Цели:
- Закрепление знаний об изменениях в природе осенью, о подготовке к зиме диких животных.
- Развитие силы и модуляции голоса.
- Развитие интонационной выразительности у детей.
- Развитие речевой активности у детей с моторной алалией.
- Приобщение родителей и детей к совместному творчеству.
Ход занятия
1. Организационный момент. Постановка цели занятия.
Логопед: Отгадайте загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» – спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень).
Логопед: Я предлагаю вам полюбоваться осенью. А поможет нам «волшебный экран».
2. Развитие голоса.
Логопед: Но чтобы его подключить, необходимо повторить за мной: «Ау, ау, аукаем! Осень разноцветную приаукиваем!»
3. Создание эмоционального состояния у детей.
Логопед: Посмотрите на осенний лес. Вот он какой!
Приложение 1, слайд 3, 4, 5.
Ребенок:
Листик красный, листик желтый,
А зеленых не видать!
Поменяли цвет листочки
Стали дружно опадать.
Солнце прячется за тучки.
Хмурый дождик льет с утра.
Это осень наступила –
Золотистая пора.
4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Слайд 6,7.
Логопед: В осеннем лесу очень много интересных предметов и явлений. Назовите сначала большой предмет, а потом тот же, но маленький.
Дерево – деревце,
Пень –
Лист –
Журавль –
Туча –
Лужа –
5. Образование существительных множественного числа.
Слайд 8, 9.
Логопед: Назовите один предмет, а затем несколько таких же предметов.
Дерево –
Пень –
Лужа –
Журавль –
Туча –
Лист –
6. Работа над слоговой структурой слова.
Слайд 10.
Логопед: Поиграйте с осенними листочками. Я назову слово, а вы должны разделить его на слоги и взять столько листочков, сколько слогов в этом слове.
Дождь
Туман
Листопад
Логопед: Что такое листопад? Назовите слова, из которых можно составить слово листопад.
Слайд 11.
Логопед: Посмотрите на листопад.
7. Развитие связной речи детей.
Логопед: Осенью в природе происходят различные изменения. Назовите их. А помогут вам картинки – помощники.
Слайд 12.
8. Развитие мышления детей.
Логопед: Как вы думаете, почему это происходит осенью?
Ответы детей.
Логопед: А что бы произошло, если бы сразу после лета наступила зима?
Ответы детей.
Логопед: Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и птицы, и животные. Сейчас мы вам напомним, как готовятся к зиме некоторые дикие животные.
9. Упражнение с осенними веточками.
Слайд 13.
Логопед: Возьмите осенние веточки и потанцуйте с ними.
«Вальс» Н. Леви.
10. Закрепление знаний детей о подготовке к зиме диких животных.
Инсценировка по сюжету сказки И. Соколова-Микитова «Листопадничек».
Логопед: Осенью, когда осыпаются с деревьев листья, у зайчих появляются маленькие зайчата. Называют таких зайчат Листопадничками. А вот и Листопадничек.
Зайчик (испуганно): Ой! Ой!
Белка: Кто тут? Это ты, Листопадничек! Испугался?
Зайчик: Очень. А кто это меня напугал?
Белка: Это наш добрый лес напоминает, чтобы мы к зиме готовились.
Зайчик: А как это к зиме готовились?
Белка: Это значит, чтобы мы едой запаслись, и дупло себе подготовили. У тебя есть дупло?
Зайчик: Нет.
Белка: Полезай к нам, мы тебе дупло найдем.
Зайчик: Я не умею по деревьям лазать.
Белка: Плохи твои дела. Зимой холодно! (Убегают.)
Зайчик (плачет): Что же мне делать?
Барсук: Ты почему по лесу гуляешь? Вместо того, чтобы к зиме готовится.
Зайчик: Я не умею по деревьям лазать.
Барсук: Зачем?
Зайчик: Чтобы дупло себе найти!
Барсук: Это все беличьи глупости. Лучше всего в норе зимовать. Там тепло и тихо. Пойдем, я тебя научу, как нору копать. Где же ты, Листопадничек?
Зайчик: Не могу я, дядя Барсук, под землей жить. Я ведь сплю с открытыми глазами. А там очень темно и сыро.
Барсук: Ну, тогда я ничем не могу тебе помочь. Не знаю, как ты перезимуешь.
Слайд 14.
Логопед: Собрались к отлету журавли. Кружат над болотом, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной.
Ребенок:
Журавушки-журавли
Собрались на край земли.
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавушки-журавли.
Песня «Журавли» (муз. А. Лившица).
Логопед: Слышится зайчику, будто это с ним прощаются журавли: «Прощай, прощай, бедный Листопадничек».
Зайчик (кричит): Возьмите меня с собой, журавли, пропаду я зимой!
Слайд 15.
Бобер: Зима скоро. А ты почему здесь сидишь, к зиме не готовишься?
Зайчик: Дупла у меня нет, и норки у меня нет. Не знаю, как перезимую!
Бобер: Что ж, поплыли в мою хатку под водой, там всем места хватит. Будешь со мной зимовать.
Зайчик: А я плавать не умею!
Бобер: Ну, тогда я не знаю, как тебе помочь.
Слайд 16.
Логопед: Улетели в дальние страны журавли. Приготовили к зиме дупло белки. Залегли в теплых берлогах лежебоки – медведи, свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи, спрятались в глубокие норы барсуки и бобры. Стало скучно в лесу.
Слайд 17.
Выходит мама-зайчиха.
Логопед: Заплакал Листопадничек.
Зайчик (обращается к маме): Что же с нами будет? Замерзнем зимой в лесу.
Зайчиха: Не говори глупости! Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет у тебя густая, теплая, белая шерстка. Выпадет снег, будет нам в лесу тепло и уютно.
Логопед: Дети, посмотрите, что произойдет с зайчонком, когда закончится осень и наступит зима.
(Просмотр фрагмента мультфильма «Листопадничек».)
11. Итог занятия.
Логопед: Я думаю, что всем диким животным будет и сытно, и тепло зимой в лесу. Благодаря волшебному экрану, мы еще раз побывали в осеннем лесу. Кому сегодня было интересно? А что вам понравилось?
Ответы детей.
Логопед: А мне очень понравились ваши умные ответы. Сегодня, когда придете домой, расскажите всем-всем о нашем путешествии с помощью «волшебного экрана» в осенний лес.