Цель: обобщить знания детей о жизни животных леса.
Задачи занятия:
Познавательные:
• Уточнить представление детей о животных леса.
• Закрепить знания детей о жизни диких животных в лесу, месте их обитания, способе добычи пищи.
• Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе.
Развивающие:
• Расширить и активизировать словарный запас по теме “Дикие животные”.
• Развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность.
• Воспитывать умение выслушивать сверстника до конца, учитывать мнения других.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа.
• Беседы о диких животных.
• Чтение художественной литературы (В. Бианки “Купание медвежат”; Е. Чарушин “Волчишко”, “Медведица и медвежата”; Н. Сладков “Лиса и заяц” и др.).
• Дидактические игры: “Кто, где живет?”; “Дикие животные”; “Когда это бывает?”.
• Рассматривание картинок и сюжетных картин по теме “Дикие животные”.
• Рассмотреть интересные факты жизни диких животных из энциклопедии.
Материалы к занятию: цветные карандаши, карточки с заданием, корзинка с орехами.
Оборудование:
• мультимедийный проектор;
• проекционный экран;
• компьютер;
• презентация “Путешествие в лес”.
Ожидаемые результаты: систематизировать знания о жизни диких животных в лесу.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я получила письмо. Давайте его прочитаем.
“Дорогие ребята! Скоро зима, а я потеряла свои запасы на зиму – орешки. Помогите!” Подпись: Белочка.
Ребята, давайте отправимся в лес и поможем белочке найти ее запасы.
На чем можно добраться до леса?
Дети: На машине, на автобусе.
Воспитатель: Мы поедем в лес на паровозике. (Слайд 2)
Вот мы и прибыли в лес. Нас встречает необычный человечек. Кто это? (Слайд 3)
Я люблю гулять по лесу,
В лес хожу я каждый день,
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Я веселый старичок,
Старичок – Лесовичок!
Лесовичок: (Слайд 4 – 8)
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
“Что” мышкою шныряет по листьям в норах,
“Кто” ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит “Отчего” на зеленом листке,
“Куда” полетело верхом на жуке,
“Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Воспитатель: Ребята! Лесовичок приготовил для вас задания.
Лесовичок: Кто живет в лесу? Отгадайте загадки.
(Слайд 9)
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
(Слайд 10)
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Промелькнула, пробежала –
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
(Слайд 11)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
(Слайд 12)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
(Слайд 13)
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
(Слайд 14)
Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается? (Заяц)
(Слайд 15)
Шубка – иголки,
Свернется он – колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это? (Еж)
Воспитатель: Белка, лиса, медведь, волк, лось, заяц, еж. Назовите одним словом. Кто это?
Дети: Звери.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием Лесовичка. Пора бы и отдохнуть.
Физкультминутка “Зайка”. (Слайд 16–17)
Раз, два, три, четыре, пять. Начал заинька скакать. |
Руки перед грудью. |
Прыгать заинька горазд, Он подпрыгнул десять раз. |
Подскоки на двух ногах. |
Заинька серенький сидит И ушами шевелит. |
Указательным и средним разведёнными пальцами изобразить “ушки”. |
Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. |
Хлопки в ладоши. |
Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. |
Мелкие подскоки на двух ногах. |
Кто-то зайку напугал- Зайка – прыг – и убежал. |
Пугливо оглядывается, скачет, бежит по кругу, затем на двух ногах прыгает в сторону. |
Лесовичок: Ребята, в лесу случилась беда. Подул сильный ветер, который испортил фотографии лесных жителей. Помогите, пожалуйста. Найдите 4х зверей и раскрасьте (каждый выполняет задание на листочке). <Приложение 1>
(Слайд 18)
Воспитатель: Кто спрятался в лесу?
Дети: Белка, медведь, лось, заяц.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, они уже не так вас боятся, выглядывают из-за деревьев. Решили посмотреть, кто же в гости пришел?
Игра “Чей хвост? Чьи уши?”
Воспитатель: Чей это хвост?
Дети: У белки – беличий, у медведя – медвежий, у лося – лосиный, у зайца – заячий.
Воспитатель: Чьи это уши?
Дети: У белки – беличьи, у медведя – медвежьи, у лося – лосиные, у зайца – заячьи.
Воспитатель: Везде под землёй и на земле, на дереве и в траве у каждого животного своё жилище – свой дом.
Лесовичок: Ребята, по описанию домика назовите животное, которое в нём живёт. (Слайд 19)
• У этого животного дома нет. Они рождаются прямо на траве. Летом, затаившись, сидят под кустом. Зимой в снежной ямке. (Заяц)
• Они живут большими семьями – колониями. Все вместе строят огромный дом из хвоинок, стебельков. В нём множество ходов и камер. (Муравей)
• Эти звери сидят под открытым небом. Нору – логово устраивают только для выведения потомства. (Волк)
• У этого зверька гнездо круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником и шерстью. Иногда зверёк устраивает своё жилище в дуплах деревьев. (Белка)
• Этот зверь бродит летом по лесу. Постоянный дом сооружает лишь на зиму. Берлогу – яму, выкопанную под корнями деревьев, выстилает травой, сухим папоротником. (Медведь)
• Дом у этого зверя находится под землёй. Он состоит из длинных ходов. Зимой зарывается ещё глубже в землю. (Крот)
Лесовичок: Молодцы ребята! Справились с этим заданием. Я вам приготовил новое задание. Помогите зверям найти то, что каждый из них ест. (Соединить название пищи с названием животного). (Слайд 20)
мясо – лиса, волк
орехи – белка
насекомые - еж
мёд – медведь
Лесовичок: Ребята, тишину леса нарушили странные звуки. Отгадайте кто это?
(Слайд 21)
Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (Дятел)
(Слайд 22)
Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
(Слайд 23)
Из травы, с зелёной кочки
Раздаётся странный звук,
Будто рядом молоточки
Выбивают: тук – тук – тук!
Будто к наковальне встал
Очень ловкий человечек
То в траве застрекотал
Маленький кузнец – ... (Кузнечик)
(Слайд 24)
Чёрен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
Летит – жужжит,
Сядет молчит (Жук)
Воспитатель: Ребята, а вы помните для чего мы приехали в лес? Но ведь орешки мы так и не нашли. Что же делать?
Лесовичок: Я знаю что делать. Лесные жители очень довольны вами. Они передали для вас подсказку. <Приложение 2>
Воспитатель: Ребята, давайте соединим точки и узнаем, где находятся орешки для белочки. Что у вас получилось?
Дети: Корзинка.
Лесовичок: Молодцы ребята! Справились с заданием. Вот вам корзинка с орешками для белочки. А теперь вам пора возвращаться домой. Но вас ожидает последнее испытание. Отгадайте кроссворд. Вспомните животных с которыми встретились во время нашего путешествия по лесу. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в выделенных клетках сможете прочитать, как называются эти животные. (Слайд 25)
Воспитатель: Поздравляю вас, друзья! Все задания выполнены. А сейчас нам пора домой.
(Слайд 26)
Дети: До свидания лес! До новых встреч!