Цели урока: обобщить знания детей по теме “Устное народное творчество”; воспитывать любовь, уважение и интерес к творчеству русского народа; развивать творческую активность и логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и постановка цели
- Как называется раздел, над которым мы работаем?
- Что такое “устное народное творчество”?
- Сегодня мы обобщим знания по теме “Устное народное творчество”
III. Конкурсы
Конкурс “Виды устного народного творчества”
(Работа в парах.Страница 52 задание 2.)
Найдите виды устного народного творчества: песня, прибаутка, считалка, потешка, рассказ, пестушка, литературная сказка, поговорка, повесть, басня, стихи.
Конкурс “Лейся, песня!” Проверка домашнего задания.
- Вы уже знаете, что песня является одним из видов УНТ. Как бы вы сказали, что такое песня?
- Чем песня отличается от стихотворения?
- Почему так говорят: “Где песня льётся, там легче живётся”?
- Что вы знаете о песенках-закличках?
(Ребята исполняют песни-заклички.)
Конкурс “Закончи пословицу”
- Народное искусство слова это не только песни, но и пословицы и поговорки. Почему так говорят: “Пословица недаром молвица”, “Пословица всем делам помощница”?
(Работа в парах.Собрать пословицы.)
- Была бы охота - будет ладиться и работа.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Раз соврал – навек лгуном стал.
- Кто других не любит, сам себя губит.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Конкурс скороговорщиков
- Скороговорки – один из видов УНТ. Для чего нужны скороговорки?
- Почему так говорят: “Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь”?
- Кто быстро произнесет скороговорки?
Ехал Грека через реку.
Видит Грека: в реке – рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека – цап!
До города дорога в гору
От города с горы.
Конкурс “Доскажи загадки, назови отгадки” Проверка домашнего задания
- Что это? Без лица в личине.
(Ребята читают загадки. Отгадывают. Читают загадки, придуманные к отгадкам. Стр. 54 задание10)
В огне не горит,
В воде не тонет. (Лёд)Стоит Антошка
На одной ножке. (Подсолнух)Зимой лежал,
Весной побежал. (Снег)Летом одетый,
Зимой раздетый. (Лес)Сырой долговяз,
В землю увяз. (Дождь)Летом вырастают,
Осенью облетают. (Листья)
Устное народное творчество и прикладное искусство (народные промыслы)
- Вспомните и назовите другие виды народного творчества.
- Что общего между УНТ и народными промыслами?
Конкурс “Что такое сказка?”
- Народное искусство слова – сказка. Как вы понимаете пословицу: “Кашу кушай, а сказку слушай: умом разумом смекай да на ус мотай”?
- Какие сказки мы читали в разделе?
- Кто главные герои народных сказок?
- Почему они одерживали победу над злом?
- Почему эти сказки волшебные? Расскажите, какие чудеса происходили в них и какие вы знаете волшебные предметы?
- Перечислите троекратные повторы.
- Как называется начало сказки? Для чего нужен зачин (присказка)? Найти и прочитать присказки.
- Как называется конец сказки? Для чего нужна концовка? Найти и прочитать концовки.
- Отгадаем кроссворд “По дорогам сказок” И узнаем, как ещё называют народное творчество.
Кроссворд “По дорогам сказок”
- Кто был хозяином Жар-птицы? (Афрон)
- В кого превратился Иванушка из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”? (козленочек)
- Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма? (Алёнушка)
- О ком сказано: “...бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет”? (конь)
- К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана? (уздечка)
- Как звали невесту Иванушки-дурочка? (Елена)
- Какие яблоки росли в саду царя Берендея? (золотые)
- Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? (перстень)
- Каким ещё словом называют народное творчество? Фольклор, в переводе с английского языка, означает “народная мудрость, знание”.
IV. Итог урока
- Как вы понимаете слова А. М. Горького: “Изучайте фольклор, учитесь на нём. Без знания прошлого нет будущего”?