"Прямая и обратная пропорциональная зависимость". 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цели.

Образовательные.

  1. Отрабатывать алгоритм решения пропорций.
  2. Вырабатывать у учащихся умение обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять, развивать индивидуальные способности.
  3. Совершенствовать вычислительные навыки - умножение и деление дробей.

Воспитательные.

  1. Развивать любовь к природе, чувство гармонии, красоты.
  2. Воспитание положительного отношения к учебе.

Развивающие.

  1. Развитие логического мышления, кругозора, внимания.
  2. Развивать умение осуществлять самоконтроль.

Ход урока

Оргмомент

С какой темой мы познакомились на прошлых уроках?

Проверка домашнего задания.

Устный счет.

1) Даны три целых числа: 2, 6 и 8. Используя только этот набор чисел, заполнить пропуски в записях для получения верных пропорций.

а) 3:__=__:4

б) __:12=4:__

в) 5:15=__:__

г) __:__=25:100

2) Закончите высказывания.

а) Если a+b=4,5, то b+a=

б) Если xy=3/7, то yx=

в) Если c:k=2/9, то k/c=

Применение знаний по теме. (Презентация)

Слайд 1-2.

Узнайте название моллюска, имеющего 3 сердца.

Слайд 3.

Решить пропорцию: 6:5=х:75.

Проверка решения

5х=6*75

х=90

По щелчку появляется буква Г.

Слайд 4.

Решить пропорцию.

(х+1):6=2:3

Проверка решения.

3(х+1)=12

х+1=4

х=3

По щелчку появляется буква О.

Слайд 5.

Решить задачу.

Для изготовления 6 приборов необходимо 14 кг металла. Сколько металла необходимо для изготовления 15 таких приборов?

Слайд 6.

- Проверим краткую запись.

6п.- 14 кг

15 п.- х кг

- Какая зависимость?

- Прямая.

- Почему?

Проверим решение.

6:15=14:х

х=35

Ответ: 35 кг.

По щелчку появляется буква С.

Слайд 7.

Решите задачу.

Для покрытия пола требуется 45 м линолеума шириной 2,2 м. Сколько потребуется линолеума шириной 1,5 м для покрытия пола той же площади.

Слайд 8.

Проверим краткую запись.

45 м – 2,2 м

х м – 1,5 м

- Какая зависимость?

- Обратная.

- Почему?

Проверим решение.

45:х=1,5:2,2

х=66.

Ответ: 66 м.

По щелчку появляется буква Н.

Слайд 9.

Решите задачу.

До обеда скосили 2,8 га, что составляет 24% площади луга. После обеда скосили еще 2,1 га. Сколько процентов луга скосили за день.

Слайд 10.

Проверим краткую запись.

2,8 га – 24 %

2,1 га – х %

- Какая зависимость?

- Прямая.

- Почему?

Проверим решение.

2,8:2,1=24:х

х=18

18+24=42 (га)

Ответ: 42 га.

По щелчку появляется буква М.

Физкультминутка.

- А сейчас мы с вами немного отдохнем, но наш отдых все равно будет связан с темой: “Пропорция”.

Вы должны прыгать, если прозвучит зависимость, которая является прямой пропорциональностью.

Вы должны приседать, если прозвучит зависимость, которая является обратной пропорциональностью.

Вы должны выполнять различные вращения, если прозвучит зависимость, которая не является ни прямой, ни обратной пропорциональностью.

  • Путь, проделанный Дедом Морозом с постоянной скоростью, и время его прибытия на елку.
  • Количество новогодних подарков, купленных по одной цене, и их общая стоимость.
  • Число новогодних подарков, изготавливаемых в день, и количество подарков, сделанных за определенное число дней.
  • Число новогодних подарков, изготавливаемых в день, и число дней, за которое надо сделать определенное число подарков.
  • Грузоподъемность машины и количество рейсов, необходимых для перевозки одного и того же количества елок.
  • Число упаковщиков новогодних подарков и время, необходимое для упаковки определенного количества подарков, если они будут работать с одинаковой производительностью.
  • Количество яблок для приготовления варенья и количество этого варенья.
  • Рост ребенка, пришедшего на новогоднюю елку, и его возраст.

Слайд 11.

Решите задачу.

Для перевозки новогодних елок потребуются 24 машины грузоподъемностью 7,5 т. Сколько машин грузоподъемностью 6 т потребуется для перевозки того же груза?

Слайд 12.

Проверим краткую запись

24 м.- 7,5 т

х м. -6 т

- Какая зависимость?

- Обратная.

- Почему?

Проверим решение.

24:х=6:7,5

х=30.

Ответ: 30 машин.

По щелчку появляется буква Ь.

Слайд 13.

Решите задачу.

За 5 ч плот проплыл по реке 12,5 км. Какое расстояние он проплывет за 18 часов?

Слайд 14.

Проверим краткую запись.

5 ч - 12,5 км

18 ч - х км

- Какая зависимость?

- Прямая.

- Почему?

Проверим решение.

5:18=12,5:х

х=45.

Ответ: 45 км.

По щелчку появляется буква И.

Слайды 15-17 .

Фотографии осьминогов.

Слайд 18.

Осьминогов около 200 видов. Тело короткое, сзади овальное. Голова несёт 8 длинных щупалец - "рук" (название “осьминог" связано с тем, что "руки" ранее назывались ногами). Кровь приводится в движение тремя сердцами: главным и двумя жаберными. Частота биения сердца у осьминога доходит до 50 ударов в минуту. Кровь имеет голубой цвет благодаря присутствию в ней дыхательного пигмента гемоцианина, содержащего медь.

Слайд 19.

Фильм. Для просмотра кликнуть мышкой по картинке.

Слайд 20.

Щупальца осьминогов плотные, мускулистые, у одних видов толстые, у других— длинные и тонкие, с 1—3 рядами присосок.

На голове у некоторых осьминогов над глазами расположены “рожки” — выросты, похожие на ушки.

Питаются осьминоги крабами и двустворчатыми моллюсками, а также креветками, рыбами и даже собственными меньшими собратьями.

Однажды был зафиксирован рекорд— пойманный осьминог имел в размахе щупалец 9,6 м и массу 272 кг!

Слайд 21.

Фильм. Для просмотра кликнуть мышкой по картинке.

Как правило, настоящие осьминоги живут у дна, прячась в пещерах, расселинах скал, среди камней. Вообще осьминоги предпочитают каменистое дно, но некоторые виды, например Octopus conispadiceus, поселяются и на илистых, и на песчаных грунтах. Большинство осьминогов нуждаются в укрытиях, и если таковых не имеется, они строят себе убежища сами из камней, раковин, панцирей крабов и другого подручного материала. Знаменитый французский исследователь морей, капитан Ив Кусто и его друг Фредерик Дюма во время погружения у берегов Южной Франции обнаружили на отмели у Поркерольских островов целый “город” осьминогов. Об этом Ив Кусто пишет следующее: “На плоском дне отмели... мы обнаружили причудливые постройки, явно сооруженные самими спрутами. Типичная конструкция имела крышу в виде плоского камня полуметровой длины, весом около восьми килограммов. С одной стороны камень возвышался над грунтом сантиметров на двадцать, подпертый меньшим камнем и обломками строительного кирпича. Перед навесом вытянулся небольшой вал из всевозможного строительного мусора, крабьих панцирей, устричных створок, глиняных черепков, камней, а также морских анемонов и ежей. Из жилища высовывалась длинная рука, а над валом прямо на меня смотрели совиные глаза осьминога. Едва я приблизился, как рука зашевелилась и пододвинула весь барьер к входному отверстию. Дверь закрылась”.

Давно было установлено, что осьминоги поддаются дрессировке. У них хорошая память. Они различают геометрические фигуры — маленький квадрат отличают от более крупного, прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально, круг от квадрата, ромб от треугольника. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит, и если проводить с осьминогом достаточно времени, он становится ручным. Осьминоги прекрасно обучаются. Однако издавна существовали страшные рассказы об осьминогах. Вероятно, ни об одних морских животных не бытовало столько легенд, мифов, неверных представлений, предубеждений, сколько их существует о головоногих моллюсках, и в частности об осьминогах. Надо сказать, что внешний вид осьминогов у неискушенного человека вызывает безотчетный страх: бесформенное тело, постоянно извивающиеся, как змеи, щупальца, усаженные к тому же присосками, и в довершение всего пара почти человеческих глаз, глядящая на вас в упор!

Подведение итогов.

Учащиеся в процессе решения задач заполняли лист оценки. 

Фамилия.
  №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
               
Оценка

Домашнее задание. №813, 808.

Литература

  1. Беленкова Е. Ю., Лебединцева Е. А. Математика 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся. Москва, 2005.
  2. http://www.floranimal.ru/orders/6338.html