Цели:
Задачи:
образовательные:
- отработать понимание пространственного значения предлогов В, НА, ИЗ, ПОД, К, ЗА;
- работать над правильным употреблением предлогов в устной речи;
- сформировать умение правильно членить предложения на отдельные слова;
- дифференцировать предлоги противоположного значения;
- подводить к практическому усвоению правильного написания предлогов со словами.
развивающие:
- развивать память, внимание, мышление;
- расширять словарный запас;
- совершенствовать лексико-грамматический строй речи;
- развивать монологическую речь;
- учить детей правильно и логично излагать свои мысли;
- развивать у ребенка зрительно-пространственных представлений и смыслового значения употребления предлогов.
воспитательные:
- воспитывать культуру коммуникации;
- формировать взаимопонимание, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.
коррекционная:
- устранение и предупреждение ошибок на письме, при написании предлогов со словами.
Оборудование:
- таблица символов-предлогов;
- предметные картинки;
- карточки для фронтальной работы;
- сюжетные картинки;
- наборы предлогов;
- карточки с текстом;
- мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед предлагает ученикам взять карточки лежащие на , в, под, перед коробкой, прочитать написанные на них слова и ответить на вопросы используя слова карточек
(На столе, под столом, в столе, над столом). Слайд №2.
Логопед:
- Я задам вам вопросы, ответить на которые помогут слова на карточках и картинка на доске.
- Где стоит клетка?
Дети отвечают полным предложением. Клетка стоит на столе.
- Где лежат карандаши?
- Где сидит мышка?
- Где порхает бабочка?
Параллельно логопед уточняет сколько слов сказал каждый ученик, какой предлог использовал в своём ответе.
- Какие предлоги вы использовали в своих ответах?
- Как предлоги пишутся со словами?
II. Сообщение темы занятия.
Логопед:
- Сегодня мы совершим прогулку по городу ПРЕДЛОГОВ. На нашем пути будет много интересных остановок. Подготовимся к дороге. Откроем тетради запишем дату и тему урока – ПРЕДЛОГИ.
- Перед отправлением я хочу проверить все ли готовы к прогулке.
Внимательно послушайте стихотворение и запишите все предлоги, которые вы услышите в нём.
Логопед читает стихотворение, ребята записывают встретившиеся предлоги.
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых.
- Ребята какие предлоги вы записали? Проверка выполнения задания. Слайд №3.
III. Работа по теме занятия.
Логопед:
- Первая остановка на нашем пути остановка на улице СИМВОЛОВ.
Мы знаем, что каждый предлог можно зашифровать символом.
Посмотрите на доску, расшифруйте символы. Слайд № 4.
- Хорошо. А сейчас прочитаем предложения, записанные с помощью символов. Скажите с каким словом, связан по смыслу предлог.
Дети самостоятельно делают выводы.
Слайды № 5 -6
- Запишите эту пару слов в тетрадь. Выделите предлог значком о.
Учащиеся записывают в тетрадь словосочетания: в шкафу, по мосту, к морю, в лес, за ягодами.
Логопед:
- Следующая остановка на улице СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.
- Прочитай слова, написанные на карточках. Слайд № 7.
Река, мост, под; cтол, лампа, на; cтул, стол, у; едет, автобус, в; ползёт, по, лист.
- Ребята, вам понятен смысл? Составь понятное по смыслу словосочетание. Сколько слов в словосочетании? Какое слово изменило своё окончание? Какой предлог?
- Запишите словосочетание в тетрадь. Слайд № 8.
- Ребята, со словосочетанием ползёт по листу составьте предложение.
- Сколько слов в предложении? На каком месте стоит предлог?
- Запишите предложение в тетрадь.
- Вот мы с вами подъехали к самой длинной улице - улице ПРЕДЛОЖЕНИЙ, на которой будет несколько остановок.
- Первая остановка покажет кто самый внимательный.
- Ребята, послушайте предложения и скажите сколько в нём слов. Под дубом лежат жёлуди.
- Какой предлог? На каком по счёту месте он стоит в предложении.
Аналогичная работа проводится со следующими предложениями.
Хитрая лиса подкралась к норе.
Ученики ходили на экскурсию в музей.
Пироги вынули из печи.
На двери повесили замок.
Слайд № 9.
- Мы продолжаем движение по улице предложений. Нас ждёт остановка Пропущенных предлогов.
Логопед:
- Ребята, прочитайте предлоги.
Вы каждый предлог должны вернут “в своё” предложение “на своё место”.
Ученики получают конверты с предлогами: в, за, из, с, к, у, на и карточку с предложениями.
Юра зашёл О класс. Он сел О парту. Вынул О портфеля книги и положил О парту. Юра сидит О Катей. Учитель вызвал Юру О доске. Мальчик стоит О доски и отвечает урок. |
Ученики самостоятельно выполняют задание, после чего выполняется проверка задания. Слайд №10, слайд № 11.
- Ребята, найдите предложение в котором есть два предлога и запишите его в тетрадь, выделив предлоги.
Динамическая пауза.
Остановка на улице “АКТИВНАЯ”.
Игра “Наоборот” с перекидыванием мяча. Логопед начинает фразу, а ученики заканчивают.
Над окном - под окном
Под землёй - над землёй
К двери – от двери
Перед уроком – после урока
От дома – к дому
В портфель – из портфеля
Из школы – в школу
На ветку - с ветки.
Перед домом - за домом.
- Продолжаем путь. ОСТАНОВКА СХЕМАТИЧЕСКАЯ.
Логопед:
- Прочитайте слова, записанные на доске. Из данных слов вы должны составить предложения по вопросам и схемам.
- Дайте ответ на вопрос: “Кто кружит над старым деревом?”
Работа проводится с опорой на слайд № 12.
- Внимательно послушайте мой второй вопрос.
- Где кружит грач? Каким предложением мы ответим?
Над старым деревом кружит грач. Работа по слайду № 13.
- На каком месте стоит предлог в предложении? Запишите предложение в тетрадь, выделив предлог.
- Последняя остановка нашего пути называется “Я САМ”.
- Вы должны самостоятельно составить предложение используя слова, записанные на доске, правильно выбрав предлог из скобок. В помощь вам будет сюжетная картинка.
Слайд № 14.
Скала, поднимается, (в, с, на, из), альпинист.
V. Подведение итогов занятия. Оценивание работы детей.
- Чему мы учились на занятии?
- Что такое предлоги?
- Какие бывают предлоги?
- Для чего они нужны?
- Что показалось трудным
- Какие задания были интересны?
Логопед оценивает работу детей и делает итоговый вывод самое главное не забывайте, что предлог маленькое слово, которое не только связывает слова и объединяет их в предложении, но и указывает на место нахождение предметов. Слайд №15.