Цель: повторить и обобщить изученный материал по теме “Изменения агрегатных состояний вещества”.
Задачи.
Образовательные. Повторить и обобщить знания об изменениях агрегатных состояния вещества, закрепить знание формул расчета количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при протекании тепловых процессов, выявить уровень сформированности умений учащихся решать типовые задачи, понимать графики тепловых процессов.
Развивающие. Формировать навыки систематизации изученной информации и представления ее в виде схем. Продолжать формировать навыки работы со справочной литературой. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах. Продолжать формировать умение оценивать свою деятельность.
Воспитательные. Воспитывать терпимость, чувство ответственности и взаимоуважения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, комплекты заданий для каждой группы, комплекты оборудования, презентация “Обобщающее повторение темы “Изменение агрегатных состояний вещества”.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Методы: словесные, наглядные, практические.
Форма: работа в группах.
План урока.
I. Организационный момент.
П. Постановка цели урока, мотивация.
Ш. Работа в группах:
- повторение теоретического материала;
- выполнение задания на знание формул;
- решение экспериментальной задачи.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент: приветствие, учебные принадлежности.
П. Постановка цели урока, мотивация. .
Ш. Работа в группах: каждая группа должна выполнить за урок четыре задания. Работа каждого учащегося оценивается по пятибалльной системе и выставляется в оценочный лист (Приложение 4).
1) Показ слайда №2.
Учащиеся в группах в течение 2 мин. заполняют аналогичные схемы на выданных листах (Приложение 1), указывая обозначение, математическое выражение и единицы измерения внутренней энергии, записывают в соответствующие блоки названия состояний вещества и над стрелками указывают название соответствующих тепловых процессов, готовятся сформулировать определения соответствующих понятий.
Показ слайда №3.
Учащиеся проверяют правильность заполнения схемы, и один из членов группы по просьбе учителя формулирует по одному определению: тепловых явлений, внутренней энергии, процессов плавления, парообразования, отвердевания и конденсации.
Показ слайда №4, №5, №6.
Учащиеся в группах заполняют аналогичную схему на выданных листах (Приложение 2), готовят рассказ об одном из изученных тепловых процессах.
Заслушивание одного из участников группы с рассказом о тепловом процессе: нагревания, охлаждения, плавления, отвердевания, парообразования, конденсации.
2) Показ слайда №7, №8.
Учитель выдает на группу заготовленные заранее аналогичные карточки с заданием “Допиши формулу” (Приложение 3). Учащиеся выполняют задание в течение 2 мин., закрыв тетради и схемы, затем сдают карточки учителю.
3) Показ слайда №9, №10.
Учитель выдает на группу заготовленные заранее аналогичные карточки с экспериментальным заданием и необходимым оборудованием. Ученики выполняют задание, оформляя его как физическую расчетную задачу. По окончании один человек от группы записывает решение на доске с полным объяснением. Все ученики должны записать задачи №1-6 в свою тетрадь.
IV. Итог урока.
Показ слайда №11, №12.
V. Домашнее задание.
Показ слайда №13.