы? (весной, летом, осенью)

3. Как он собирал грибы?

Викторина о грибах

  1. Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы, по питательности наиболее ценны белые грибы и шампиньоны)
  2. Может ли гриб съесть дом? (Может, это домовой гриб, который разрушает древесину)
  3. Какие птицы едят грибы? (глухари)
  4. У этого гриба много названий: дедушкин табачок, галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (гриб-дождевик)
  5. Какие грибы появляются первыми? (сморчки, строчки)
  6. Как называются разноцветные грибы? (сыроежки)

Центр науки

Какие грибы не растут в почве?

“Чайный гриб”

Напиток этого гриба используют, как прохладительный напиток и как домашнее лечебное средство при отсутствии аппетита, пониженной кислотности, головных болях, при заболевании желудка. В медицине отмечают, что этот настой или чайный квас задерживает рост одних бактерий и убивает другие. Врачи рекомендуют полоскать им горло при ангине. В природе этот чайный гриб известен. Это сожительство (симбиоз) трех микроорганизмов: дрожжевого грибка – Торуля, уксусной кислоты и глюконовой бактерии. Пленка чайного гриба по мере роста наслаивается. При желании эти слои отделяют, помещают в широкую стеклянную банку и заливают подсахаренным раствором чая и отстоенной водой – (100 гр сахара на 1 л воды). Настой этот постепенно превращается в приятный напиток. Пленка продолжает расти и держаться на поверхности потому, что углекислый газ образуемый дрожжевыми грибками поднимает ее. Настой надо менять через 5-6 дней зимой и 2-3 дня летом. Гриб надо промывать кипяченой водой зимой через 2-3 недели, а летом через 1-2 недели. Перестоявший настой пить нельзя. Холод и сильный свет замедляют рост чайного гриба.

Грибы-паразиты

Грибы приносят нам и пользу, и вред. Многие шляпочные грибы и культурная плесень (в сыре) съедобны, но есть и крайне ядовитые виды. Некоторые грибы, например аспергилл, вызывают заболевания растений и животных, зато другие вырабатывают необходимые нам антибиотики. Дрожжи используются в хлебопечении и пивоварении.

Грибы живут за счет других организмов. Эти грибы растут на дереве. Они проникают в него сотнями тонких нитей грибницы (их называют гифами), которые переваривают питательные вещества дерева и всасывают их.

Вывод. Что должен соблюдать каждый человек, чтобы быть здоровым?

Александр Флеминг

Это один из ученых, принесших человечеству самую большую пользу. Он родился в Шотландии в 1881 году и был профессором медицины Лондонского университета.

Всемирную известность Флемингу принесло открытие пенициллина. Совершенно случайно он обнаружил, что плесень уничтожила колонию бактерий – возбудителей инфекционной болезни, которые он изучал. Он решил, что раз плесень смогла уничтожить бактерии, то ее можно использовать для лечения болезней, вызываемых этими бактериями. Ученый начал работу и сумел из плесени получить вещество со свойствами антибиотика; так как этот вид плесени носил латинское название Penicillium Notatum, новое вещество Флеминг назвал “пенициллин”. Он получил Нобелевскую премию в области медицины в 1945 году и умер в 1995 году. Человечество благодарно Александру Флемингу, так как его открытие помогло спасти жизни многих людей.

Центр математики

1) Знаете ли вы?

Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.

Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4-5 см в сутки.

Каждый год на гектар леса падает свыше двух тонн хвои, листьев, веток шишек и коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики.

Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала медсестры собирали трутовики – они успешно заменяли вату.

2) Решение задачи.

По грибы

Солнце льет на землю свет.
Рыжик прячется в траве,
Рядом тут же в желтых платьях
Их еще двенадцать братьев.
В кузовок я всех их спрятал.
Вдруг гляжу – в траве маслята,
И пятнадцать тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов,
Сколько я нашел грибов?

Задача: Тося, Фрося и Люся идут из леса, несут грибы.

Бидон несет не Тося. Фрося несет корзину. Люся и Фрося держатся за одну ручку. Кто из них Тося?

Кто Фрося? Кто Люся?

Что услышал М. М. Пришвин? (прочитать)

Кого он увидел? Что хотели птицы и грибник? (Птиц, которые хотели пить. Они спорили, выпьет ли воду человек из шляпки сыроежки)

Центр творчества.

Инсценировка сказки В. Даля под фонохрестоматию “Голоса птиц”.

СКАЗКА

В. Даль

Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: “Вишь, что их уродилось! Бывало, и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же,— думает боровик, всем грибам голова,— нас, грибов, сила великая — пригнетём, задушим её, сладкую ягоду!”

Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы сзывать, стал помощь скликать:

- Идите вы, волнушки, выступайте на войну!

Отказалися волнушки:

- Мы все старые старушки, не повинны на войну.

- Идите вы, опёнки!

Отказалися опёнки:

- У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!

- Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик.— Снаряжайтесь на войну!

Отказалися сморчки, говорят:

- Мы старички, уж куда нам на войну!

Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:

- Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!

Откликнулись грузди с подгруздками:

- Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!

Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.

“Ну, быть беде”,— думает зелёная травка.

А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы подряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронизали, высушили, да и продали.

С той поры перестал гриб с ягодою воевать.

Центр музыки

“Грибные частушки”

Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир.

Не играйте вы, опятки
До темна с Ванюшей в прятки,
Окажите Ване честь –
В кузовке местечко есть!

Сколько лет тебе, сморчок!
Ты по виду – старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой - всего два дня!
Г. Залеская

Про грибы частушки спели,
Собрали их всех в лесу,
А домой пришли, сварили, съели
И белками пополнели.

VI Чтение последнего абзаца рассказа

  1. Чему хотел научить нас писатель? (Беречь и охранять лес и тех кто в нем живет)
  2. Какие правила должен соблюдать человек?
  3. Кому же пользу приносит гриб?

Вывод. Какие правила должен знать человек, находясь в лесу?

Обобщая ваши ответы можно сказать, что лес – достояние народа.

“Лес – это дом, для его жильцов”

 

Итог урока.

Музыкант бы признался: “Спасибо вам, леса, за ваши деревья, которые наслушавшись пение птиц и превратившись потом в свирели, домбры, пианино, своими мелодиями радуют сердца людей”.

Медик бы вымолвил: “Леса – это здоровье людей”.

Лесник бы подытожил наш разговор примерно так: “Как видите, леса нужны всем. Но чтобы лесные богатства стали бы достоянием наших потомков, вместо одного вырубленного дерева следует посадить два. Леса не только источник сырья, но и бесценное украшение нашей планеты”.

Презентация центров (выделить лучшую работу одного из центров).

VII. Д/з стр. 156-162 читать, пересказывать. Нарисовать картины леса и его жильцов.