Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.
Исполнители: учащиеся 3 класса.
Цели проекта:
- образовательная – вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс изучения зимующих птиц, в творческий процесс выполнения заданий (нарисовать, придумать и сделать, сочинить, составить и т.д.);
- воспитательная – воспитание чувств сопереживания, ответственности за взятое дело.
В соответствии с целями были определены следующие задачи проекта:
- расширить представления детей о мире природы, учить их видеть и ценить его красоту;
- познакомить учащихся с творчеством поэтов, писателей, посвятивших свои произведения птицам;
- учить находить, перерабатывать информацию о зимующих птицах, о видах кормушек для птиц;
- развивать умения самостоятельной работы, коммуникативные умения работать в группе;
- развивать творческие способности.
В ходе реализации большого проекта, продолжающегося с декабря по февраль, мы осуществили несколько мини-проектов.
Режим работы над проектом
№ | Вид работы | Сроки | Результат |
1 | Урок ИЗО “Птицы – наши друзья. Рисование по представлению птиц”. | 14 декабря | Альбом с рисунками. |
2 | Урок окружающего мира “Сезонные изменения в лесной зоне. Зима”. | 16 декабря | Папка с сообщениями по теме “Зимующие птицы”. |
3 | Урок трудового обучения “Объемное конструирование из разных материалов. Кормушка для птиц”. | 19 декабря | Папка с эскизами кормушек. Кормушки для птиц развесить около школы, дома. |
4 | Создание презентации “Зимующие птицы”, рекламы “Покормите птиц зимой!”. | январь | Презентация “Зимующие птицы”. Реклама “Покормите птиц зимой!” |
5 | Внеклассная работа: - создание папки с произведениями поэтов, писателей, детских творческих работ по теме; - разучивание песен; - подготовка викторины, кроссворда по теме; - выполнение поручения кормить птиц каждый день. |
декабрь - январь | Папка с произведениями поэтов,
писателей, детских творческих работ по теме. Воспитание чувств сопереживания, ответственности за взятое дело. |
6 | Презентация результатов работы над проектом. | начало февраля | Выступление детей в школе, в дошкольных учреждениях. |
Работа над каждым из видов шла по следующим этапам.
Этапы
1. Подготовительный: выбор темы и целей проекта; планирование итогового продукта.
2. Самостоятельная работа: сбор, обработка информации; оформление работ.
3. Презентация, рефлексия: отчеты участников, взаимооценка и самооценка.
Использовались методы личностно ориентированных, информационно-коммуникативных технологий:
- метод ситуации индивидуального и коллективного выбора;
- метод создания ситуации успеха;
- метод педагогической поддержки;
- игровые приемы (загадки, викторины, кроссворды);
- самооценка, рефлексия после каждого этапа;
- поощрение самостоятельности, активности, аккуратности;
- интегрирование знаний из разных областей (окружающий мир, изобразительное искусство, трудовое обучение, информатика, литература, музыка);
- творческие задания.
В ходе реализации проекта дети работали индивидуально, парами, в малых группах, коллективно, развивались их коммуникативные навыки общения, взаимодействия. Каждый вносил частичку своего труда в создание общего продукта, что определяло коммуникативное взаимодействие более высокого уровня между учащимися, сотрудничество и взаимопомощь.
В ходе работы над проектом были использованы различные источники информации: учебники, справочники, энциклопедии (в том числе электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия), методические рекомендации; средства предъявления результатов: папки с рисунками, докладами, литературными произведениями и творческими работами учащихся. Активно использовались компьютерные, цифровые технологии: при подготовке сообщений, презентации “Зимующие птицы”, рекламы “Покормите птиц зимой!”. Мы разучили песни “Воробьиная песня” и “Не дразните собак!”, подготовили выступление перед воспитанниками дошкольных учреждений, подарили им кормушки, рассказали о зимующих птицах и чем их можно кормить.
В осуществлении проекта приняли участие все ученики класса, каждый на своем уровне знаний, умений и возможностей. Дети оценили свое участие в работе, отвечая на вопросы анкеты.
Результаты анкетирования (опрошено 14 человек из 16).
1. В каком виде работы ты участвовал?
- рисунок птицы; 14 человек
- доклад о зимующей птице; 8 человек
- поиск литературного произведения; 9 человек
- написание сочинения; 9 человек
- изготовление кормушки; 14 человек
- кормление птиц; 13 человек
- выступление. 8 человек
2. Что тебе больше всего понравилось делать?
- рисунок птицы; 10 человек
- доклад о зимующей птице; 5 человек
- поиск литературного произведения; 5 человек
- написание сочинения; 3 человека
- изготовление кормушки; 8 человек
- кормление птиц; 10 человек
- выступление. 6 человек
3. Как выполнял задание?
- самостоятельно; 5 человек
- с помощью родителей; 6 человек
- с помощью учителя. 3 человека
4. Чем пользовался?
- справочниками, энциклопедиями; 11 человек
- компьютером. 3 человека
5. У твоего дома есть кормушка?
Да - 11 человек.
Нет - 3 человека.
6. Кормишь птиц сам или после напоминания взрослых?
Сам – 12 человек
7. Чего ты достиг (что понял, узнал, чему научился)?
- расширил знания о птицах; 14 человек
- учился находить и пользоваться дополнительной литературой; 14 человек
- учился отбирать материал по теме; 3 человека
- учился оформлять доклад, сочинение; 10 человек
- учился выступать перед публикой; 9 человек
- учился работать в группе; 4 человека
- получил удовольствие. 10 человек
Таким образом, участие в проекте для детей было очень полезным. Основные затруднения учащиеся испытывают при обработке и оформлении найденного материала.
Работа над темой данного проекта может быть продолжена. Дети предложили каждый год изготавливать кормушки для зимующих птиц, разработать и провести экологический праздник “День синиц” в ноябре, игру “Поле чудес”, продолжить читать познавательную и художественную литературу о птицах, составить больше разных викторин и кроссвордов на данную тему, чтобы использовать их на уроках и во внеклассных делах, выступать перед другими детьми.
В завершении работы я подготовила рекламу “Покормите птиц зимой!” с использованием фотографий, выполненных на уроках и на внеклассных занятиях.
Современные дети завороженно смотрят и слушают рекламу по телевидению, знают ее наизусть. Но там так не хватает социальной рекламы, которая бы пропагандировала ответственное поведение, бережное отношение к природе, друг к другу. Надеюсь, моя реклама пробудит в сердцах детей желание помочь птицам в трудное для них время.
Объект рекламы: правила ответственного поведения на природе.
Цель: стимулировать учащихся к проявлению заботы о птицах.
Диапазон применения рекламы: уроки по окружающему миру, изобразительного искусства, трудового обучения, литературного чтения, внеклассные мероприятия, тематические классные часы, родительские собрания.