Когда нет здоровья, молчит мудрость. |
Цели:
- Продолжать формировать позиции ценности здоровья, здорового образа жизни, чувства ответственности за ее укрепление и сохранения, быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия.
- Развивать мышление, память, речь, сообразительность, умение работать в коллективе и сотрудничать.
- Воспитывать ответственное отношение к своему будущему.
Ход урока
Организационный момент.
1. Игра «Подари солнышко».
2. Сообщение темы и цели
В век технического прогресса и завоеваний космоса, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете. Что для нас важнее всего? (ответы детей).
Конечно же, здоровье! Здоровье человека – эта главная ценность в жизни, его не купишь ни на какие деньги. Будучи больным, вы не сожжете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на преодоление жизненных задач, не сможете реализоваться в современном обществе. Поэтому девизом сегодняшней встречи мы взяли народную поговорку «Здоров будешь – все добудешь!», а добывать вы будете спец. Валюту – «здоровьянки» с помощью своих знаний, смекалки, находчивости и юмора.
Основная часть
1. Представление команд:
Крепыш под девизом «В здоровом теле – здоровый дух»
Здоровяк под девизом «Здоровому – все здорово!» (разбор девизов).
2. «Разум».
«Здоровье не купишь – его разум дарит!» под таким девизом мы проводим блиц-турнир. За быстрый и правильный ответ – одна «здоровьянка».
Приготовились? Начали!
Воспитатель задает вопросы о лекарственных растениях. Ягодах.
1. Растет она вокруг
Она – и враг. И друг.
Как игры – волоски
Покрыли все листки.
Сломи хоть волосок-
И каплет едкий сок
На кожу – хоть ори!
О-о-ой, волдыри!
Но если дружишь с ней –
Ты многих здоровей:
В ней витаминов – клад.
Весной ее едят. (Крапива.)
2. Почему я от дороги
Далеко не отхожу?
Если ты поранишь ноги.
Я им помощь окажу.
Приложу ладошку к ране –
Боль утихнет, и опят
Будут ноги по дороге
В ногу с солнышком шагать. (Подорожник.)
3. Он шипы свои выставил колкие.
Шипы у него, как иголки
Но мы не шипы у него соберем –
Полезных плодов для аптечки нарвем. (Шиповник.)
4. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой. (Валериана, сердечные болезни.)
5. У каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды. (Боярышник. Шиповник, рябина, черника. Смородина. Облепиха. Калина, малина.)
6. Появились бубенчики –
Белые горошки
Распустились горошки
На земной ножке. (Ландыш майский.)
7. Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные микробы.)
8. Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги. Используются в успокаивающих ваннах. (Сосна.)
3. «Безопасность», «Дорожный знак».
Одно из трактований народной поговорки «Болен – лечись, а здоров – берегись!» – соблюдение мер безопасности на улицах города. А помогают нам в этом, предупреждают о возможностях опасности дорожные знаки. И хотя дорожных знаков много, все же есть ситуации, такие опасности которые не отражены в «азбуке дорог». Помогите работникам ДПС и нарисуйте новый дорожный знак.
(Капитаны вытягивают карточку с названием знака, который надо изобразить. Рисуют в течение 1 мин.)
Примеры:
– «Осторожно! Глухие старушки!»
– «Осторожно! Жидкий асфальт!»
Демонстрация знаков.
4. «Сила духа».
А сейчас мы проверим вожаков на силу духа. У кого быстрее надуется шар и лопнет воздушный шар. «В здоровом теле – здоровый дух!».
5. Игра «Полезно, не полезно»
Воспитатель называет полезные качества – учащиеся хлопают. Вредные качества – топают.
6. «Неболейка». Девиз: «Чистота – залог здоровья».
Вопросы викторины:
- Какие меры профилактики гриппа вы знаете в зимнее время?
- Назовите болезни «грязных рук» (желудочно – кишечные заболевания, дизентерия, гепатит (желтуха), туберкулез).
- Почему после занятий физкультурой нельзя пить холодную воду? (потому что резкое охлаждение на фоне общего разогревания организма может вызвать ангину, катар верхних дыхательных путей)
- Назовите меры предосторожности, которые нужно предпринимать, чтобы не заразиться туберкулезом, дифтерией. (мыть руки, не ест и пить с чужой посуды).
- Как избежать заболевания педикулезом, дифтерией. ( мыть голову, не пользоваться чужими расческами, не ложиться в чужую постель, не надевать чужие вещи).
«Вредные привычки»
Вывешивается плакат аккуратно одетого, причесанного человека. (плакат учащиеся выполняют заранее) кроме этого. К вопросам викторины заранее готовятся накладные рисунки на тему «Вредные привычки». При ответе на вопрос рисунки с изображением вредных привычек убираются. А остается только рисунок на плакате. Пред вами образ неряшливого человека. Попробуем узнать, какие вредные привычки привели его к этому облику. Для этого используя рисунки, ответьте на вопросы.
- Почему нельзя грызть кончик карандаша. Ручки? (зубы будут неровными)
- Почему нельзя курить? (желтые зубы. Запах изо рта. Хромота. Кашель.. источник болезней).
- Как и зачем нужно мыть голову? (чтобы волосы были чистыми. Не заводились блохи и вши. Мыть один раз в 5-7 дней)
- Объясните, почему нельзя грызть ногти? (под ногтями находится возбудитель различных болезней. Яйца гельминтов).
«Спортивная»
Девиз: «Подружись со спортом!»
Конкурс «Частокол», побеждает та команда. Которая сумеет быстро расшифровать совет доктора Неболита. Для этого надо по порядку собрать буквы: от самой большой до самой маленькой.
Все команды справились с заданием и сейчас все хором скажут, что советовал доктор Неболит: «Подружись со спортом!»
Вот мы сейчас и узнаем, дружите ли вы со спортом. Вам предстоит изобразить походку спортсмена. Но не любого, а того который достанется вашему капитану по жеребьевке.
– штангиста
– пловца
8. «Природная».
Энергетические деревья. Презентация учащихся.
9. «Здоровье»
А последний наш конкурс так и называется «Здоровье». Нужно на каждую букву этого слова найти слова, которые имеют отношение к здоровью. ЗОЖ:
З – здоровье. Зарядка. Закалка. Зубной врач.
Д – диета
О – отдых, очки
Р – режим. Расческа. Ракетка.
В – вода. Витамины. Врач
Е – еда.
Итог
Рефлексия
Понравилась ли вам сегодняшняя игра.
– Как вы поняли смысл высказывания великого мыслителя Геродота: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум»
– Что же нужно делать, чтобы сохранить и укрепить здоровье?
Воспитатель: Здоровье – неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть здоровым. Сохранить как можно больше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Если мы будем в гармонии с самим собой, с другими, с природой, то у нас будет все в порядке в жизни со здоровьем. Надеюсь, что сегодняшняя игра не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее, ведь «здоров будешь – все добудешь»
Литература:
- Матвеева Е. «Азбука здоровья». – М.: Глобус, 2007.
- Колеватова Т.К. «Здоров будешь – все добудешь».