Цели урока:
– познакомить с взаимосвязью сложения и вычитания;
– вывести правило нахождения неизвестного слагаемого;
– формировать вычислительные навыки.
Планируемые результаты:
– учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и
чтении математических равенств;
– учатся решать задачи изученных видов;
– учатся использовать речь для регуляции своего действия;
– учатся выполнять задачи творческого и поискового характера;
– учатся контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Оборудование: программа “Школа России” учебник “Математика” М.И.Моро, М.А.Бантова 2 часть с. 26; электронное приложение, интерактивный мультимедийный компонент УМК “Математика. 1 класс” авторов М.И. Моро (ОАО “Издательство Просвещение”); рабочая тетрадь с. 11 № 2,3; мультимедийный проектор, цифровой образовательный ресурс “Связь между суммой и слагаемыми”; кассы цифр у учащихся и касса цифр для работы на доске.
План урока.
1. Организационный момент.
– Сегодня урок математики мы проведем под девизом: “ У нас все получится!”.
(Чтение девиза на доске.)
Рассаживаемся на свои места и отправляемся в полет на самолете.
– Кто хочет занять свои места в этом самолете?
– Что нужно, чтобы пройти в самолет? (Купить билет и пройти проверку багажа.)
(Слайд 1 – изображение самолета.)
– Давайте и мы с вами пройдем такой контроль.
2. Устный счет.
1. Фронтальная работа
– Считаем через один от 2 до 10. (Счет хором.)
– По сколько мы прибавляли? (По 2.)
– Какие числа мы называли? (Четные.)
– Считаем обратно.
– По сколько мы вычитали? (По 2.)
– Считаем через один от 1. (Счет хором.)
– По сколько мы прибавляли? (По 2.)
– Какие числа мы называли? (Нечетные.)
– Считаем обратно.
– По сколько мы вычитали? (по 2.)
– Как прибавить 4?
– Как вычесть 4?
– Как прибавить 5,6,7,8,9? (Поменять слагаемые местами.)
2. – Проверяем состав числа 9. Все вместе. (Домик с составом числа находится на доске.)
Игра в мяч – “Молчанка”.
– 5 и 4 это сколько?
– 9 без 3 это сколько? и т. д. по 1 вопросу для учащихся.
(Мяч бросаю каждому учащемуся.)
3. Работа в парах.
– Положите перед собой домики с составом числа 10.
– Договоритесь между собой, кто будет первым отвечать.
– Поменяйтесь ролями.
(Учитель спрашивает у учащихся, кто как отвечал.)
– Вы успешно преодолели испытание. Продолжаем полет.
3. Самоопределение к деятельности.
– Вставьте пропущенные знаки и числа.
8 6 5 |
=10 =4 =9 |
9 10 7 |
=6 =7 =4 |
(Равенства записаны на доске.)
Учащиеся решают по очереди по 1 примеру.
– Кто первый?
– Почему ты так решил?
– На какие группы можно разделить эти равенства?
(Равенства на сложение и вычитание.)
– Как называются числа при сложении?
(Слагаемое, слагаемое, сумма.)
– Откройте учебники на с. 26.
– Кто хочет прочитать тему урока?
(Чтение темы урока в учебнике одним учащимся.)
4. Работа по теме урока.
– Откройте кассы цифр.
(1 учащийся работает у доски с кассой цифр.)
– В верхний ряд наборного полотна положите 4 треугольника и 3 квадрата.
– Сколько всего получилось геометрических фигур?
– Как записать?
4 + 3 = 7
(Запись на доске.)
– Назовите компоненты при сложении.
– Уберите 4 треугольника.
– Сколько осталось квадратов?
Как записать?
7 – 4 = 3
(Запись на доске под первым равенством.)
– Положите фигуры на место.
– Уберите 3 квадрата.
– Сколько осталось треугольников?
Как записать?
7 – 3 = 4
(Запись на доске под вторым равенством.)
– Что заметили? Давайте сделаем вывод. (Вывод сначала делает 1 учащийся, а затем проговорить хором.)
Вывод:
“Если мы из суммы 7 вычли первое слагаемое 4, то получили второе слагаемое 3.
Если мы из суммы 7 вычли второе слагаемое 3, то получили первое слагаемое 4”.
5. Работа с цифровым образовательным ресурсом.
“Связь между суммой и слагаемыми”.
1. Просмотр сюжета по данной теме.
Проговариваем вслух все выводы.
2. Закрепление. Выполняем тест № 1.
(Дети работают с тестом в группах на нетбуках.)
6. Физкультминутка.
Задания на внимание.
– Присядьте столько раз, сколько я хлопнула в ладоши.
– Подпрыгните столько раз, сколько я топнула.
– Посмотрите на карточку с цифрой и хлопните столько же раз. И т.д.
7. Работа с учебником с.26.
№ 1.
– Рассмотрите 1 рисунок
– Объясните, как получили 1 равенство?, 2?, 3?
(Повторяем вывод.)
№ 2.
– Рассмотрите домино.
– Прочитайте 1 равенство.
– Как получили 2 равенство?
(Повторяем вывод.)
– Как получили 3равенство?
(Повторяем вывод.)
№ 3. Работа в парах по заданию.
8. Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
– Откройте тетради на с. 11.Выпрямили спинки, пристегнули ремни безопасности.
Выполняем № 2и № 3.
(Слежу за осанкой.)
9. Рефлексия.
– Какое математическое открытие мы сегодня сделали на уроке?
– Что вас удивило?
– Как этот закон сможет вам помочь?
– Сколько примеров на вычитание можно составить примеру на сложение?
На этом наш урок закончен. Вы сегодня очень хорошо поработали, у нас все получилось.