Задачи:
- Образовательная
Тип урока: Формирование новых знаний.
Методы работы: Объяснительно-демонстрационный, репродуктивный.
Оборудование: музыкальные инструменты: барабан – 2 шт., маракас – 2 шт., бубен – 2 шт.; ширма; жетоны; фото мамы, тарелка, поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки): фотография-карточка “кружиться”, блокнот, щетка; мяч; мама.
Ход занятия
№ | Этап занятия | Содержание | Деятельность ребенка |
1 | Орг. момент: выбор поощрения. | Перед ребенком выкладываются наиболее предпочитаемые предметы, то что он любит больше всего: магниты, блокнот, кружиться (картинка), щетка. “Что ты хочешь? Выбирай.” После чего даем ребенку недолго взаимодействовать с желаемым предметом или действием | Ребенок выбирает желаемый для него предмет (тянется к нему). |
(кружим около 10 секунд). | Кружится. | ||
2 | Повторение имеющихся навыков: | Помогаем ребенку сесть за стол: “Садись на стул.” “Ты сел за стол заниматься, умница, держи жетон”. “Ты хочешь кружиться? Посмотри, соберешь все жетоны, и будем кружиться”. Выкладываем дощечку с липучками, на которую крепятся жетоны. | Выбирает карточку “кружиться” |
3 | Имитация движений. | “Повтори!” В хаотичном порядке ребенку предлагаются инструкции: похлопай в ладоши, подними руки вверх, дотронься до носа, открой рот, покажи язык (ранее изученные навыки). За каждое правильное и самостоятельное действие ребенок получает 1 жетон, прикрепляя его к дощечке. Помощь предлагается от максимальной к минимальной подсказке и поощряется жетоном более самостоятельное действие ребенка: при затруднении выполнения реакции, ребенку предлагается физическая подсказка: прием рука в руке, направление руки, кисти и пр.; визуальная подсказка: показ правильного действия, показ начала действия и пр.; аудиторная подсказка: комментируем действие, проговариваем опорное слово и пр. | Реагирует на инструкции, за каждый правильный ответ получает 1 жетон. При неправильной реакции получает подсказки педагога, действует правильно и поощряется 1 жетоном. |
Собрав все 10 жетонов, кружим ребенка (более продолжительное время, но не пресыщая его потребность). | Кружится. | ||
Отрываем все жетоны. “Ты покружился! Садись за стол.” Опять предлагаем выбор поощрения. “Будем ещё собирать жетоны! Соберешь все, будешь играть с листочками” (показ блокнота и дощечки для жетонов). Перед ребенком выкладывается набор музыкальных инструментов: барабан, маракас, бубен (ранее знакомые ребенку по отдельности и в паре). Второй экземпляр находится у педагога за ширмой. “Повтори!” педагог за ширмой подает звук барабана. Если ребенок не повторяет звук данного инструмента, педагог дает визуальную подсказку – показывает игру на барабане из-за ширмы и прячет обратно. | Выбирает блокнот. | ||
4 | Имитация действий с предметами, развитие фонематического слуха. | Аналогичная работа проводится с другими инструментами. Звуки инструментов подаются по очереди в хаотичном порядке, избегая предсказуемости. За каждый правильный издаваемый звук ребенок получает 1 жетон. При затруднении (облегчение задания), экземпляр инструментов педагога выкладывается на стол, напротив каждого инструмента ребенка. Таким образом, ребенок видит инструмент и его местоположение на столе. Если ребенок правильно сам подражает игре на инструменте, получает жетон. | Реагирует на инструкции, за каждый правильный ответ получает 1 жетон. При неправильной реакции получает подсказки педагога, действует правильно и поощряется 1 жетоном, прикрепляя его на дочечку с поощрением. Собирает 10 жетонов и получает блокнот. Играет в течение 2 минут. |
Основная часть | |||
5 | Актуализация знаний: | Отрываем все жетоны от дощечки,
когда ребенок играет.
“Что ты хочешь?” предоставляем выбор поощрения. |
|
6 | Закрепление указательного жеста как механического действия. | Предлагаем ребенку показать предмет (тарелка) единственно стоящий перед ним “Покажи!” | Тянется к блокноту.
Собирает 10 жетонов и опять играет с блокнотом. |
7 | Указательный жест на уровне осознания. | Предлагаем выбор поощрения. Перед ребенком кладем одно фото матери: “Покажи где мама!” сразу же берем руку ребенка и методом “рука в руке” указываем на фото матери. Поощряем жетоном правильный указательный жест. Далее на эту же инструкцию даем физическую подсказку – направляем руку ребенка к фото матери, и так же поощряем жетоном. Далее следует визуальная подсказка, педагог показывает фото матери, дает образец указательного жеста и ждет подражания от ребенка. В дальнейшем подсказка сводится на взгляде педагога на фото матери. | На поощрение ребенок выбирает
щетку. Ребенок показывает фото матери, получая жетон за правильную реакцию. |
8 | Физкультурная пауза: | Ребенок по инструкции “Повтори”, подражает действиям педагога: присесть, поднять руки вверх, покружиться, похлопать, покрутить головой из стороны в сторону, катаем мяч друг другу, так же используя подсказки при необходимости. | Повторяет действия за педагогом. |
9 | Указательный жест фото мамы, при выборе из двух предметов. | Предлагаем ребенку фото мамы и тарелку. “Покажи, где мама?” при выборе из двух предметов. Обязательно используем иерархию последовательности подсказок, описанную выше: от “рука в руке” до отсутствия подсказки. Инструкция предлагается так же 5-10 раз (по ситуации), при постоянном изменении местоположения фото и тарелки, во избежание запоминания местоположения фото. | Собирает все 10 жетонов и получает выбранное поощрение, играет в течении 2-4 мин. |
10 | Закрепление. | В кабинет заходит мама ребенка. “Посмотри кто пришел? Это мама! Подойди к маме. Обними маму! Давай вместе покажем, где мама! Вот мама!” | Выполняет инструкции педагога. |
11 | Итог: | “Даня, пока!”, показываем жест “пока”. Если ребенок не реагирует, то инструкция “Посмотри на меня. Повтори (показ действия)”. При не восприятии и этой подсказки, используем прием “рука в руке”. | Машет рукой “пока”. Уходит. |