Цель: отработка умения читать, записывать, складывать, вычитать, умножать, делить и сравнивать многозначные числа.
Задачи.
Отрабатывать умение применять алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел;
Развивать интеллектуальные умения: формировать мыслительные операции классификации, анализа и синтеза, речь, память и воображение на основе решения предлагаемых задач;
- содействовать проявлению самостоятельности в постановке вопросов и поиске решений, развивать умение создавать задачи;
- развивать коммуникативные умения учащихся при парной и групповой работе;
- развивать организационные умения: самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать и исправлять ошибки;
Воспитывать настойчивость в работе, целеустремленность, веру в свои возможности.
Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая.
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, парная, групповая
Оборудование:
- учебник,
- компьютер,
- проектор,
- демонстрационный экран;
- сигнальные круги,
- рабочая тетрадь.
Приложение 1. Презентация к уроку (работа выполнена в Microsoft Office Word 2007 г., запуск осуществляется с панели главного меню, смена слайдов- по щелчку);
Приложение 2. Зарядка для глаз (работа выполнена в Microsoft Office Word 2007 г.)
Ход работы
Организационный момент.
Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация).
Создание положительной эмоциональной атмосферы.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха, словесный метод.
Формы организации деятельности: фронтальная.
Содержание деятельности:
Заглянуло солнце в окна школы…
Откройте тетради и запишите: 22 апреля. Классная работа. (Слайд 1)
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Улыбнитесь друг другу! (Слайд 2)
У нас сегодня всё получится! (Слайд 3)
- Ещё раз посмотрите на сияющее солнце. Назовите форму данного предмета.
- Ваша задача: нарисовать в тетради 5 кругов и превратить их в предметы так, чтобы ваш сосед или одноклассник по рисунку мог правильно назвать данный предмет.
- Обменяйтесь тетрадями, назовите друг другу изображённые предметы. (Проверка в паре)
- Время стремительно “бежит” вперёд, как поезд, который старается быстро и вовремя доставить пассажиров в пункт назначения
Слайд 4
Наш поезд необыкновенный: состав наполнен понятиями.
- Что они обозначают? (Числа)
- Все ли изученные числа появились на экране? (Нет)
- Дополните ряд нужным словом. (Многозначные числа)
- Какие арифметические действия вы знаете? (Сложение, вычитание, умножение и деление)
Слайд 5
Слайд 6
- При помощи какого математического знака можно записать
сложение чисел? (+)
…вычитание чисел? (-)
…умножение чисел? (х)
…деление чисел? ( : )
…сравнение чисел? ( < > =)
- Продолжите мою фразу:
Многозначные числа можно: …
(Складывать, вычитать, умножать, делить и сравнивать)
- Кто может сказать, с чем мы сегодня будем работать на уроке? (Мы сегодня будем работать с многозначными числами, будем продолжать вычисления с ними, решать примеры, уравнения и задачи)
Открывается тема урока:
Слайд 7
Слайд 8
Актуализация знаний.
1. Математический диктант
Да - 1
Нет - 0
1. За числом 2379 следует 2380 (1)
2. 61789-записано 5 разными цифрами (1)
3. Наибольшее пятизначное число 10000 (0)
4. В 6 часах 600 минут (0)
5. 800 >чем 400 на 2 (0)
6. 7000>700 в 10 раз (1)
7. Самое наибольшее четырёхзначное число 9999 (1)
- Внимание на доску!
Слайд 9
- У кого такое же число?
- Прочитайте его.
- Назовите предыдущее данного числа.
- Назовите последующее.
- Увеличьте его в 2 раза.
- Уменьшите его на 100 011.
- Ребята, как вы думаете, какие задания ещё можно придумать, имея запись этого числа?
(Данное число можно
сложить с любым числом,
вычесть его из любого числа,
вычесть из него любое число,
умножить…
разделить…
сравнить…)
2. Игра “Цепочки”.
(На внимание и отработку вычислительного навыка: сложение и вычитание круглых чисел)
Слайд 10
- Перед вами числовая цепочка. Числа последовательно связаны между собой линиями: кривыми и прямыми. Прямая линия означает, что из предложенного числа надо вычесть 30, а кривая - прибавить 240.
- Ваша задача заключается в том, чтобы найти промежуточные числа данной цепочки.
3. Решение комбинаторной задачи.
- Ваша задача на данном этапе: решить логическую задачу.
- Когда вы встречаетесь друг с другом, то что вы делаете? (Здороваемся)
Об этом задача.
Встретились пятеро друзей.
Здороваясь, они пожали друг другу руки.
Сколько всего рукопожатий было сделано?
- Для дальнейшей работы я предлагаю вам разбиться на группы.
- Вас ждёт групповая работа.
Слайд 11
- Давайте вспомним правила работы в группе:
Слайд 12
- Как можно обозначить каждого человека?
- Удобнее обозначать людей точками. Давайте расположим точки по кругу.
- А как можно показать, что два человека пожали друг другу руки? (Построить граф изображения рукопожатий)
- На какой вопрос вам надо дать ответ? (Сколько всего рукопожатий было сделано?)
- Дружно приступите к работе.
Проверка.
Слайд 13
Основная часть.
Слайд 14
Решение комбинаторной задачи.
Слайд 15
Слайд 16: проверка.
- Назовите число, которое состоит из 4 сотен, 2 десятков и 8 единиц. (428)
- Я предлагаю первому варианту 428 умножить на 703, второму - 428 умножить на 730. (Проверка: 300884, 312440)
- Сравните два числа. (300884< 312440, 312440>300884)
Решение примеров:
появляется слайд 17, на котором записаны три частных:
3217:6 1984:3 7198:4
- задача учащихся первого ряда: найти частное 3217 и 6,
- задача учащихся второго ряда: найти частное 1984 и 3,
- задача учащихся третьего ряда: найти частное 7198 и 4.
Далее осуществляется проверка:
- кликаем компьютерной мышью на первое частное:
появляется первый ответ - 536 (остаток 1);
- кликаем компьютерной мышью на второе частное:
появляется второй ответ- 661 (остаток 1);
- кликаем компьютерной мышью на третье частное:
появляется третий ответ- 1799 (остаток 2).
Зарядка для глаз
(Слайд 18-20)
Решение уравнений.
- Ваша задача решить уравнение.
Вам предоставляется право выбора одного из двух предложенных уравнений.
Слайд 21
Проверка.
- Поднимет руку тот ученик, кто решал первое уравнение.
- Чему равен “икс”? (Выслушиваются ответы ребят)
- Посмотрите на экран.
Слайд 22
- Поднимет руку тот ученик, кто решал второе уравнение.
- Чему равен “икс”? (Выслушиваются ответы ребят)
- Посмотрите на экран —> появляется ответ второго уравнения.
Решение текстовой задачи.
- Внимание на экран!
Слайд 23
- Что это такое?
- Придумайте задачу по краткой записи.
- Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет)
- Почему?
Далее идёт работа по алгоритму, сопровождающаяся записью действий с кратким пояснением.
Слайд 24–25
Домашнее задание.
Слайд 26
Итог урока.
Слайд 27–28