Урок-исследование по теме "Правописание приставок -пре, -при"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  • Дать знания о правописании пре- и при-;
  • Научить использовать правило в практической деятельности;
  • Воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи, ответственного отношения к дружбе и товариществу;
  • Развивать логическое мышление, память;
  • Совершенствовать навыки грамотного письма, активизировать мыслительную деятельность уч-ся.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в сказочное путешествие. Перед нами волшебный лес, где совершаются разные чудеса.

- А это что такое? Посмотрите, да здесь три тропинки.

1 слайд.

- Если мы налево пойдем, победу над злыми силами одержим, но друзей потеряем. Если пойдем направо, клад найдем, но домой не вернемся. Если прямо пойдем, знания приобретем, но трудности преодолеть придется.

- Ребята, решите, по какой тропинке идти, свой выбор обоснуйте.

2 слайд.

- Слушаю ваш выбор!

- Но имейте в виду, что идти мы можем только вместе, помогая друг другу.

3 слайд.

- Какие знания вы сегодня приобретете? Внимательно посмотрите на волшебное зеркало, которое поможет вам в путешествии.

4 слайд.

(открыли тетради и записали тему урока)

Появление Бабы-Яги.

- Не случайно появилась бабуля. Знать, приготовила для нас какое-то задание. Давайте посмотрим.

5 слайд.

(Появляются слова с пропущенными буквами:пр..шли, пр..неслись, пр..скакали, пр..мчались)

- Какую гласную нужно написать в приставке?

- Что для этого нужно узнать?

- У меня есть подсказка. Внимание на экран.

Слайд

Изображение: рука присоединяется к руке; молоток падает на наковальню, волшебная палочка касается шляпы.

- Ребята, что происходит на экране?

- Запомните, если слово обозначает приближение или присоединение, то пишется приставка при-

- Записываем в тетрадь слова и выделяем приставки.

- Какую роль играет приставка?

Слайд

Изображение избушки Б.Я

- Продолжаем путешествие.

- Что же мы видим?

- Неужели хочет в гости пригласить?

Б.Яга:

- Приходите в избушку, я вас накормлю.

- Ох, что случилось? Какой противный запах! Кажется, что-то пригорело. Прикрою дверь.

Накормить не смогла, зато новое задание дала.

Слайд

(на экране появляются слова: пр..горело, пр..открыта, пр..крыта)

- Какое действие обозначают слова? ( неполное)

- Следовательно, если слово обозначает неполное действие, то пишется приставка - при –

Слайд

(изображение пришкольного участка, прибрежной полосы, приморской гостиницы)

- Какой-то ребус предлагает Б.Я. Это, наверное, ее мечты: она хочет побывать у нас на пришкольном участке, походить по прибрежной полосе около своей избушке и полюбоваться приморской гостиницей.

- Что обозначают эти слова? (близость к чему-либо). Записываем слова в тетрадь.

- Нужно нам продвигаться поближе к дому.

Слайд

(появляются слова: пр..града, пр..пятствие, пр..одолеть)

- Не хочет нас отпускать бабуля, устраивает все новое препятствия.

- Попробуем их преодолеть.

- Я предлагаю подсказку.

Слайд

Стихотворение “Дождь”

Вывод

Слайд

(изображение Б.Я)

- Что это с нашей бабулей? Сначала она была презлой, а теперь предобрая, прекрасивая, прехорошенькая.

Слайд

(изображение высокого человека.Стих “Дядя Степа”)

- Какую гласную нужно написать в приставке?

(уч-ся выполняют задание: вставляют в слова, указанные на экране буквы)

- Ребята, вы умницы и молодцы. Верно справились со всеми заданиями, но прежде, чем вернуться домой из сказочного путешествия, давайте посмотрим, как вы поняли правописание приставок пре- и при-. Не запутала ли вас Б.Я.?

- Предлагаю вам вот такое задание: начертите таблицу.

Слайд

(изображение таблицы. Распределительный диктант. Цель: формирование умения видеть орфограмму и соотносить написание букв со значением приставки)

Итог

- Ребята, вы вернулись из сказочного путешествия! Расскажите о ваших приключениях.

- Что нового вы узнали?

- Что помогло вам в пути?

- Давайте посмотрим, как вы поняли новый метериал.

Тема урока: от анализа текста – к сочинению-рассуждению.