В настоящее время уделяется большое внимание актуальнейшей проблеме – воспитанию толерантного сознания у учащихся в школе. Начальная школа – это один из этапов в формировании у детей толерантного сознания. Что же такое толерантность и как её воспитывать у детей? Словарь Ожегова даёт краткое понятие – это терпимость. Но к чему? Люди работающие в этом направлении (в том числе и я )понимают под этим следующее:
- способность к позитивному взаимодействию;
- способность к сопротивлению неблагоприятному влиянию окружающей среды;
- способность принимать людей других национальностей; и др.
Формирование толерантного сознания учащихся является одним из факторов позитивной социализации личности. Толерантность всё-таки понимается как способность человека к мирному сосуществованию с другими людьми, уважение прав другого человека, признание его права быть иным. Школа должна выпускать во взрослую жизнь не просто ребёнка «накаченного» системой знаний, умений и навыков, а человека, умеющего пользоваться ими, применять их в разных условиях на практике. Нередко мы часто слышим, что современному человеку не хватает терпимости, гуманности, тактичности в общении с другими людьми. «Подростковая жестокость» охватило наше молодое поколение. Откуда же она берётся? Многие проблемы нашего подрастающего поколения тянутся из детства в силу различных причин, как объективных, так и субъективных. Ведь не секрет – «что посеешь, то и пожнёшь». И от того, что мы, педагоги, будем формировать у учащихся в период становления и развития личности – зависит успешность его в дальнейшей взрослой жизни, успешность его социализации. Уместно будет привести слова И.Д. Демаковой: «Атмосфера, отношения, которые складываются у ребёнка этого возраста с окружающими его людьми, во многом определяет систему его отношений с миром на всю оставшуюся жизнь, поэтому так необходимо, чтобы эти годы стали «пространством– временем» гуманного бытия».
Одним из аспектов толерантности – является этническая толерантность. В последнее время возросла неприязнь к людям другой национальности. А ведь сейчас в классах учатся 50% и более детей других национальностей. Поэтому, в этой связи, необходимо воспитывать этническую толерантность, культуру межнационального общения путём знакомства учащихся с традициями культур других народов.
Много лет веду кружок «Тропинка к своему я» автор Хухлаева О.В.(сейчас использую во внеурочной деятельности – в разделе социально – психологическое направление). Хочу поделиться опытом проведения занятий.
Кружковое занятие «Умею ли я дружить?» 2 класс.
Слайд 1. Титульный
Слайд 2. Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с понятием «чувство», «дружба»;
- Подвести учащихся к ответу на вопрос «Умею ли я дружить»;
- Воспитывать дружеские качества, умение общаться друг с другом;
- Расширять кругозор учащихся.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач
Приложение 1, Слайд 3. Сегодня на уроке каждый из вас сможет ответить на вопрос: «Умею ли я дружить?»
III. Разминка
Слайд 4. Игра «Чувства и ассоциации»
Ведущий называет чувства и просит подобрать к нему ассоциации с различными предметами и явлениями.
- Если радость была бы собакой, то какой породы?
- Если счастье было цветком, то каким?
- Если дружба была погодой, то какой?
- Если удача была транспортом, то каким?
Игра «Кто сказал прости?»
Все встают в круг; один в середину.
Все пожимают руку, здороваясь, только один передает через рукопожатие «прости». Ведущий должен узнать кто это?
IV. Основное содержание занятия «Нужно ли уметь дружить?»
Ведущий просит детей назвать, перечислить свои умения
- Я умею кататься на коньках.
- Я умею плавать.
- Я умею играть на пианино. И т.д.
- Я умею дружить!
- Что включает в себя это понятие? (Дети высказываются.)
Слайд 5. Дружба – это умение или этому нужно учиться?
V. Физкультминутка
VI. Работа со сказкой
– Послушайте сказку про маленькую бабу-Ягу. Ответьте на вопросы по ходу чтения и в конце.
Про маленькую Бабу-Ягу (А. Завалишина)
В одном лесу жило необыкновенное семейство: Баба Яга – мама, Баба Яга – тетка и Баба Яга – девочка. Они занимались колдовством и черной магией. Но вот решили мама и тетка отдать маленькую – ее в миру звали Матильдой – в школу, авось пригодится. Для этого пришлось им переехать из леса в город. Правда, поселились они на самой его окраине, и недалеко от домика был лес.
Школа, в которой начала учиться маленькая Баба Яга, была самой обыкновенной современной школой. И дети там учились обыкновенные. Первый день в школе для Матильды оказался настоящим кошмаром. Как только она вошла в класс, все девчонки так и заверещали.
– Ну и прикид! – сказала первая модница в классе, Анжела. – Это же настоящие лохмотья!
– А волосы! Похоже, она месяца три не мылась и не причесывалась!
– Она к тому же и босая!
– А на плече, смотрите, ворона сидит!
Кое-как бедняжка просидела до конца уроков и в слезах прибежала домой. Она набросилась на маму с теткой:
– А вы-то мне говорили, что я красивая, что я талантливая! А в школе меня обозвали уродиной! А еще чучелом! Они сказали, что я не должна учиться с ними в одном классе! Все меня невзлюбили! – И слезы у Матильды полились рекой.
– Что предприняли взрослые?
Взрослые ведьмы принялись успокаивать маленькую Бабу Ягу.
– Не плачь ты! – говорили они в один голос. – Ты же колдунья и можешь сделать с обидчиками все, что захочешь. Преврати их всех в жаб! Угости их лягушачьим отваром, и пусть себе квакают! Прекрати плакать и помни, что ты самая умная и красивая ведьмочка на свете!
С тех пор на одноклассников Матильды несчастья так и посыпались. У отличниц в дневниках появились двойки. У мальчишек брюки укоротились на пятнадцать сантиметров. У модницы Анжелы за неделю сломались четыре каблука и семь расчесок. Из всех портфелей выскакивали лягушки. Все догадывались, чьих это рук дело, и продолжали смеяться над Матильдой и еще больше не любили ее. Да и самой Матильде от ее проделок легче не становилось. В итоге эта необычная девочка сделалась посмешищем всей школы.
Однажды весной школьники отправились в лес на пикник. Матильду взяли с собой только затем, чтобы не скучать, мол, будет над кем посмеяться! Матильда понимала это, но все-таки пошла вместе со всеми: ведь она так любила лес! А еще ее не покидала надежда, что рано или поздно ее отношения с одноклассниками наладятся.
Пока шли по лесу, ребята постоянно осмеивали Матильду.
– Смотрите-ка, она с березой разговаривает! Вот умора! А вот какие-то сорняки в букетик собирает! Ха-ха-ха!
А Матильда добродушно объясняла: это, мол, не сорняки, а лечебные травы. Эта от астмы, эта – от простуды, а эта – для заживления ран. И дети прислушивались к ней, поддразнивая все реже. Им становилось интересно в лесу, и они понимали, что это заслуга Матильды.
– Что заставило одноклассников уважать Матильду?
Вдруг у тропинки дети увидели большой куст с красными ягодками. Мишка, первый красавчик в классе, тут же подбежал к нему и сунул ягоду в рот. И тут все услышали крик Матильды:
– Стой! Нельзя! Они ядовитые!
Все отошли от куста и молча пошли дальше.
Но впереди их поджидала новая опасность. Анжела подняла с земли изогнутую веточку, но веточка оказалась змеей. Не очень большой, но настоящей ядовитой змеей. Анжела вскрикнула и вмиг стала белой как мел. Все обернулись к Матильде. Она пожала плечами:
– Я не в силах спасти ее. Все, что я могу сделать, – это приостановить действие яда.
Быстро насобирав каких-то травинок, она склонилась над ранкой.
Весь обратный путь Анжела не приходила в сознание. Через два часа добрались до больницы, где девочку удалось спасти. Доктора говорили, что это произошло каким-то чудом, неизвестным медицине, поскольку девочка должна была умереть еще час назад.
Но все одноклассники знали, что это за чудо. Матильду ста ли уважать, ее поступком в лесу все восхищались. Ее перестали дразнить колдуньей, но зато она стала известной целительницей, к которой приходили многие жители города со своими хворями.
– Что изменилось в Матильде?
И недоверчивые к людям взрослые ведьмы – мама и тетка Матильды – стали понимать, что уважения и внимания можно добиться хорошими делами, а не злыми проделками. Они помогали Матильде во всех ее заботах.
А тетушка принялась особо следить за тем, чтобы Матильда всегда была чистенькой и опрятной. Анжела подарила ей модные платья, а местный парикмахер сделал ей красивую стрижку. Впервые в истории в домике, где живут три Бабы Яги, появились гости. Это было в день рождения Матильды, которая стала общей любимицей.
Слайд 6. Вопросы для обсуждения:
- Как встретили в классе Матильду ученики?
- Что ей дома сказали взрослые?
- Какие проделки Матильда устраивала одноклассникам, помогли ли они наладить отношения?
- На что надеялась Матильда?
- Что помогло (какие поступки) Матильде наладить отношения.
- Чему научились взрослые ведьмы, что они стали понимать?
- А в нашей жизни бывает, что встречают по одежке, а провожают по уму?
– Ну а теперь подведем итог. Проведем маленький тест, который поможет ответить на вопрос: «Умею ли я дружить?»
Слайд 7.
1. Что для тебя самое важное в отношениях с людьми?
– не надоедать
– взаимопонимание
– верность
2. Ты видишь, что на одного из твоих одноклассников напали хулиганы. Как ты поступишь?
– Возьму под руку свою подружку и пройду мимо – меня это не касается.
– Попрошу вмешаться учителя.
– Скажу хулиганам, чтобы они оставили его в покое.
3. Дружба должна быть преданной?
– да, конечно
– да ну-у…
– дружба не волк, в лес не убежит
4. Твоему другу подарили велосипед, ты:
– порадуешься за него
– напомнишь родителям, что они обещали и тебе велосипед
– подумаешь: «ему всегда везет»
5. Твой друг заболел. Твои действия?
– спрошу у его (её) мамы как он (она) себя чувствует и передам апельсины
– прямиком помчусь в больницу
– позвоню
Слайд 8. Заключительный
Кружковое занятие «Как справляться с Немогучками». 2 класс.
Слайд 1. Титульный
Слайд 2. Цели и задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение находить нужное решение;
- Развивать познавательный интерес;
- Расширять кругозор учащихся.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач
Приложение 2, Слайд 3. Сегодня на уроке мы узнаем кто такие немогучки и как с ними справляться.
III. Разминка
Игра «В маске». Изобразить с помощью мимики и жестов ученика, которого:
Слайд 4.
- Хвалят.
- Ругают.
- Стыдно.
- Хочет списать.
- Не дает списать.
Учитель: Ну, а сейчас внимание, внимание!
Ролевая игра «Корреспондент».
Дети должны рассказать о школе так, чтобы всем радиослушателям захотелось в ней учиться.
Слайд 5. Вопросы корреспондента:
- В какой школе вы учитесь?
- Что хорошего в вашей школе?
- Нравится ли вам она?
- Расскажите о своей школе.
- Что привлекает вас в вашей школе?
IV. Послушайте внимательно стихотворение и дайте ему заголовок.
Слайд 6.
Если просите вы Петю подмести в квартире пол,
Петя сразу вам ответит: Никогда я пол не мел!
Если просите вы Петю поработать выйти в сад
Петя сразу вам ответит: Не могу, бока болят!
Если просите вы Петю показать его тетрадь,
Петя сразу вам ответит: Взял учитель проверять!
У доски зато наш Петя ничего не смог ответить.
– Чему учит нас это стихотворение?
– Послушайте сказку.
Слайд 7. (На экране иллюстрации к сказке.) Расставьте картинки в нужной последовательности.
«Малыш-Облачко» (К. Суворов)
Однажды на свет появилось маленькое облачко. Назвали его Малыш-Облачко. Малыш жил, не зная взрослых тревог и волнений, и беззаботно радовался Жаркому Солнцу, Веселому Ветерку, Смеющемуся Ручейку, Говорливому Лесу.
Однако, несмотря на то, что Малыша-Облачко все любили, у него не было настоящих друзей, так как его считали очень маленьким и потому не принимали всерьёз.
Малыш часто гулял по небу один и думал о том, что он уже большой и самостоятельный, а не маленький и глупенький, как думают многие. Тем более Малыш-Облачко уже во всю помогал своему Папе-Облаку по хозяйству. К сожалению, другие более взрослые облака отказывались в это верить.
Однажды Малыш-Облачко, как обычно, гулял по Синему Небу, мечтая поскорее повзрослеть. Мимо него весело пробегали другие облака и, весело смеясь, мчались дальше, к темнеющему вдали Говорливому Лесу.
«Эй, Малыш! – вдруг послышалось совсем рядом,– Полетели с нами! Сегодня все птицы справляют новоселье в Говорливом Лесу. Вот повеселимся на славу! Не отставай!»
Малыш-Облачко так растерялся от неожиданности, что не мог вымолвить ни слова и застыл на месте. Когда он очнулся пролетавших облаков уже и след простыл. Понурив голову, Малыш поплелся домой: «Опять я пропустил самое интересное! Так я никогда не повзрослею!»
Но вдруг он заметил, что вокруг стоит какая-то странная тишина. Малыш огляделся и увидел, что с запада ползет какая-то тьма. С ней приближался странный гул. Малыш замер.
Тьма приближалась, а за ней несся Страшный Смерч. Они двигались прямо к Говорливому Лесу! Малыш вспомнил, что там сейчас праздник. Значит, многим грозила беда. Малышу-Облачку стало страшно, и тут же он услышал внутри себя голос: «Неужели ты и вправду маленькое, глупое облачко? Ты же так хотел повзрослеть! У тебя доброе сердце, ты любишь помогать всем. Ты можешь помочь и сейчас! ТЫ МОЖЕШЬ ПОМОЧЬ!»
И малыш подхватил: «Да, они нуждаются в моей помощи! И Я ИМ ПОМОГУ!»
Он помчался в сторону Говорливого Леса, чтобы предупредить его обитателей о надвигающейся беде и помочь им спастись.
…тем временем в Говорливом Лесу поднялась суматоха. Никто не знал, что делать, в какую сторону бежать. Увидев на небе Малыша-Облачко, все закричали: «Малыш! Беги домой, а то погибнешь!»
«Нет, – ответил Малыш спокойно. – Я вижу, откуда движется Смерч, и знаю, где есть безопасное место. Там все могут спрятаться!»
«Тогда веди нас туда!» – прокричало Самое Мудрое Облако, перекрывая рев приближающейся Бури. И все полетели за Малышом к Высокой Скале. В ее просторной теплой пещере укрылись все облака и птицы. Смерч пролетел мимо, не принеся никому вреда.
Вечером все вернулись в Говорливый Лес, и праздник продолжался. И теперь героем праздника был Малыш-Облачко, которого с этой поры стали называть Бесстрашным облаком. И, разумеется, у него появилось множество друзей, и никто уже не считает его маленьким и глупым.
Слайд 8. Правильно расставленные картинки. Приложение 3, Рисунок 1– рисунок 7
Слайд 9. Вопросы для обсуждения:
- Почему взрослые облака перестали называть облачко Малышом?
- Как вы думаете, что за голос сказал Облачку «ты можешь помочь»?
- Были ли у вас ситуации, когда вы сами говорили себе «я могу»?
Слайд 10. Правила, которые помогают бороться с Немогучками.
- Побыстрей прогнать «Немогучку».
- Прислушиваться к своему внутреннему голосу.
- Нужно очень захотеть это сделать, а раз хочешь, значит можешь.
– Итак, подведем итог. Какой вывод можно сделать из сегодняшнего занятия? В этом нам поможет загадка.
Слайд 11.
Без крыла – летит (ветер). Рисунок 8
Без ног – бежит (облако). Рисунок 9
Без огня – горит (солнце). Рисунок 10
Через лес – бурлит (ручей). Рисунок 11
На отгадках появляется вывод. Читаем хором: хочу – могу, не хочу – не могу.
Слайд 12. Заключительный.