Урок по теме "Географическое положение. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые Автралии"

Разделы: География


Дидактическая цель: Научить учащихся отбирать главное в изучаемом материале.

Цели и задачи урока:

  • Сформировать знания об особенностях географического положения Австралии.
  • Познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка.
  • Показать особенности рельефа и полезных ископаемых Австралии; выяснить причины, обусловившие эти особенности.
  • Развивать умение работать с картой, видеть причинно – следственные связи строение земной коры – рельеф – полезные ископаемые.

Оборудование:

  • Физическая карта мира.
  • Карта «Строение земной коры».
  • Атласы.
  • Видеофрагменты, репродукции, картины.
  • Схемы: Профиль поверхности Австралии по 29 градусу ю. ш.
  • Сравнительная высота гор Австралии.

Ход урока

1. Изучение нового материала.

а). Вступительное слово учителя о своеобразии Австралии.

<Приложение 1, рисунок 1> «Австралия на глобусе».

Австралия – необычный материк, по сравнению с нашей страной там всё наоборот: на юге холоднее, чем на севере, лето начинается в декабре, а зима – в июле. Почему? Там сохранились животные, которые давно вымерли на других материках. И вам предстоит выяснить причины таких особенностей. Австралийцы очень любят свою страну. Стоит иностранцу сойти с трапа самолёта, как его почти тотчас спрашивают: «Как вам нравится Австралия?» Немного позже ему уже не задают подобный вопрос, а просто говорят: «Австралия – самая лучшая страна в мире!» Австралия и вправду самый – самый материк.

  • Самый маленький – 9млн. кв. км. Вместе с Океанией.
  • Самый сухой – большая часть его территории занимают пустыни.
  • Самый удалённый.
  • Самый малонаселённый.
  • Самый удивительный с точки зрения органического мира.
  • На всём континенте расположено одно государство – Австралийский Союз.

(Учитель показывает Флаг и герб Австралии)

Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в октябре, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье.
Спасает юг от северной жары.
Столица не имеет населенья.
Австралия – страна наоборот.
Её исток – на Лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот.
(Г. Усова)

(В класс входит « Паганель» – литературный герой романа «Дети капитана Гранта» Ж. Верна.)

«А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всём земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит учёных всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями как какое-то гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днём всё больше и больше высыхают; где нет влаги ни воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где каменные плиты тают от дождя; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например у ехидны и утконоса, что заставило учёных выделить их в особый класс птицезверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда – либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!» (Ж. Верн)

Учитель: Что заключается в словах литературного героя – правда или вымысел – это предстоит вам выяснить в процессе изучения материка. С чего же мы начинаем изучение любого материка?

(Ответы учащихся)

б) Географическое положение материка. <рисунок 2> «Географическое положение»)

(работа по вопросам в начале параграфа № 35)

Практическая работа.

1. Определить координаты крайних точек материка. (1 ученик у доски, остальные с помощью карт атласа и записывают в тетрадь)

2. Определить протяжённость Австралии:

а) с запада на восток в градусах и километрах по параллели 26 градусов ю. ш.
б) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142 градуса в. д.
в) на контурную карту нанести крайние точки материка и их координаты.
г) Очертание береговой линии.

Учитель: Используя карту атласа, охарактеризуйте береговую линию Австралии. Сделайте вывод.

Нанесите на контурную карту моря, заливы, проливы, острова, полуострова.

  • Полуостров Арнемленд – назван по имени судна « Арнем» голландской экспедиции, занесённой в залив Карпентария. Омывается Арафурским и Тиморским морями.
  • Полуостров Кейп – Иорк, на котором находится крайняя северная точка материка. Омывается Коралловым морем – это одно из самых больших и глубоких морей мира и заливом Карпентария.
  • Большой Австралийский залив – один из крупнейших заливов Земли.
  • Тасманово море – часть Тихого океана между материком, островами Новая Зеландия, Тасмания и Новая Каледония.
  • Торресов пролив – между Австралией и Новой Гвинеей. Назван в честь Л. В. де Торреса. Его протяжённость 74 км. И шириной от 150 до 240 км.
  • Бассов пролив – между Австралией и о. Тасмания, соединяющий Тасманово море и Индийский океан. Длина 490 км., ширина более 200 км.
  • О. Тасмания – назван в 1853г. в честь голландского мореплавателя А. Тасмана (1603 – 1659), который первым из европейцев увидел этот остров в 1642г. и назвал его Вандименовой Землёй (в честь Ван Димена, генерал – губернатора Нидерландской Ост – Индии).
  • Острова Новая Зеландия – впервые достигнуты в 1642 г. голландским мореплавателем А. Тасманом, который принял их за продолжение ранее открытой Земли Штатов, считавшейся выступом гипотетического Южного материка. В середине 50-х 18в. получила название Новая Зеландия в честь одной из голландских провинций.

И самое удивительное сооружение на Земле – Большой Барьерный риф

А) (картина «Большой Барьерный риф») (Сообщение учащегося о Большом Барьерном рифе)

«Своеобразна красота коралловых колоний. Они окрашены в нежные бледные цвета с удивительными сочетаниями розовых, голубых оттенков. Бывают кораллы ярких цветов: красные, коричневые. Все они напоминают кустарники, поэтому их называют коралловыми садами. В Большом Барьерном рифе поселяются морские ежи, морские звёзды, улитки, моллюски. Среди моллюсков самые ценные – жемчужницы, достигающие размера 1метра и более. В этих стенках образуются ярко сверкающие драгоценные жемчужины.

<рисунок 3> и <рисунок 4> «Коралловые о-ва, морская звезда»

Большой Барьерный риф единственное на нашей планете живое образование, которое можно увидеть из космоса. Здесь обитают тысячи видов морской флоры фауны, многие из которых относятся к числу вымирающих.

Это самый крупный из памятников Всемирного наследия. Получил статус памятника ЮНЕСКО в 1981г…»

Б) (второй вариант) Просмотр видео « Большой Барьерный риф» и «Подводный мир Барьерного рифа» из коллекции «Наследие человечества» №13

В) Из истории открытия и исследования материка.

<рисунок 5> «Открытие Австралии»

Учитель: Кто же открыл Австралию – Абел Тасман или Джеймс Кук, Педро Кирос или Луис Ваэс де Торрес? Ответить на этот вопрос можно следующим образом: Виллем Янсзон (Янц) совершил первую документально подтверждённую высадку на побережье материка, Абел Тасман доказал, что Австралия – материк, Джеймс Кук открыл её для колонизации европейцами.

Европейцы узнали об Австралии в эпоху Великих географических открытий, когда искали океанский путь в Индию и Китай. В 16в. картографы изображали на глобусах и картах в южном полушарии таинственный южный континент – Неведомая Южная Земля.

Почему же Австралия была открыта позже других обитаемых материков?

(Ответы учащихся. Главный вывод – открытию препятствовали отдалённость от Европы и обособленность).

В 1606г. испанский мореплаватель Торрес Луис Ваэс де прошёл проливом к югу от Новой Гвинеи и увидел землю, это была северная оконечность полуострова Кейп – Йорк. Когда Торрес сообщил испанским властям на Филлипинах о своём открытии, было решено держать это открытие в секрете. В 1769г. пролив был назван в честь Торреса.

В 1642–1643 гг. голландский мореплаватель Абел Тасман обследовал северо-западное, западное и северное побережье Австралии.

Считалось, что о. Тасмания – часть Австралии, но в 1798г. Басс прошёл через пролив, который назван его именем и доказал, что это самостоятельный остров.

Но оставалось неисследованным восточное побережье. Невозможно было точно определить размеры материка. И только в 1770г. было исследовано восточное побережье английским мореплавателем Джеймсом Куком.

(Сообщения учащихся о плаваниях и открытиях Джеймса Кука.)

Г) Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

<рисунок 6> «Рельеф Австралии»

Задание учащимся: Используя карты «Строение земной коры» и « Физическая карта Австралии», определите:

1. Почему 95% площади Австралии занимают низменные и невысокие плато?

2. В чём различие рельефа Африки и Австралии? Объяснить причины этого различия.

(Оформить в виде таблицы)

Признаки Африка Австралия
плоскогорья Много высоких до 1000–2000м. Плоскогорья более низкие, высотой 500-1000м.
Низменности Мало Много
Горы Много высоких Низкие, средние
Вулканическая деятельность Есть Нет
Землетрясения Есть Нет
Оледенение Есть Нет

Вывод: причины различия в рельефе объясняются разной историей их формирования.

Черты сходства:

  1. В рельефе двух материков большое место занимают плоскогорья.
  2. В основе их залегает древний кристаллический фундамент.
  3. В далёком прошлом фундаменты материков входили в состав Гондваны.
  4. Во многих местах материка близко к поверхности подходят древние кристаллические породы.

3. Составить схему «Сравнительная высота гор Австралии».

<рисунок 7> «Большой Водораздельный хребет»

Большой Водораздельный хребет – крупнейшая горная система Австралии, протянувшаяся вдоль восточного и юго-восточного побережья на 400 км. Под действием внешних сил горы разрушились, вершины приобрели округлые формы и пологие склоны. Наибольшей высоты горы достигают на юге. Это Австралийские Альпы. Реки прорезали в них глубокие каньоны, а выветривание придало живописные формы – это вершины « Три сестры» – <рисунок 8> «Австралийские Альпы» и «Национальный парк «Голубые горы»)

Здесь отсутствуют действующие вулканы и оледенение. <рисунок 9> «Водопад в Голубых горах»

15 февраля 1840г. Стшелецкий Павел Эдмунд – польский геолог и географ открыл высшую точку Австралии – г. Косцюшко. Её высота 2230м.

<рисунок 10> «Западно – Австралийское плоскогорье»

Западная часть Австралии – равнинная, местами выходят кристаллические породы, образуя плоскогорье – Западно – Австралийское.

В центре Австралии над пустыней поднимается огромный красный камень Улуру. <рисунок 11> Неподалёку от него лежит группа каменных образований Катаюта. Эти священные возвышенности составляют часть системы верований племени анангу. Улуру – в прошлом Айерс – Рок – оранжево-красный монолит с плоской вершиной покатыми склонами. Одной из главных примечательностей Улуру можно считать способность этого камня менять свой цвет в зависимости от времени суток и погоды. Во время дождя камень становится красным – верный признак того, что в нём содержатся окиси железа. На заре камень выглядит чёрным силуэтом, постепенно краснеющим по мере того, как поднимается солнце. На закате лучи делают красный цвет камня всё более глубоким, он постепенно становится лиловым, а когда солнечный диск скрывается за горизонтом, Улуру вновь превращается в чёрный силуэт. Самое лучшее время для того, чтобы полюбоваться тем, как меняется цвет Улуру,– сразу после восхода или перед закатом. При таком освещении возникают длинные тени, подчёркивающие расселины и контуры камня. Улуру получил статус памятника ЮНЕСКО в 1987г.

(просмотр фрагмента « Национальный парк Улуру – Катаюта» из коллекции « Наследие человечества» – самая полная версия № 3)

На самом юге Австралии расположена плоская равнина Налларбор, Открыта и впервые пересечена Э. Д. Эйром, который и закрепил за ней данное название (английский вариант латинского – « Ни одного дерева». Это самое низкое место Австралии.

<рисунок 12> «Полезные ископаемые»

Ученик:

Крутится, вертится шарик земной,
Крутится, вертится он подо мной,
Должен я шарик земной обойти,
Клады земные я должен найти.
Австралию всю пешком обошёл
Уголь, газ и нефть я нашёл,
Если поглубже пустыню копну,
Никель и медь, и алмазы найду.
С титаном, с вольфрамом, с железом руду,
С марганцем, с оловом здесь я найду,
Бокситы, и золото, яркий опал
В недрах Австралии я отыскал.

Задание: Используя комплексную карту Австралии, изучите знаки полезных ископаемых и отметьте, какое полезное ископаемое, упомянутое в стихотворении, отсутствует на карте Австралии.

Какие полезные ископаемые приурочены к кристаллическим породам фундамента платформы, а какие к осадочным? (составить таблицу)

(сообщения учащихся)

1. Драгоценный камень с уникальной «искрой», который принёс известность Австралии. Сегодня его добывают 90% мировой добычи. Благородный опал, добывают в Южной Австралии. Название происходит от санскритского « гупала», что означает «драгоценный камень». Цвет опала может быть от белого до чёрного – самого редкого и дорогого. Но больше всего у ювелиров ценятся красные и оранжевые. Красота опала восхищала аборигенов. В одной из их легенд говорится: «Давным-давно духи похитили все цвета радуги и вложили их в камень».

2. В Австралийском штате Новый Южный Уэльс, на руднике «Звезда Надежды» Хилл – Энда, был найден крупнейший в истории золото – добычи самородок золота «Плита Хол – термана» весом 214,3 килограмма.

3. Алмазы Австралии поступили на мировой рынок только в 1983г. Но уже сейчас Австралия занимает 1 место в мире по добыче алмазов, обогнав Заир и ЮАР. Кроме того, в Австралии нашли не только белые (прозрачные), но и зелёные, голубые, розовые алмазы. Последние особенно ценятся. А нашли их в местечке Кимберли в Западной Австралии.

Домашнее задание

Параграф 35. Выучить номенклатуру, подготовиться к географическому диктанту по контурной карте. Нанести все изученные объекты на контурную карту.