Тема моей исследовательской работы: “Семинарские занятия по географии как средство мотивации познавательной деятельности учащихся и повышения качества географического образования в свете требований ФГОС II-го поколения”. Выбор темы продиктован постоянно изменяющимися условиями образовательной стратегии государства, потребностями современного общества, спецификой стандартизации образования в пределах единого образовательного пространства страны.
Выбранная тема весьма актуальна, так как все образовательные учреждения страны в ближайшей перспективе должны будут перейти к выполнению новых ФГОС и требованиям, предъявляемым к особенностям организации учебного процесса в урочное и внеурочное время. Современность и актуальность темы связана с тем, что в школе идёт глубокая перестройка всего учебного процесса. Прежняя система народного образования показала свою неэффективность, несоответствие сегодняшним требованиям культуры, экономики, техники, темпам развития общепланетарного человеческого общества. В центре внимания современного образования, по-прежнему, поставлена личность, однако “какая личность?”. Общество нуждается в людях с пытливым умом, способными саморазвиваться, самоутверждаться и самообразовываться, использовать технические средства в повседневной жизни и в различных жизненных ситуациях. В центре современного образования поставлено уважение к личности, стремление помочь её развитию. Решение этих сложных задач основано на принципах демократизации, гуманизации, дифференциации образования, лично-ориентированном подходе к обучению учебной дисциплине, глобализации образования и образовательных ресурсов.
Мной предлагаются Вашему вниманию основы мониторинговых исследований, раскрывающие значимость и преимущества данной системы организации учебного труда, а так же разработки уроков, построенные в соответствии с требованиями ФГОС II-го поколения. Предложенные разработки планов конспектов уроков, адаптированы к ныне существующей и устоявшейся системе преподавания географии и устаревающим, ранее принятым образовательным стандартам, прежде всего, нацелены в будущее и выполняют требования, предъявляемые к оформлению и специфике проведения урока, а так же особенностям организации учебного труда в соответствии с нормами и требованиями предъявляемыми ФГОС II-го поколения. Способны оказать помощь начинающим и опытным коллегам в меняющихся условиях стандартизации образования, продиктованных стратегией государства и потребностями общества, переходом к организации учебного процесса в урочное и внеурочное время по новому и в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов. Специфика разработанной коллекции педагогического и методического инструментария к уроку включает в себе ряд важнейших требований и особенностей организации учебной ученической и педагогической деятельности, адаптированы к современным, ныне существующим условиям и сориентированы на условия будущего, рассчитана как на слабые классы, так и на сильные классы. В основе предложенных разработок семинарских занятий заложен принцип развивающего обучения.
Специфика проведения урока носит проблемный характер, нацелена на исследовательскую деятельность учеников. Учитель выступает в качестве координатора учебной деятельности и контролёра. Применение данной системы занятий даёт широкие возможности педагогу так как – учитель может вести мониторинг роста достижений учащихся через систему всех занятий, возможно проведение урока в параллельном классе, проведение урока двумя педагогами (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами и т.д.). Урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся (только в условиях дневной школы). Нередко в качестве тьютора выступает сам учитель, ведь главное грамотно организовать детей на решение поставленных задач, помочь отобрать необходимый материал, отобрать материалы презентаций и славйд-шоу, обучить самостоятельно добывать знания, выделять главное и соответственно самое необходимое, умению оказать помощь своему однокласснику в ходе проверки усвоения материала, отборе учебного материала, при подготовке к занятию, при самопроверке, различных видах групповой работы на уроке и так далее. Обучает приёмам анализа деятельности своих одноклассников и самоанализу (в том числе самоанализу своих достижений).
Данная система организации учебного процесса позволяет лучше организовать подготовку учащихся к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, так как наряду с подготовкой учащихся к каждому новому занятию учащиеся прорабатывают как новые так и старые понятия и термины, находят географические объекты на тематических, экономических и географических картах ( в том числе по предложенному и заранее подготовленному перечню объектов номенклатуры), готовят фактические материалы и сообщения, выполняя, как правило, работу в группах, нередко имеют индивидуальные задания разного уровня сложности, нацеленные на выявление причинно-следственных связей, установку соответствия между объектами, процессами и явлениями. Однако самое главное обучаются приёмам логического мышления и построения предложений, учатся рассуждать, говорить и строить монологическую речь при ответе на поставленный вопрос или пункт исследования.
Глава I. Теоретический и методологический аспект исследуемой проблемы.Роль семинарских занятий особенно значима в обобщении знаний по крупным темам, систематизации материала, формировании мировоззренческих идей, усвоение более сложных понятий и представлений курса, а так же при изучении новых тем разделов учебных курсов. (Особенно актуально и современно в условиях подготовки учителей и будущих родителей, а так же учеников к переходу на новые ФГОС). Семинарские занятия в новых условиях базируются на особенностях развивающего обучения и в полной мере осуществимы при использовании технологии ИОССО( технология индивидуально-ориентированной системы самообразования учащихся). Инновационным компонентом являются оценка видов деятельности учащихся, саморазвитие и исследовательская деятельность учеников, переориентация на новые изменяющиеся условия организации учебного процесса. Достоинствами необходимо считать координирующую и контролирующую деятельность педагога в учебном процессе, творческое развитие воспитанников.
Подготовка к семинару включает ряд этапов:
- В начале изучения крупной темы при ознакомлении с её планированием внимание учащихся сразу обращается на семинарское занятие, а за две-три недели учитель дает вопросы и список литературы (так было раньше).
- При изучении нового материала или темы урока практически каждое занятие может стать семинарским, если учитель организацию образовательного процесса осуществляет через отработанную систему опережающих домашних заданий, где есть теоретики, практики, картографы (так станет в будущем, и частично используется мной при обучении географии в 10-12 классах).
- Проведение коллективных и индивидуальных консультаций в урочное (для чего отводится несколько минут текущего занятия) и внеурочное время. (Было раньше, остаётся и сейчас при переходе на новые условия организации учебного процесса и учебной деятельности).
- Подготовка двух-трёх учеников, которые помогают в ведении семинара (так было раньше).
- Подготовка всего класса по проблеме урока в группах через систему заранее заданного и определённого домашнего задания. (Актуально и жизненно необходимо при переходе к новым условиям, исходя из специфики технологий развивающего обучения и ИОССО, а так же при переходе на новые ФГОС).
- От первого до последнего урока крупной темы учитель постоянно готовит учащихся к семинарскому занятию, обращая внимание на узловые вопросы, предлагаемые примерные пункты плана каждого занятия, разные взгляды на освещение тех или иных явлений и процессов. Появившуюся новую литературу. Интернет-ресурсы и сайты. (Актуально сейчас при переходе на новые условия проведения урока в соответствии с изменениями протекающими в системе образования).
Семинары формируют такие общеучебные умения, как умение самостоятельно работать (составлять план ответа, отбирать информацию, готовить иллюстративный материал, оформлять и составлять презентацию, строить доказательные выступления), слушать выступления своих учеников, фиксировать результаты работы каждой группы, анализировать свои ответы и ответы одноклассников, а так же оценивать работу микрогрупп.
Воспитательные возможности семинарских занятий повышаются при условии не только чёткой постановки задач, определения характера проведения урока, но и коллективного подведения итогов, обсуждения его результативности.
У учителей чаще всего вызывает затруднение составление вопросов дискуссионного плана, достижение активности большей части учащихся и оценка деятельности на семинарских занятиях, однако если брать за основу разработанную и внедряемую мной в образовательный процесс систему и практику, предложенную как коллекцию педагогического и методического инструментария (методические рекомендации в приложенных в приложении планах конспектах семинарских занятий) то эта проблема прекращает существовать. Ещё успешнее система срабатывает в том случае, когда за основу берётся специфика организации учебной деятельности и учебного процесса в соответствии с требованиями предъявляемыми ФГОС. С учётом этого к каждому запланированному семинару в книге даётся несколько больше вопросов, чем их можно обсудить в пределах урочного времени. Если заранее продумано, то условие, какими знаниями, навыками и умениями должны овладеть учащиеся и какой объём информации ими должен осветиться на уроке то успешность проведения семинарского занятия гарантирована на 100%.
Учитель по своему усмотрению может отобрать наиболее важные для закрепления и обобщения темы, кроме того самостоятельно составить план изложения и исследовательские вопросы и области при проведении семинарского занятия по исследуемой проблематике в ходе изучения нового материала урока (тип урока /изучения/ изложение нового материала). Преимущества данной практики, заключаются в том, что дети чувствуют себя увереннее и успешнее, всем ученикам дана возможность раскрыться, самореализоваться и утвердиться – как теоретикам, практикам, картографам, техникам. Функциональные роли в группах меняются при переходе от одного урока к другому, т.е те кто были теоретиками сегодня завтра будут техниками и т.д. Существующим недостатком является то, что в условиях нашей школы невозможно использовать данную систему в полной мере по причине отсутствия компьютеров и запрета на их использование , а так же из-за запрета проноса на территорию учреждения средств ИКТ, и тем моментом , что рабочее место в котором я веду образовательную педагогическую деятельность является учреждением закрытого типа (ИК при ФСИН РФ по ПК).
Среди вопросов особенно ценны те, что могут вызвать желание выступить (это либо спорный вопрос, либо не всем ясный, вызывающий разные толкования). При этом учитель, чтобы не погасить “огонь” спора, не должен ни словом. Ни жестом, ни мимикой показывать своё отношение к поднятым проблемам. Репликами типа: “Допустим, вы правы…”, “Очень интересная мысль, требующая развития…” и др. – он умело руководит семинаром, доводя его до логического завершения.
В школе на занятиях по географии получили распространение несколько типов семинаров: семинары-отчеты, семинары-обсуждения, семинары-диспуты и семинары-практикумы. Часто граница между ними весьма условна.
Для достижения активности большей части учащихся класса можно воспользоваться такими приёмами, как постановка заданий (вести записи в различной форме, оговорённой заранее или выбранной учащимися), определение ролей для отдельных учеников (эксперт, оппонент, спорщик или теоретик, практик, картограф, техник и т.д.).
При использовании устаревшей системы проведения семинарских занятий возможно было оценить до 8-12 учащихся при применении предлагаемой мной схемы возможно оценивание большей части класса, а чаще всего всех участников образовательного процесса (всего класса и самого учителя).
В кабинете географии рекомендуется размещение рекомендаций учащимся для работы на семинарском занятии.
- Главное правило на семинаре – говорите, а не читайте подготовленный материал. Свои ответы сопровождайте демонстрацией слайдов презентации, показом слайд-шоу (подборку слайдов, не вошедших в презентацию), отображением явлений. Показом географических объектов и явлений на географических (тематических) картах.
- Выступление стройте чётко, обоснованно. Не говорите долго, лучше ещё раз выступить, чем утомить всех затянувшимся ответом.
- Умейте слушать и критически оценивать ответы товарищей, быстро включаться в обсуждение, не нарушая внутренней логики развития темы или её раскрытия.
- В ходе семинара делайте краткие записи, помогающие восстановить его главные положения, составляйте микро-конспект урока.
При организации образовательного процесса и оформлении планов-конспектов учтены все ныне существующие требования к уроку, а так же требования предъявляемые к оформлению и проведению занятий в соответствиями требованиями ФГОС II-го поколения. Помимо всего вышеперечисленного, при составлении разработок планов занятий учтены и учитываются в ходе работы: главные критерии самоконтроля и самооценки, контроля и оценки; формы контроля и оценки; виды контроля (по месту в процессе обучения, по содержанию, по субъектам контрольно-оценочной деятельности).
Главными критериями самоконтроля и самооценки, а также контроля и оценки являются следующие:
- усвоение предметных знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта образования;
- сформированность УУД (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
- развитость познавательной активности и интересов, прилежания и старания;
Формы контроля и оценки
Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета учащимся и не допускает сравнения его с другими учениками.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
- стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
- текущие проверочные работы;
- тестовые диагностические работы;
- устный опрос;
- проверка умения логического построения монологического ответа по основным пунктам и вопросам урока (отслеживается развитие речевой моторики и рефлексия);
- проверка сформированности навыков чтения текстового компонента учебника и различных по содержанию карт(географических, физических, тематических);
- проверка умения логического анализа географических карт на сопоставление различных по тематике карт, с целью выявления закономерностей природных, экономических и социальных явлений, а так же на установление причинно-следственных связей;
- проверка сформированности работы с различными интернет ресурсами при подготовке к уроку;
- проверка умений отбора материалов и составления презентаций к уроку и слайд-шоу (подборка слайдов по теме);
- проверка сформированности навыков и умений работы с картой (в том числе географической и картографической культура работы на уроке);
- “портфолио” ученика.
Основные виды контроля:
- по месту в процессе обучения;
- по содержанию;
- по субъектам контрольно-оценочной деятельности
По месту в процессе обучения:
- предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;
- текущий контроль, позволяющий определять уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;
- итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предмету и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников.
По содержанию:
- прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;
- пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия.
По субъектам контрольно-оценочной деятельности:
- внешний контроль, осуществляемый педагогом или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);
- внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимся и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).
Оцениванию не подлежат:
- темп работы ученика;
- личностные качества школьников;
- своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).
Функции контроля самые разнообразные – обучающие, развивающие, воспитывающие. Для учителя он важен и тем, что позволяет критически оценить свою деятельность и деятельность учащихся, случае плохих результатов находить более рациональные пути в учебно-воспитательном процессе. Объективность контроля достигается прежде всего наличием четких критериев оценки результатов усвоения учебного материала. В практике известны и применяются несколько видов контроля по времени и объему содержания – текущий, тематический и итоговый. При данной форме обучения нет такого занятия, когда бы учитель не мог бы осуществить текущий контроль. Выступления на уроке. Выполнение заданий, записи в тетрадях, итоги уроков-практикумов и семинаров позволяют довольно объективно судить об уровне усвоения материала каждым учащимся.
Тематический контроль позволяет осуществить семинарские занятия и зачёт. Вопросы на семинарском занятии составляются на II – III уровне сложности, тем самым даётся возможность судить о знаниях, умениях, выработанных навыках, мировоззрении, интуиции учащихся.
Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования:
- высокий уровень – 85-100%;
- уровень выше среднего – 70-84 %
- средний уровень – 50-69 %;
- уровень ниже среднего — 30-49 %;
- низкий уровень — менее 30 %.
Изменения в деятельности педагогов
Деятельность педагога, работающего по ФГОС, также очень сильно изменится. Замечено, что при подготовке к уроку учитель вынужден затрачивать теперь почти в два раза больше времени по сравнению с традиционной системой, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций используются ресурсы Интернета. Кроме того, свои наработки можно оформлять в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами. Весь материал может выкладываться на сайте школы для просмотра родителями, использования при дистанционном и иных формах обучения детей. Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными .Теперь педагоги не должны быть привязаны к своему классному кабинету; если возникает необходимость, они могут использовать любые оборудованные помещения: кабинет прикладного творчества, внеурочной деятельности, игровую, лабораторию и т. п.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС, представлена в приложении.
Изменения в деятельности обучающихся
Изменения коснулись и деятельности обучающихся. Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем ранее, причем характер ее стал исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
Как показывает результат диагностических работ, школьники не боятся выполнять нестандартные задачи, они могут применять свои знания при решении практико-ориентированных заданий. Возможность выбора заданий, способов решения значительно снизила у детей уровень тревожности при их выполнении, повысила мотивацию к обучению.
В предложенных рекомендациях по проведению занятий дается коллекция педагогического и методического инструментария в количестве шести разработок семинарских занятий. Все предложенные и размещенные планы конспекты уроков семинаров прошли модерацию, отмечены сертификатами участия. Все семинары интересны своей тематикой и возможностями организации исследовательской деятельности в урочное и в неурочное время.
Глава II. Практические аспекты исследуемой проблемы. Из опыта работыОпределившаяся тема исследовательской работы возникла не сразу. Потребности выбора данной темы были продиктованы: сменой условий организации учебного процесса и учебной деятельности на уроке, в связи с предстоящим переходом на новые стандарты ФГОС II-го поколения; особенностями поступающего спец-контингента в учебное заведение при ИК, снижением познавательного интереса и познавательной активности, слабым развитием речевой моторики, низкой мотивированностью, отсутствием умения строить монологически-связанный ответ при выступлении, низкой общеучебной грамотностью, слабыми способностями аналитической деятельности, отсутствием или слабым развитием способности работы в группах.
Работа в данном направлении мной проводится 4-й год, а с применением элементов основ организации учебной деятельности на уроке и требований, предъявляемых к урокам в соответствии с требованиями ФГОС II-го поколения только 2-й год, однако уже сейчас отмечается повышение эффективности работоспособности учащихся на уроке. Пока нет возможностей проведения уроков на 100% соответствующих требованиям новых образовательных ресурсов и стандартов, нет пока и самого ФГОС для старшего и среднего звена, нет самих учебников, разработанных в соответствии с ФГОС, однако есть время адаптироваться учителю к предстоящим изменениям, вызванных обязательным введением новых ФГОС для старшей школы в будущем. Благодаря применению данной системы в обучении географии учащихся старших классов, в последнее время отмечается повышение мотивированности и мотивации в обучении, учащиеся с каждым разом смелее выстраивают свои ответы, быстрее овладевают приёмами работы с картами, умениями работы с текстовым компонентом - учебника и другой учебной и специальной литературы (энциклопедии, справочники, сборниками статистических материалов и т.д.), в условиях групповой работы приобретают способность мыслить аналитически, выстраивать мологически-связанные ответы и пожалуй самое главное это, что у учащихся отмечается повышение познавательного интереса и познавательной активности.
Последнее время всё активнее применяю личностно-орентированный и деятельностный подходы в обучении, а так же технологии оценивания учебных достижений и успехов учащихся.
В предлагаемых мной разработках отображается только личная авторская позиция в отношении организации ученической деятельности, мои собственные разработки вопросов к семинарским занятиям, стихотворения собственного сочинения.
Особенности организации исследовательской и учебной ученической деятельности характеризуются следующими моментами: во 1-х ученикам заранее предлагаются основные понятия и определения будущего занятия (в данном случае организуется словарная работа по предстоящему занятию); во 2х план изложения учебного материала темы будущего занятия; в 3-х основные освещаемые вопросы и проблемы; в 4-х ученикам предлагается использовать разнообразные интернет-ресурсы как при подготовке теории, так и при отборе информации и слайдов к презентациям; в 5-х оформительская работа по теории и презентациям (задания по группам с чётким распределением ролей участников); в 6-х отработка перечня физико-географических и экономико-географических объектов.
Основные моменты |
Деятельность учеников |
Работа с новыми и старыми понятиями, терминами. Определениями | Поисковая: находят формулировки понятиям, терминам. Определениям. Ведут отбор формулировок по степени сложности. Используют различные источники информации, в том числе и Интернет-ресурсы. |
План изложения учебного материала новой темы урока | Ознакамливаются с основными пунктами плана изложения новой темы урока. Определяются с проблематикой предлагаемых вопросов. работу выполняют исключительно исходя из специфики отведенной роли. Готовят слайды к презентациям по освещаемой проблеме и вопросу, и оформляют презентации. |
Освещаемые вопросы и проблемы. | В каждой группе имеются теоретики. Которым приходится готовить теоретические вопросы и затем выступать как докладчикам. Кроме основных докладчиков имеются содокладчики и дублёры. Ответы сопровождаются деморнстрацией подготовленных презентаций. Отвечают на основные вопросы проблематики делая сообщения. Остальная часть класса фиксирует добытые знания в таблицах |
Использование разнообразных Интернет-ресурсов |
Готовят слайды к презентациям по освещаемой проблематике и оформляют презентации. Используют их при проведении словарной подготовительной работы и подготовке сообщений |
Отработка перечня физико-географических и экономико-географических объектов. | Данную работу выполняют на начальном этапе картографы, а в последующем знание карты закрепляет весь класс. |
Уникальностью гибкости предлагаемых мною планов-конспектов заключена в том, что их возможно использовать по разному, может быть выдан как: во1-х комбинированный урок, если объяснение сопровождается учителем с элементами беседы; во 2-х как лекционное занятие; в 3-х как семинарское занятие с высокой степенью исследовательской деятельности.
Особенности методики проведения характеризуются основными методическими рекомендациями к семинарскому занятию. В целях развития умения говорить (развитие речевой моторики) и выступать на публику необходимо дать возможность выступить учащимся с сообщениями по тематике урока, по заранее обсужденному плану (при этом необходимо дать опережающее домашнее задание). Выступления с краткими сообщениями по проблематике урока осуществляется через систему домашних заданий в микро-группах. Сообщения должны быть краткими и содержать необходимый оптимум информации, подразумевать раскрытие важного материала с демонстрацией всех географических и экономико-географических объектов на физической и экономической картах страны.
Сообщения сопровождаются деморнстрацией слайдов презентации и отображением основного фактического материала в заранее подготовленных раздаточных таблицах всеми учащимися класса (микро-конспектирование).
На каждое сообщение должно быть отведено не более 2-3 минут (жесткий регламент времени), оно должно иметь вид краткого отчета по исследуемой проблеме. В каждой микро-группе есть ведущий, дублёр, практики. Практик отвечает за знание карты и умение демонстрировать географические объекты, подготовку и демонстрацию учебных материалов презентации. В подготовке презентации участвуют все члены группы, а в качестве координатора выступает практик.
Дублёр выполняет дублирующую функцию на уроке при подготовке и раскрытии основного содержания вопроса. Ведущий координирует работу микро-группы, выступает с сообщением на занятии по предложенной проблематике. На разных уроках меняются функции каждого представителя микро-группы. Каждой микрогруппе подготовить “контрольные” вопросы по своей тематике на закрепление (не больше 4-5 вопросов).
Учителю необходимо иметь фактические материалы в печатном виде и краткие на электронном носителе в виде презентации.
Учитель координирует работу микро-групп и класса, выполняет контролирующие функции.
Проводятся разнообразные формы контроля ЗУН: терминологические диктанты, тестовые задания по старому образцу, тестовые задания на установления логических связей между процессами, объектами и явлениями; словарная работа; картографическая работа и работа на знание перечня объектов номенклатуры; различные виды коллективной деятельности.
ЗаключениеПрименение данной системы позволяет развивать речь учащихся, вовлекать учеников в исследовательскую деятельность, способствует стойкой выработке системы самообразования, повышает эффективность ученической деятельности на уроке. Кроме выше изложенного способствует развитию аналитического ума и аналитических видов деятельности, вырабатывает чёткость ответов учеников на занятиях, способствует развитию монологической речи, вызывает стойкий интерес к ученическому труду и предмету, способствует развитию творчески развитой личности. Эта система развивает навыки работы с картами и повышает интеллектуальные способности и возможности личности, делает обучающихся прекрасными пользователями ИКТ. Однако есть существенный недостаток – это отсутствие возможностей применять данную систему в полной мере на базе нашего учебного заведения, так на базе нашей школы и самой ИК отсутствует хорошо обеспеченная библиотека, школьная библиотека бедна материалами для подготовки учеников (поэтому подготовиться к такому занятию можно только лишь по заранее выданным раздаточным материалам или энциклопедическим материалам и словарям самого учителя, у учеников нет справочников и энциклопедий в колонии – “это не дом”), слабая техническая база, отсутствуют средства ИКТ (компьютеров нет и наложен Министерством Юстиции – запрет на занесение любой пишущей техники, в том числе и ноутбуков на территорию ИК где отбывают наказание по строгому режиму).
Отмечается рост приобретаемых умений учениками в классах, где организуется данная работа. Так например, умением быстро находить и показывать географические объекты овладевают 65-70% учеников. На начальном этапе этим умением владели всего лишь 2 ученика в 10 “Г” классе, а в 10 “А” только один (начало учебного года – сентябрь), в октябре в 10 “Г” классе этим умением овладели 7 человек, что составило 45% показателя по классу, а в 10 “А” - 5 человек, или 37% учащихся. В ноябре отмечается динамика роста овладения этим умением в 10 “Г” это 70%, а в 10 “А” – 65%.
Овладение умением объяснять особенности размещения объектов так же характеризуется повышением показателей в % и положительной динамикой, однако проценты несколько ниже. Потому что само умение подразумевает перенос знаний на карту с умением объяснять явление (Почему именно в этом районе страны отмечается наибольшая концентрация предприятий черной металлургии и т.д., а так же применением ранее полученных знаний о факторах размещения предприятий). Показатели процентов овладения данным умением так же изменяются с 8-12% на начальном этапе (сентябрь), до 34-45% в ноябре. Умение сопоставления различных тематических карт тоже имеет положительную динамику, отмечается увеличение показателей с 5% до 42%. Умением анализировать карты владеют 37-42 % учащихся в испытуемых классах. Применять имеющиеся и новые понятия при изучении темы урока., делать их формулировки, находить необходимую информацию, выделять главное в тексте может лишь 1/3 класса, что составляет 25-36% это пожалуй самый низкий показатель, что объясняется тем условием.– каждый год набор учеников в классах новый и старых учеников немного, вновь прибывшие ученики имеют очень слабые знания, умения и навыки, а иногда в 10-м классе не умеют связно читать и читают по слогам, не имеют элементарной базы ЗУН. Медленно идет развитие речевой моторики, однако имеет стойкую положительную динамику. Переход к данной системе в данном виде (соответствие грядущим ФГОС) только начался поэтому судить глубоко об эффективности рановато. Отмечается плавный рост показателей качества знаний, индексов СОУ, СОКов, ИРИ и других. Данная система хорошо себя зарекомендовала при применении мною её в обучении географии в МОУСОШ с. Новолитовск, где показатели процента качества знаний составляли 84-87%, а в нашей школе при ИК показатели на начальной стадии применения данной методики в обучении были в начале намного ниже, чем сейчас – 23-25% и выросли до 41%.
Уроки проводимые по данной системе эффективны и интересны по содержанию, всегда достигают своих целей. Ученики выступают в качестве начинающих ученых и исследователей, охотно участвуют в чередующихся видах деятельности.