Природа наградила человека удивительным свойством - выражать свои чувства, мысли, эмоции при помощи звуков. Но если слово адресуется к сознанию, к системе мышления, то тембр голоса, его звуковая окраска - непосредственно к чувствам и переживаниям. Для передачи огромного разнообразия чувств и оттенков настроения, тонкости выражения их нюансов, одного тембра голоса явно недостаточно. Выход был найден. Человек создал огромное количество инструментов для исполнения музыки самого разнообразного характера, жанров и стилей. Огромная художественная сила воздействия музыки передаётся слушателю через выразительное исполнение на музыкальных инструментах.
Пожалуй, невозможно найти такого человека, который никогда не слышал звучания симфонического оркестра. Но каждый ли может отчётливо представить себе тембр отдельного инструмента входящего в состав оркестра. знает его название? Можно ли воспитать культуру слушания музыки без информации об инструментах, без знания специфики симфонического оркестра, без представлений о его составе, группах инструментов? Музыкальная педагогика давно ответила на этот вопрос. Вот почему ознакомление детей с инструментами симфонического оркестра входит в любую программу по музыкальному воспитанию как одна из важных задач.
Особый смысл эта проблема приобретает в наши дни, когда любовь и интерес к серьезному академическому искусству угасают, когда эфир переполнен сомнительными образчиками поп-культуры, низкопробными шлягерами. Именно поэтому педагоги-музыканты должны обратить особое внимание на развитие основ музыкальной культуры. Тема “Музыкальные инструменты” дает детям возможность соприкоснуться с высокохудожественными произведениями мирового классического наследия.
При знакомстве детей с инструментами симфонического оркестра, мы даём им знания и прививаем навыки вслушивания в музыку. побуждаем различать слуховые впечатления, находить отличия в средствах выразительности и тембровых красках, тем самым активизируем их музыкальное мышление.
Важен вопрос о том, когда и как начинать эту важную и кропотливую работу, в каких формах её проводить. Какие методы использовать.
Систематическую работу в этой области обычно начинают с пятилетними детьми, но знакомство с отдельными инструментами можно начинать и раньше. Замечательно, когда первые встречи ребёнка с инструментом происходят “вживую”. Для этого филармонии и музыкальные музеи проводят специализированные лекции и концерты. Но как быть, если для посещения подобных мероприятий нет возможностей? Педагог на занятиях способен дать детям полноценные знания и представления о музыкальных инструментах. Для этого важно определить основные задачи подобных занятий:
- развивать тембровый слух,умение определять звуковую окраску инструмента, узнавать его звучание, знать название;
- расширять и обобщать музыкально-слуховой опыт детей, их представления о музыкальной культуре;
- побуждать детей давать словесную характеристику тембрам инструментов, описывать словами характер и манеру исполнения;
- развивать слуховое внимание и музыкальную память.
На занятиях для ознакомления детей с инструментами симфонического оркестра могут быть использованы различные методы. Но в любом случае занятия должны быть системными, с соблюдением принципов доступности и наглядности
Беседы необходимо сопровождать прослушиванием аудиозаписей и показом иллюстраций или проводить в форме презентаций с музыкальными и видеофайлами.
На занятиях детям можно дать следующую информацию:
- сообщить название инструмента;
- рассказать об истории его создания;
- указать к какой группе симфонического оркестра он относится;
- описать словами характер звучания, особенности тембра, специфику окраски звука;
- описать внешний вид инструмента, показать изображения, рассказать из какого материала изготовлен инструмент;
- о возможных способах звукоизвлечения, о том, как возникает звук, об устройстве инструмента.
Во время беседы желательно упоминать имена известных композиторов и исполнителей, названия музыкальных произведений знакомых детям. Раскрывая тему “Музыкальные инструменты симфонического оркестра”, педагог невольно сталкивается с необходимостью объяснения детям сопутствующих понятий, таких как дирижер, симфонический оркестр. ансамбль, группа инструментов, филармония. композитор и т.д.
При проведении занятий важно учитывать возраст слушателей и в связи с ним подбирать форму проведения. В любом случае рассказы должны быть яркими. образными, доступными пониманию.
Помимо музыкальных занятий в детском саду или уроков в школе материал можно включать в досуги и вечера развлечений, проводя викторины, концерты-загадки, конкурсы.
Примеры рассказов для разных возрастных групп приводятся ниже.
Беседа “Самый главный оркестр” для младших школьников, учащихся музыкальных школ.
В воображении композитора. когда он сочиняет музыку, рождается множество самых разнообразных звуков. Они связаны с разными мыслями, впечатлениями, переживаниями композитора, Звуки соединяются, переплетаются, сливаются в один, снова разделяются на множество непохожих голосов. Складываются разные мелодии- весёлые и грустные,спокойные и боевые.
Человеческому голосу не под силу передать всю эту красоту и богатство. Самый большой инструмент-орган прекрасно звучит, когда мелодия торжественная, плавная, но быстрые, переменчивые звуки не в его власти. Прекрасный инструмент скрипка, чуткий подвижный, выразительный, но и он не может полностью передать замысел композитора, особенно если тот задумал большое, героическое произведение.
А что если к скрипке и её семье струнных присоединить духовые, щипковые, ударные, клавишные инструменты? Если каждому из них или группе подобных поручить свою партию? Если использовать всё мастерство музыкантов?
Вот тогда-то и родится музыка, которую мы называем симфонической.
Вы только представьте себе. на сцене сотня музыкантов. В руках у одних - скрипки, у других - альты, у третьих - виолончели, у четвёртых - контрабасы, у пятых - духовые инструменты. деревянные и медные, перед шестыми - ударные: барабаны, литавры, маленькие блестящие треугольники, колокола. А всё это вместе и будет симфонический оркестр.
Трудно сочинять музыку. Композитор должен найти мелодию, передающую его замысел точно, услышать голоса инструментов, которые будут её воспроизводить. но правильно, ярко исполнить уже готовое произведение тоже очень трудно. Каждый оркестрант должен отлично знать свою партию, чтобы нигде не сбиться. И этого мало. Обычно музыканты играют не все сразу. Оркестрант должен точно знать момент, когда ему начать и, наоборот, когда закончить играть. Кроме того, оркестрант должен знать, какую часть партии играть громко, какую тихо, какую быстро, а какую медленно.
Трудно пришлось бы музыкантам. если бы не дирижер. Он стоит на возвышении, лицом к оркестру и руководит его сложной работой. Делает это дирижер при помощи жестов - “машет руками”, как говорят иногда несведущие люди. а оркестранты смотрят на дирижера и понимают, кому пришла пора вступать в игру, какой темп надо взять. Именно дирижер соединяет музыкантов в единое целое - в оркестр и помогает им действовать согласованно. Дирижер заботится и о том, чтобы как можно лучше был донесен замысел композитора.
Симфонический оркестр... Что-то большое, сложное. Но, представьте себе, не всегда он был таким, как сейчас.
Во второй половине 18 века, когда Гайдн и Моцарт сочиняли свои симфонии, оркестры были гораздо меньше. Первая симфония Гайдна, например, написана для струнных, всего двух гобоев и двух валторн.
К концу 18 века установился наиболее удачный состав оркестра. который мы теперь называем малым симфоническим (или классическим). Туда входили струнные, группа деревянных духовых инструментов (две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота), группа медных духовых инструментов и ударные - две литавры. Для такого оркестра сочинял симфонии Бетховен.
Со временем появлялись новые инструменты, совершенствовались старые. Например появились саксофоны. тубы.
И теперь в наши дни, большой симфонический оркестр состоит из восьмидесяти - ста инструментов. вот как они называются по группам:
Струнные: скрипки (првая и вторая), альт, виолончель, контрабас.
Деревянные духовые: флейта, малая флейта, гобой, английский рожок, кларнет, фагот, контрафагот.
Медные духовые: валторна, труба, тромбон, туба.
Ударные: литавры, треугольники, Большой и малый барабаны, тарелки. бубен, ксилофон, колокола, колокольчики.
В современный оркестр входит и арфа. Иногда композиторы вводят в симфонические сочинения партии рояля, челесты и даже органа.
Беседа “Деревянные духовые инструменты” для дошкольников.
Флейта
Кто знает. когда и зачем первобытный человек срезал камышовую тростинку или стебель бамбука и , увидев что она внутри полая, пустая. подул в неё. Получился сипловатый, но довольно громкий звук. Звук этот был один, а хотелось играть разные мелодии. Можно было, конечно, нарезать много разных дудочек, и больших и маленьких, но играть попеременно на всех неудобно. Тогда человек придумал вот что: на дудочке он вырезал дырочки-отверстия, которые можно было затыкать пальцами. Дырочка открыта, воздух сквозь неё выходит, значит трубочка короче, а звук выше, и наоборот: отверстие закрыто, трубочка длиннее и звук ниже Вы и сами сможете летом смастерить такие дудочки. Так устроены и действуют все деревянные духовые инструменты, в том числе и флейта.
Флейта - латинское слово, переводится оно как “дыхание”, “дуновение”. Звук у неё светлый, высокий и немного свистящий.
Сейчас мы с вами услышим звук флейты. Звучит “Мелодия” К.Глюка в аудиозаписи). Какая прекрасная, печальная музыка! Она мне напомнила одну легенду. Жили два брата. Один злодейски убил другого из зависти и корысти. Никто не знал страшной тайны, и злодей наслаждался украденным счастьем. Но прошло время. На могиле убитого брата вырос тростник. Кто-то срезал тростник и сделал из него флейту, поднёс к губам, и та поведала людям печальную историю. Вот такая слава о флейте, а может о самой музыке, которая может рассказывать правдивее всяких слов.
Флейте хорошо удаются и напевное звучание, и самые сложные виртуозные пассажи.
Гобой
Гобой в переводе с французского означает “высокое дерево”. Но на дерево он не похож ни ростом, ни цветом. “Высокое” скорее всего потому, что голос у него довольно высокий в сравнении с другими инструментами. А “дерево” потому, что принадлежит к семье деревянных духовых инструментов. Звук гобоя в разных регистрах не одинаков. Нижние его звуки довольно резкие; средние - насыщенные, мягкие, с немного гнусавым оттенком; высокие же звуки-пронзительные. Очень хорошо гобой передаёт мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины природы. Но лучше всего гобою удаётся подражание звучанию свирели или пастушьего рожка. Ещё бы! Ведь гобой произошел от этих старинных народных инструментов. Он и внешне напоминает народную дудку: трубка с дырочками по всей длине,чтобы получались звуки разной высоты.
О старинных предшественниках гобоя создано не мало легенд, сказок, преданий. В одной из них рассказывается о том, Что однажды на город напали полчища крыс. Сами жители никак не могли от них избавиться. И тогда обратились за помощью к Крысолову. Тот смастерил из тростника маленькую дудочку и начал играть на ней, да так, что все крысы, как зачарованные, пошли за Крысоловом. Он шел медленно, уводя крыс от города всё дальше и дальше. Дойдя до реки, он стал переходить её вброд и продолжал играть. Крысы настолько были заворожены игрой музыканта, что не могли остановиться перед водой и утонули в реке. Так Крысолов избавил город от крыс.
Вот какой необыкновенной силой обладает звук инструмента, игра на нём и сама музыка.
Тарелки
Множество предметов окружает человека, и каждый из них может звучать от удара, издавая свой особенный, характерный звук: звенящий или шуршащий, стучащий или дребезжащий или гудящий. Некоторые из этих звуков используют в оркестре. Как правило их издают ударные инструменты, и среди них- тарелки. Не правда ли странное название? В тарелки бьют, а осколки не летят. Это потому, что оркестровые тарелки-металлический ударный инструмент. Он состоит из двух круглых плоских пластин. Сильный и красивый звук, извлекаемый ударом тарелок друг о друга, получается звенящим, пышным. Кроме того для извлечения звука используется палочка или металлическая метёлочка-щётка. Звук при этом получается лёегкий, слегка шипящий. Тарелки- один из самых древних инструментов в симфоническом оркестре.
Литература.
- Э.Финкельштейн “Музыка от А до Я” (СПб.:Композитор, 1997)
- Л. Михеева “Музыкальный словарь в рассказах” (М.:Советский композитор, 1988).
Использованные ресурсы.
- http://www.muz-urok.ru/">www.muz-urok.ru
- http://www.wikpedia.org/">www.wikpedia.org
- www.kakprosto.ru