Цели:
- Ознакомить со строением кожи, дать представление об органе осязания, определить значение и функции; учить использовать термины и научные слова в речи
- Расширить познания детей по данному вопросу, заинтересовать, побудить к поиску дополнительной информации; пополнить словарный запас
- Прививать гигиенические навыки ухода за кожей и кожными образованиями
Оборудование:
- Учебник “Мир вокруг нас” А.А.Плешаков.
- Лупа у каждого ученика.
- Зеркала.
- Компьютер, проектор.
Ход урока
I. Орг. момент
Добрый день, уважаемые коллеги. Я и мои дети рады приветствовать вас сегодня в стенах нашей школы.
II. Проверка д/з.
- На прошлом уроке вы познакомились с темой “Органы чувств”. Проверим домашнее задание, выполните тест:
Тест: “ОРГАНЫ ЧУВСТВ”
1. Как называется наука, изучающая работу органов человека:
а) физиология;
б) зоология;
в) анатомия.
2. Сколько органов чувств ты знаешь?
а) 7;
б) 6;
в) 5.
3. Как называется способность человека чувствовать боль, тепло, холод?
а) обонянием;
б) осязанием;
в) вкусом.
4. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
а) без кишечника;
б) без головного мозга;
в) без почек.
5. Соедини линиями:
Глаза Орган осязания Уши Орган вкуса Нос Орган зрения Кожа Орган обоняния Язык Орган слуха
III. Введение в тему.
Отгадайте загадку.
На дворе мороз и стужа
Одеваться тепло нужно
Это поймет любой невежда
Зимняя нужна ... (Одежда).
О какой одежде идет речь?
- (слайд2) Каждый мечтает об одежде, которая не промокала бы под самым сильным дождём, но свободно пропускала бы воздух. Чтобы она не выцветала, не мялась и не рвалась, и её можно было бы носить хоть сто лет.
- Кто скажет, что это за необыкновенная одежда? (кожа)
(Это природная, не знающая износа всепогодная одежда. (слайд 3)Её площадь ~ 2кв. м. Она весит около 4 кг, а её толщина от 0,5мм до 5мм, средняя толщина составляет 1 – 2 мм. Она постоянно растет и обновляется. )
- Итак, кто скажет тему нашего урока. (Кожа) - Правильно тема нашего сегодняшнего урока (слайд 4) “кожа - надежная защита организма”. Мы узнаем: что такое кожа, строение кожи, познакомимся с некоторыми функциями или свойствами кожи, поговорим о том, как надо заботиться о своей коже и, конечно же, пополним свои знания некоторыми интересными сведениями.
Сегодня я вас приглашаю на прием к врачу, который занимается изучением кожи и ее болезнями.
А как называется этот врач... (представление дерматолога)
Д. Дерматолог.
IV. Понятие о коже как органе покровной системы
- Ребята, а вы знаете, что кожа – это самый обширный орган нашего тела. Она покрывает все тело человека и служит своеобразной защитой от различных воздействий.
Наша кожа, как экран, на котором отражается все, что, происходит в организме.
Дерматолог. Все врачи – дерматологи справедливо утверждают, что “кожных” заболеваний нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже.
Волдыри, сыпи, язвы – это как бы “кожная проба”, показатель общего состояния организма. Малейшие воздействия веществ, к которым особенно чувствителен организм, сразу же могут проявиться в виде покраснения пятен на коже. Нервные процессы влияют на кожу, так испуг может вызвать усиленное потоотделение, при чувстве стыда – краснеет кожа лица.
V. Строение кожи
- Давайте проведем небольшое исследование. Посмотрите на кожу своей руки. Потрогайте ее, потяните. Что вы можете сказать о коже? Какая она по цвету?
(Упругая. Тонкая. Мягкая. Прочная. Бледно – розового цвета)
- А теперь послушайте рассказ дерматолога о строении кожи. (слайд 6)
(По ходу объяснения появляются таблички со словами)
Самый первый слой называется ЭПИДЕРМИС. (слайд 7)
Наружный слой, очень тонкий, он постоянно обновляется. Верхние чешуйки (клетки) слущиваются, (слайд 8) образуются новые, которые растут изнутри (показать). Таким образом, наша кожа производит миллиарды новых клеток и именно столько же мы теряем старых клеток. На протяжении всей жизни наша кожа постоянно обновляется. Полный процесс обновления кожи за всю жизнь происходит примерно 1000 раз.
ЭТО ИНТЕРЕСНО.
Поедателями нашей кожи являются микроскопические клопы (слайд 9) САПРОФИТЫ. Невооружённым глазом увидеть мы их не сможем, но я вам их покажу. (слайды )
Данные клопы очень вредны для людей страдающий аллергией, поэтому нужно как можно чаще пылесосить пол и вовремя вытрясать мешок.
Для чего же служит верхний слой кожи?
Скажите, может ли человек промокнуть, так чтобы его можно было отжать ? (Нет)
Значит можно сказать, что наша кожа водонепроницаемая. (На доску вывешивается слово – водонепроницаемость)
Возьмите лупу, лежащую на парте. Посмотрите через неё на верхний слой кожи. Что вы видите? (волоски, отверстия).
Отверстия, которые вы видите, называются ПОРАМИ. Для чего они нужны? Вспомните, когда вы приходите после бани, какое вы испытываете ощущение? (ощущение легкости, кожа дышит) Это верно, через поры в организм поступает кислород. Значит можно сказать, что кожа - это орган дыхания? (Да)
(На доску вывешивается – орган дыхания)
Это не единственное назначение пор. О других функциях пор узнаем чуть позже.
Второй слой называется (слайд 10) ДЕРМА - это и есть сама кожа. Этот сравнительно толстый слой богат железами, вырабатывающими кожное сало. Как из тюбика выдавливается крем и через поры в коже — кожное сало попадает на поверхность. Благодаря этому кожа сама себя смазывает, иначе солнце, вода, ветер и различные химические вещества быстро бы её высушили, и она бы растрескалась. Сальные железы — не единственные железы в коже. Когда нам жарко, мы потеем. Через поры выделяется пот. На вкус он солоноватый. А откуда берётся пот, как он возникает? Его вырабатывают миллионы потовых желёз в коже. Вместе с потом из нашего тела выделяются разные вредные вещества, а также много воды и соли, и их потери нужно постоянно возмещать. Можно ли сказать, что кожа – орган выделения? (надпись – орган выделения).
- Возьмите зеркальце. Проведите указательным пальцем по лбу и приложите его к зеркалу. Что вы увидели? (жирное пятно)
- А теперь сравните свой рисунок на зеркальце с рисунком соседа. Что заметили? (Рисунки разные)
- Верно. Кожа человека имеет свой собственный рисунок. Этот рисунок на ладонях, подошвах, подушечках пальцев появляется у ребенка задолго до рождения и остается неизменным на протяжении всей жизни.
- Как вы думаете, где используют эту особенность кожи? (В милиции. В суде).
Вспомните, выйдя летом из воды даже если на улице жарко, вам становится холодно. Точно также работают потовые железы.
Нажмите пальцем на кожу, вы увидите, что это место сначала побелеет, а потом снова станет розовым. Почему так происходит? В дерме находятся кровеносные сосуды, которые контролируют расход тепла. Если на улице жарко сосуды расширяются и излишки тепла выделяются наружу, а если на улице холодно сосуды сжимаются, и тепло сохраняется в организме.
Тем самым кожа регулирует температуру нашего тела.
(на доске надпись – регулятор температуры)
И третий слой – (слайд 11) ГИПОДЕРМА или подкожная жировая клетчатка, состоит из “комочков” жира. Они служат “складом” питательных веществ и энергии, а также подушечкой для внутренних органов.
Итак, кожа – это самый большой и важный орган человека. Без кожи человек прожить не сможет. Кожа – защитная оболочка, принимающая первые удары и ранения на себя.
Таким образом, мы видим, что кожа – это не просто оболочка, а сложный орган.
Почему кожа у людей имеет разный цвет? (показ слайдов). Человек рождается с кожей определённого цвета, и изменить его он не может. Ведь уже при рождении кожа содержит определённое количество цветных зёрнышек, которые называются (слайд 12) пигментом. (на доску) А бывает и такое, что у людей отсутствует пигмент. Такие люди называются альбиносами, про них мы уже знаем.
Правда, белую кожу можно немножко подкрасить солнышком. Солнце — источник жизни. И дело тут даже не в красивом загаре, а в чём-то более важном: только кожа способна с помощью солнца вырабатывать очень ценное вещество — витамин Д. Этот витамин особенно нужен детям — для нормального развития их костей. Но не стоит злоупотреблять солнцем, оно может и навредить.
Кожа - хороший защитник организма от солнечной радиации.
(на доске – защита от радиации)
Итак, какую же роль играет наша кожа?
Водонепроницаемость;
Орган дыхания;
Орган выделения;
Орган осязания;
Защита от солнечной радиации;
Регулятор температуры тела;
Защита от механических воздействий....
VI. Физминутка. Под спокойную музыку проводится поглаживающий массаж.
– Ещё я хочу научить вас простому упражнению, которое тоже поможет укрепить ваш организм.
– Правой рукой помассируйте каждый палец на левой руке. Тоже сделайте с правой рукой. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного – улучшает работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец помогает работе сердца. То же самое делайте дома со стопами.
VII. Гигиена кожи. При каких условиях кожа сможет выполнить все эти функции. (Защита мини-проектов). Дети нашего класса проводили свои личные исследования, давайте послушаем, к каким выводам они пришли в своих работах.
- Что полезного для себя вы взяли?
- Ребята, мы с вами очень много узнали о коже. Прежде, чем подвести итог сегодняшнего урока, я хочу, чтобы вы сами проанализировали свою работу и выяснили, на сколько материал усвоен.
(слайд 13) Разгадайте кроссворд:
- Как называется врач, который лечит кожные заболевания (дерматолог)
- Надежная защита организма (Кожа)
- Подкожный жир сохраняет (тепло)
- Кожа – это орган (осязания)
- Самый первый слой (эпидермис)
- Кожа хороший защитник от (радиации)
- Кожа дышит через (поры)
VIII. Итог урока
Посмотрите на буквы, какое слово получилось? (молодцы). Давайте похлопаем себе, ведь вы работали очень хорошо.
- Оценки вы получите за тест.
IX. Домашнее задание. (слайд 14)
Подробная информация о домашнем задании есть в ваших индивидуальных карточках. Напоминаю, вы можете выполнить то, что вам более интересно.
- Прочитай учебник с. 136 – 139. ответить на вопросы.
- Подберите интересный материал по темам: “Что вы знаете о волосах?” или “Ногти и их значение в жизни человека”.
- “У него от страха волосы встали дыбом”, “гусиная кожа”. Найди другие выражения о коже и объясни их.
X. Это интересно. (слайд 15)