Метод проектов во внеурочной деятельности для формирования информационной компетентности учащихся

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Актуальность

В настоящий момент Российское образование переживаем реформирование. Обновляются Федеральные государственные образовательные стандарты. В Требованиях к результатам освоения основных образовательных программ дано описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения. Одной из ключевых компетентностей является информационная. В глоссарии стандартов содержится следующее определение: «Компетентность информационная – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий». Это значит, что ученик должен обладать способность и умением самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных формах и на различных носителях.

Я, как учитель информатики, заметила, что учащиеся испытывают сложности при работе с информацией. Исходя из своего опыта, полагаю, что одним из способов развития и формирования информационной компетентности может служить применение метода проектов в учебной деятельности.

Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность ребёнка развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Коллективная творческая работа несет огромную созидательную силу, развивает творческое и самостоятельное мышление, объединяет разных детей в один творческий коллектив. Интересная работа с наглядным результатом привлекает детей. Для выполнения такой работы подходит проектная деятельность.

Хочу поделиться опытом создания и реализации творческого проекта с применением информационных технологий во внеурочной деятельности для учащихся восьмого класса.

Проблемная ситуация

В преддверии Нового года родительский комитет нашего класса предложил детям самим организовать и провести новогодний праздник и самим же приготовить себе подарки. Так был разработан и реализован проект «Классная дискотека». Результатом проекта стало проведение новогодней дискотеки, где 8 «А» танцевал под свою любимую музыку, и каждый получил подарок в виде двух красочно оформленных компакт-дисков с этой музыкальной сборкой.

Краткое описание проекта «Классная дискотека»

Канун праздника лучше самого праздника.
Японская пословица

Основная цель проекта была сформулирована от лица учеников и звучала так: «Новый год – своими руками!». Для проведения итогового мероприятия необходимо было выполнить следующие задания: разработать сценарий новогоднего праздника, подготовить подарки – записать и оформить музыкальные диски, разработать и создать мультимедийную презентацию для интеллектуальной игры «1 из 4».

На классном часе были сформированы три группы «CD-диски», «Обложки» и «Игра» и назначены ответственные за выполнение соответствующих заданий. Сценарий новогоднего праздника утвердили в общем виде: интеллектуальная игра, дискотека, чаепитие. Не забыли обсудить список необходимых покупок, подсчитали затраты. Установили сроки выполнения работ.

Этапы и сроки проекта:

  • Организационный – 1 неделя декабря
  • Творческий – 1 – 2 неделя декабря
  • Производственный – 3 – 4 неделя декабря
  • Праздничный – последняя суббота декабря

Четкий план, определенные даты встреч и мероприятий, назначенные ответственные – это уже половина успеха любого мероприятия, а тем более школьного проекта.

Групповая форма деятельности способствует качественному выполнению задания, формированию положительной самооценки участников, развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой. Последовательность работ в группах проекта «Классная дискотека» представлена в следующей таблице:

Группа 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
«CD-диски» Опрос «Любимая музыка» Сбор музыкальных файлов Составление композиции для записи Запись музыкальных дисков
«Обложки» Конкурс рисунков Сканирование, обработка рисунков, печать обложек Упаковка дисков
«Игра» Составление и отбор вопросов Подбор иллюстраций Создание презентации

Группа «CD-диски» провела опрос в классе, задав каждому ученику только один вопрос «Какую музыку ты предлагаешь для новогодней дискотеки?». По итогам опроса составили общий список музыкальных произведений. Сбор музыкальных файлов должного качества и составление композиций для записи аудиодисков заняли около двух недель. В итоге, участники группы ««CD-диски» записали 50 музыкальных дисков.

Рисунок 1

На конкурс рисунков «Лучшая обложка» было подано шесть работ, выполненных в технике аппликация, рисунок красками «гуашь» и фотоколлаж (Рисунок 1). Участники группы решили использовать все работы для оформления подарочных упаковок. Работы отсканировали, обработали в графическом редакторе. На цветном принтере отпечатали более полусотни экземпляров. И аккуратно упаковали диски и авторские обложки в прозрачные конверты.

Параллельно шла работа по созданию презентации для игры «1 из 4». Презентация содержала десять слайдов с заданиями, в каждом из которых необходимо было выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных. Для каждого вопроса были подобраны соответствующие иллюстрации.

Не все ученики класса работали в группах, но творческий проект «Классная дискотека» дает возможность индивидуального участия: представление одной или двух музыкальных композиций для записи, представление работы в художественном конкурсе «Обложка» или же составление вопросов для игры «1 из 4».

На Новогоднем празднике для игры «1 из 4» восьмиклассники разделились на две команды. Команды одновременно письменно отвечали на вопрос, далее на экране высвечивался верный ответ, что позволяло сразу определить, правильно ли был сделан выбор. Победителем стала команда, которая дала большее число правильных ответов.

Вопросы и ответы интеллектуальной игры «1 из 4», правильные ответы выделены подчеркиванием.

Вопрос 1: Кто лишний? Ответы: медведь белый, медведь бурый, панда, медведь сумчатый. Слайд презентации (Рисунок 2).

Рисунок 2

Вопрос 2: В каком году родился А.С.Пушкин? Ответы: 1789, 1801, 1799, 1797.

Вопрос 3: Самое глубокое озеро? Байкал, Мичиган, Каспийское море, Иссык-Куль.

Вопрос 4: Какого цвета эллипс на слайде? Желтого, зелёного, красного, белого.

Вопрос 5: Назовите порядковый номер Al в таблице Менделеева. 11, 31, 13, 33.

Вопрос 6: Цвета Российского флага? Правильный ответ: белый, синий, красный.

Вопрос 7: В каком году основан Новосибирский Академгородок? 1963, 1957, 1960 или 1959. Слайд презентации (Рисунок 3).

Рисунок 3

Вопрос 8: Сколько персонажей хотели съесть, но не съели Колобка? Правильный ответ: 3.

Вопрос 9: Кто или что: Joulu Pukki? Ответы: финский Дел Мороз, Лесная фея, поисковый сайт, клич.

Вопрос 10: Кто следующий? Животные, Растения, Грибы, … Ответы: водоросли, мхи, человек, бактерии.

В работе над творческим проектом «Классная дискотека», выполняя задания любого типа, ученики попадали в ситуацию необходимости поиска, обработки, представления и передачи информации.

Учащиеся 8 «А» класса, нашли музыкальные файлы, подготовили сборку и записали компакт-диски (50 штук). Также создали и обработали в графическом редакторе рисунки, подготовили их для печати, распечатали и оформили упаковки с компакт-дисками. Нашли и отобрали интересные вопросы для игры, создали презентацию, провели игру «1 из 4». И на Новый год каждый ученик класса получил в качестве подарка музыкальный компакт-диск.

Заключение

Хорошую эффективность дают такие краткосрочные проекты, когда в школе учитель использует время для постановки целей и задач, координации деятельности участников проектных групп и презентации готового продукта, а дома учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют задания того или иного этапа работы над проектом.

Хочется сказать, что использование информационных технологий в любых видах проектов, как на уроке, так и вне его, показывает практическое применение компьютера в жизни человека, повышая интерес у школьников к изучению предмета «Информатика и ИКТ».

Обобщая выше изложенное, можно отметить, что метод проектов помогает в полной мере осуществлять формирование информационной компетентности.

Список литературы

  1. Гусельникова Е.В. Как работает школьный Интернет-класс. Москва, РАО, 2000;
  2. Гусельникова Е.В., Часовникова О.Б. Метод проектов на уроках английского языка с использованием интернет-технологий, Фестиваль «Открытый урок» 2005/2006 года <https://urok.1sept.ru/articles/310829/>;
  3. Гусельникова Е.В., Часовникова О.Б. Я сам. Проект мой – язык мой, Учительская газета №03-04, 25 января 2011;
  4. Емельянова В.В. Применение метода проектов на уроках информатики для формирования информационной компетентности учащихся. Развивающие информационные технологии в образовании: использование учебных материалов нового поколения в образовательном процессе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции ("ИТО-Томск-2010"). Томск, 2010;
  5. Костюченко Е.Я. Теоретический семинар для педагогов школы на тему «Компетентности, необходимые для реализации образовательных стандартов нового поколения», Фестиваль «Открытый урок» 2009/2010 года <https://urok.1sept.ru/articles/571814/>;
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты, Интернет-журнал «Эйдос», 23 апреля 2002, <http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm>