Итоговое занятие по разделу "Формирование элементарных математических представлений" по теме "Математическое королевство"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
  • Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание;
  • Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
  • Закреплять умение работать с меркой;
  • Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;
  • Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Ход занятия

– Ребята, сегодня у нас итоговое занятие по математике. За год мы многому научились. И сегодня мы повторим и закрепим наши знания. А поможет нам Королевство математики, в которое мы и отправляемся прямо сейчас. Но попасть в королевство можно, только пройдя испытание!

Воспитатель: ребята, подойдите к столам и будьте внимательны. Сядет за стол тот, кто выполнит мое задание: Назвать дни недели – 1-й ребёнок; Назвать части суток – 2-й ребёнок; Назвать следующее за 5, 7, 9 число – 3-й; Назвать соседей чисел «6»,«4»,«3» – 4-й ребёнок; Сосчитать от 1 до 10 5-й ребенок; Сосчитать от 10 до 1 6-й ребенок. Молодцы, все прекрасно справились.

Воспитатель: Проведём разминку:

Если стол выше стула, то стул…?

Дети: Ниже стола.

Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…?

Дети: короче линейки.

Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка…?

Дети: Тоньше верёвки.

Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат…?

Дети: Младше сестры.

– И так, мы активизировали с вами наши умные головы, и теперь можем уже решать простые задачки, которые в Математическом королевстве встречаются очень часто. Давайте же мы с вами теперь их решим!

Дидактическое упражнение «Задачки в стихах»

Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей? Шесть. <Рисунок 1>

Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться –
Сколько свинок у корытца? Пять. <Рисунок 2>

С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Три кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало? Четыре. <Рисунок 3>

Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? Семь. <Рисунок 4>

Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек? Три. <Рисунок 5>

– Молодцы, вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: Сейчас нам нужно будет непослушные фигуры отправить по домам. А то собрались они в одном домике и перепутались совсем.

Ориентировка на листе бумаги.

Возьмите лист белой бумаги из конверта, достаньте цветные геометрические фигуры и слушайте внимательно задание: Положить в верхний левый угол – 4 квадрата; В верхний правый угол – 7 овалов; В нижний левый угол – 6 кругов; В нижний правый угол – 8 треугольников; В середину – 1 трапецию. А сейчас проверьте друг у друга выполненное задание и подскажите, как нужно было поставить фигуры.

Все справились с заданием? Кому-то потребовалась помощь товарищей? Если вам помогли, обязательно поблагодарите за это, ведь в Математическом королевстве все должно быть правильно!

Прежде чем мы продолжим наше путешествие по Математическому королевству, давайте все вместе отдохнём.

Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять!» (выполнять, следуя указаниям текста)

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше
И легко-легко подышим…
Раз, два! – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

Вот так событие! Впереди спрятались геометрические фигуры! И дальше пройти мы сможем только, если их правильно найдем!

«На что похоже?»

Работаем на полоске простым карандашом.

– Изобразите геометрической формой предметы, которые я назову. Будьте внимательны.

– Арбуз <Рисунок 6>, дверь <Рисунок 7>, детская пирамидка <Рисунок 8>, экран компьютера <Рисунок 9>, кабачок <Рисунок 10>.

– Какие у вас получились фигуры, назовите их (круг, прямоугольник, треугольник, квадрат, овал)

– как их можно назвать одним словом? (геометрические фигуры).

– Сколько всего геометрических фигур (5)

– Молодцы, справились и с этим заданием.

– Вот незадача! В Математическом королевстве произошло неприятное происшествие – некоторые животные поссорились, потому что стали спорить, кто из них больше. Давайте мы им поможем, и расставим их по порядку. Начнем с самого большого животного.

Дидактическая игра: «Построй по росту» <Рисунок 11>, <Рисунок 12>

– Молодцы. Вы прекрасно помогли животным королевства, и дружно работали в команде!

Ну что ж пора возвращаться домой. Только Математическое королевство никого просто так не отпускает. Есть три дороги, по которым мы можем попасть домой. И есть подсказка, такой «клубочек с нитками» – мерка. С помощью мерки отыщите верную дорогу домой. <Рисунок 13>, <Рисунок 14>.

Мерку прикладываете к дороге, отмеряете «пройденное» расстояние. И только та дорога будет верной, которая будет равна нескольким полным меркам. И верную дорожку, отметьте, пожалуйста, карандашом.

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть возьмет по звездочке, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – тот пусть возьмет по флажку.

Дети делают свой выбор. Подведение итогов.