Цель: используя систему методов, приемов и форм (модельный метод, опора на ассоциативный опыт, организация пар), обеспечить реализацию идей продуктивного образования.
Задачи:
- познакомить учащихся с природой материка;
- познакомить учащихся с уникальным органическим миром материка;
- развивать самостоятельность суждений, образное мышление;
- познакомить с некоторыми элементами культуры континента;
Материальное обеспечение урока: мультимедийный проектор, экран, презентация, листы ответов, карта “Южная Америка”.
Ход урока
Учитель:
Ребята, мы уже изучили особенности природы Африки и Антарктиды, сегодня мы совершим виртуальное путешествие по удивительному материку - Южной Америке. Южная Америка – полная противоположность территории нашей страны. Когда у нас день – там ночь, когда у нас лето – там зима. Давайте отправимся в путешествие на этот материк самым коротким путём. Нет, не через центр Земли, а привычным нам способом - по карте. Ведь в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда сердца с грустью отзываются на трогательные строки Роберта Рождественского: (Слады 2-11 на фоне музыки в исполнении оркестра Поля Мариа “История любви”).
Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и
скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все
ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических
пен,
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.
И так, все готовы? Отправляемся в путешествие по Южной Америке. (слайд 12)
Путешествие – яркий паук,
В паутине троп и дорог,
Путешествие – сладкий испуг,
В миг, когда переступлен порог.
Звучит латиноамериканская мелодия. На фоне мелодии слайды с видами материка. Идёт краткий, но живописный рассказ, знакомящий учащихся с природными и рукотворными уникумами Южной Америки (слайды 13-28). (Приложние 1)
Модель 1
“Поделитесь впечатлениями”
Поделитесь вашими представлениями о Южной Америке.
Южная Америка - крупный материк, имеющий множество географических объектов. Запишите на голубых карточках 3 географических названия, с которыми связано ваше восприятие природы Южной Америки. (Приложение 2)
Варианты записей:
1) Анды
Амазонка
Титикака
2) Амазонка
Бразильское плоскогорье
Огненная Земля
3) Амазонка
Анхель
Рио-де-Жанейро (слайд 29)
Модель 2
“Что такое? Кто такой?”
Определите природную принадлежность предложенных объектов, подпишите рядом. (Приложение 3)
Варианты записей:
1) Анды - горы
Амазонка - река
Титикака - озеро
2) Огненная Земля - остров
Бразилия - страна
Ленивец – животное
3) Анхель - водопад
Рио-де-Жанейро - город
Тукан – птица
4) Виктория амазонская – растение
Котопахи – вулкан
Бразильское плоскогорье – равнина
5) Кейманда Гранди – остров
Сахарная Голова – гора
Атакама – пустыня (слайд 30)
Модель 3
“Визитная карточка материка”
Работаем в парах.
Для предложенных объектов, из текста выбрать несколько характеристик, которые наиболее полно воссоздают образ материка, являются его визитной карточкой. Во время выполнения этого задания можно воспользоваться атласами.
В результате работы у Вас должен получиться краткий рассказ, вобравший в себя 5—6 особенностей каждого из трёх предложенных объектов.
Вариант 1
Анды - горы - высокие, скалистые, молодые, труднопроходимые, тянутся с севера на юг, богатые растительностью, много полезных ископаемых.
Амазонка - река равнинная, полноводная, широкая, в верховьях бурная, водятся пираньи, крокодилы.
Титикака- озеро высокогорное, пресноводное, хранит много тайн, глубокое.
Вариант 2
Амазонка – река - впадает в Атлантический океан, полноводная, много притоков, берега заболочены, водится много хищников.
Бразильское плоскогорье - средние высоты 500-1000 м богато полезными ископаемыми, древнее происхождение, давно освоено.
Огненная Земля - остров расположен на крайнем юге материка, сохранилась вулканическая активность.
Работа окончена. Большое спасибо. Ваши описания получились неординарными и содержательными.
Не могу не представить Вам другие географические объекты, созданные самой природой. Объекты удивительные и многоликие. (Слайды 31-52, на слайды записан текст. повествующий о высокотравной равнине севера материка – льянос, высокогорном озере – Титикака, водопадах Игуасу и Анхель).
Льянос.
Льянос — открытое ровное пространство, раскинувшееся по обе стороны р. Ориноко. Поверхность льянос покрыта густой высокой травой с кое-где разбросанными отдельными деревьями или пальмами. Таков облик типичной бразильской саванны — льянос. Климат этой местности чрезвычайно разнообразен. Летом сушь и жара. Но вот на небе собираются первые тучи, проливается первый дождь. За ним другой, третий. Пересохшая почва жадно пьет влагу.
Яркая зелень покрывает всю землю, пестреет масса цветов.
Титикака.
Крупнейшее пресноводное озеро Южной Америки — Титикака. Легенды инков о затопленных сокровищах озера издавна волновали воображение историков, археологов и искателей кладов. По одной легенде, инки, собрав все золото, отлили из него золотую цепь и, чтобы сокровище не досталось врагу — испанским конквистадорам, сбросили ее в озеро, которое, как они считали, не имело дна. Согласно другой легенде, в затонувшем дворце индейские воины спрятали золотые и бриллиантовые клады короля инков.
Технически хорошо оснащенная французская экспедиция Жака-Ива Кусто, располагавшая двумя подводными лодками-малютками, после восьминедельных поисков установила, что озеро Титикака не имеет никаких тайн. Экспедиция измерила глубину “бездонного” озера.
Водопады.
В бассейне реки Ориноко, на реке Чурун, находится самый высокий на Земле водопад — Анхель, открытый сравнительно недавно, в 1935 году. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Южной Америки. Горный массив Ауян-Тепуи обрывается отвесной скальной стеной. Подступы к стене перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Другой интересный водопад — Игуасу — находится на реке Игуасу . “Игуасу” на языке индейцев игуарани — “Большая вода”.
Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе — 275. Волнение охватывает каждого, наблюдающего это чудо природы. Охватить взглядом с земли весь фронт водопада невозможно: мешают скалы и тропический лес. Чудовищную массу воды низвергает Игуасу. Расход воды — 12266 т в секунду.
Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: “Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть”.
Следующее задание называется “География материка”.
Вернёмся к листам ответов. Для выполнения этого несложного задания будут нужны атласы.
Модель 4
“География материка”
Используя атласы закончить предложение. (Приложение 3)
Южная Америка расположена в полушарии … (первая пара).
Южная Америка омывается... (вторая пара называет океаны).
Южная Америка расположена в климатических поясах... (третья пара).
Ближайшими материками являются... (четвёртая пара).
Самыми крупными реками материка являются… (пятая пара).
Спасибо. Проверяем. (Слайды 54-57)
Осуществляя виртуальное путешествие по материку, мы уже достаточно подробно познакомились с особенностями его природного комплекса.
Подберите, пожалуйста, слово, которым можно охарактеризовать природный комплекс материка: разнообразен, уникален, своеобразен, контрастен, красив, неповторим, экзотичен, богат, удивителен. (Слайд 58)
Модель 5
“Памятка путешественнику, отправляющемуся в Южную Америку”.
“Южная Америка – страна Вашей мечты”
Теперь задание творческого характера: составьте несколько фраз, адресованных путешественнику, отправляющемуся в Южную Америку. Ваше описание должно начинаться фразой: “Южная Америка – страна вашей мечты”, и выигрышно подчеркнуть самые яркие достопримечательности материка, колорит местной природы. (задание выполняется на фоне музыки в исполнении оркестра Поля Мариа “Бразильский карнавал”; слайд 59)
Выступления участников.
Благодарю вас. Думаю, что у всех присутствующих появилось желание наше виртуальное путешествие превратить в реальное.
Момент релаксации.
Я приглашаю вас отдохнуть и вместе со мной побродить по самому экзотическому базару в Бразилии. (записано речевое сопровождение путешествия по бразильскому базару; слайды 60-74)
На ярмарке в порту Форталеза можно купить рис, клубни маниока или выделанную из них крупу, которую называют здесь “фаринья”, “кастанья ду Пара”, или знаменитый бразильский орех, какао, кокосовые орехи, бананы, ананасы, рыбу от самой маленькой до огромной и, кроме многих продовольственных товаров, также ценную крокодиловую или змеиную кожу, изделия из искусно сплетённых пальмовых волокон, шкуру ягуаров, удивительные изделия из крыльев красивых бабочек, ожерелья из сушеных семян, и множество других предметов работы искусных индейских умельцев. Есть на ярмарке и коллекции красочных бабочек и мотыльков, пучки засушенных колибри, продаются даже живые попугаи, умеющие сказать несколько слов на испанском или португальском языке, обезьянки, а кое-где можно встретить выставленную на продажу живую анаконду.
И, конечно, я не могла не заглянуть вместе с вами на самый красочный и зажигательный бразильский праздник – карнавал в солнечном городе Рио-де-Жанейро. (Слайд 75 на фоне латиноамериканской мелодии “Бразильские барабаны”).
Вот и подходит к концу наше путешествие по Южной Америке.
Сегодня мы познакомились с уникальным природным комплексом Южной Америки — материком рекордов. Ко многим его природным объектам можно добавить слово “самый”.
Модель 6
“Самый, самый”. (Слайд 76)
Закончите мои фразы. Прошу вас отвечать хором.
- Самый высокий водопад мира... (Анхель)
- Самая полноводная река мира... (Амазонка)
- Самое высокогорное пресноводное озеро... (Титикака)
- Самые “медные” горы планеты... (Анды)
- Самые красивые и пышные карнавалы... (в Бразилии)
- Самые экзотические базары... (бразильские) (Слайд 77-82).
Рефлексия.
Модель 7
“Осуществление обратной связи”
Из предложенных смайликов выбрать соответствующий вашему восприятию сегодняшнего урока. (слайд 84 на фоне музыки “Ветер перемен”)
Наше путешествие закончено.
Но, где бы мы не были, особенно приятно возвращаться домой, на родину, в Россию! (Слайд 84)