Цели.
- Воспитание бережного отношения к птицам.
- Ознакомление детей с перелётными и зимующими птицами.
Задач.
- Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся.
- Способствовать развитию умения работать в группах.
- Выполнить практические задания на исследования о зимующих и перелётных птицах, извлечь нужную информацию из разных источников.
Оборудование. Компьютеры, презентация учителя, проектор, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент. (2 мин )
Учитель. Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу. А эпиграфом к уроку я выбрала строчки Николая Заболоцкого:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил.
Другой, который век от века
Творил по мере наших сил.
Как вы думаете, о каких двух мирах говорится в стихотворении?
Дети. О природе и о мире, которую создал человек.
2. Вводная беседа. (7 мин )
Учитель.
За каждый правильный ответ я буду давать шишку. Вся живая природа готовится к приходу зимы. Наш урок посвящён тем, кто два раза родится: в первый раз гладкий, а второй раз мягкий. А чтобы узнать о ком пойдёт речь ,мы с вами разгадаем кроссворд. Нам понадобиться компьютер. Найдите на рабочем столе файл дидактический материал и выбери кроссворд.
Так кто же два раза рождается?
Итак, сегодня на уроке поговорим о птицах. Давайте на минуту представим, что мы понимаем язык птиц. (К доске выходят дети, на голове которых шапочки птиц).
Цапля. Здравствуй, скворушка!
Скворец. Что ты такая печальная, цапля?
Цапля. Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик – пыжик, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Скворец. Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы.
Учитель. Ребята, почему скворец и цапля утверждают, что нет на земле ни осени, ни холодной зимы.
Дети. Эти птицы улетаю от нас на зиму.
3. Постановка цели урока. (4 мин )
Учитель. Как таких птиц называют? А тех, которые остаются? Так какая тема нашего урока? (см. презентацию идёт слайд на экран). Итак, тема нашего урока “Перелётные и зимующие птицы ”. А каких зимующих птиц вы знаете, а перелётных. Давайте разделимся на две группы. 1- группа перелётные птицы. 2- группа зимующие птицы.
4. Физ. минутка. ( 3 мин)
Ребята встаньте. Я сейчас буду называть птиц. Если это зимующие птицы, то 1 группа будет приседать. Если перелётные птицы, то 2 группа будет махать руками. (Снегирь, дятел, журавль, синица, грач и т. д.).
5. Первичная проверка понимания нового материала. (8 мин )
Учитель. Молодцы! Послушайте стихотворения о птицах. (Подготовленные дети читают стихотворения).
Снегирь сидит на ветке
В розовой жилетке,
А дятел в ярко-красной
Шапочке атласной.
Вдали мелькают сойки-
Синие ковбойки.
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Эти красные фонарики
Засветили снегири.
Учитель.
Кто был внимательным, тот ответит на мой вопрос: какие птицы были названы в стихах? Сейчас обратимся к компьютеру. Найдите на рабочем столе файл “Выбери группы птиц”, (см. приложение дидактический материал) в левом нижнем углу выбери карандаш. 1 – группа подчёркивает перелётных птиц. 2 – группа зимующих птиц.
Каких птиц подчеркнула 1 группа, 2 группа назовите (за правильные ответы даются шишки). Каждой группе даются карточки, на которых нарисованы птицы, но они разрезаны нужно собрать картину. (получаются перелётная и зимующая птица )
6. Физ.минутка. (2 мин )
Встали потянули руки к солнышку как можно выше, посмотрели вверх солнышко нам подмигнула. Подмигните и вы сначала левым глазом , а потом правым. Опустите голову вниз зажмуртесь, а потом поднимите голову на меня и откройте глаза. Раз, два выше голова. Три, четыре руки шире. Пять, шесть тихо сесть.
7. Обобщение и систематизация знаний. (7 мин )
Учитель. Следующее задание будет таким. Вернуться на рабочий стол найти файл ссылка на сайт (см. приложение дидактические материалы ). Дети выходят в ИНТЕРНЕТ и выполняют предложенное задание.
8. Итог урока. (5 мин )
О чём или о ком мы сегодня говорили? Что нового узнали?
Учитель. Не страшна зима перелётным птицам, а вот о зимующих птицах нужно позаботиться. Чем мы можем им помочь? (кормить птиц ) Мы должны помочь птицам. Кормушка на ша пуста. Найдите на рабочем столе папку “Рефлексия” (см. приложение ). Если вам урок понравился то положите на кормушку красную ягоду, если нет то чёрную. На протяжении всего урока за правильные ответы я вам давала шишки. 1 группа сколько у вас. 2 группа сколько у вас. Молодцы! Каждая группа поработали хорошо. Следующий урок у нас по расписанию трудовое обучение. На этом уроке из заработанных шишек по группам изготовим птиц.
9. Дом. задание. (2 мин)
(См. презентацию). Приготовить загадки, ребусы о зимующих и перелётных птицах. Я надеюсь, что после уроков вы не забудете покормить птичек.