Цели:
– Уточнять и обобщать словарный запас по теме: “Космос”.
– Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах и предложениях.
– Упражнять в образовании множественного числа имен существительных.
– Упражнять в согласовании имен существительных и прилагательных с
числительными.
– Закреплять умение правильно строить предложение.
– Формировать навыки фонематического анализа.
– Развивать мелкую и артикуляционную моторику, зрительное восприятие, мышление.
Оборудование:
Схема ракеты для выкладывания из счетных палочек.
Иллюстрация ракеты.
Иллюстрации “Планет”.
Условные обозначения звуков для анализа слова: квадратики синего, зеленого,
красного цветов.
Рисунок лабиринта.
1. Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в “Космическое путешествие”.
2. Развитие мелкой моторики.
Если ты отгадаешь загадку, то узнаешь, на чем мы полетим.
Крыльев нет, но эта птица.
Полетит и прилунится. (Ракета.)
Давай построим ракету из счетных палочек.
Выкладывание ракеты из счетных палочек. <Рисунок 1>
3. Артикуляционная гимнастика.
Нам надо подготовиться к путешествию. Для этого выполним артикуляционную
гимнастику.
Выполнение упражнений:
“Почистим верхние зубки”.
“Маляр”.
“Лошадка”.
“Грибок”.
“Гармошка”.
“Барабанщик”.
Пилот космического корабля к полету готов? Готов!
4. Изолированное произнесение звука [р]. <Рисунок
2>
“Заводим мотор” р-р-р-р-р-р.
5-4-3-2-1 старт!
Наша ракета приближается к “Планете Слов”.
5. “Планета Слов”. <Рисунок 3>
Автоматизация звука [р] в словах.
Задание. Добавить нужное слово.
Каким по счету космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин? (первым).
Костюм космонавта называется– (скафандр).
Звезды наблюдает (астроном).
Космический (корабль).
Дом для космонавтов в космосе (ракета).
Путь небесного тела (орбита).
Предсказывает судьбу по звездам (астролог).
Продолжаем “Космическое путешествие”.
Наша ракета приближается к “Планете Множественное число”.
6. “Планета Множественное число”. <Рисунок 4>
Игра “Один – много”.
Ракета – (ракеты).
Скафандр – (скафандры).
Корабль – (корабли).
Астроном – (астрономы).
Продолжаем “Космическое путешествие”.
Наша ракета приближается к “Планете Считай-ка”.
7. “Планета Считай-ка”. <Рисунок 5>
Согласование имен существительных и прилагательных с числительными.
Игра “Сосчитай до пяти”.
Космический корабль.
Яркое созвездие.
Далекая планета.
Большой метеорит.
Мощный телескоп.
Продолжаем “Космическое путешествие”.
Наша ракета приближается к “Планете Лишнее слово”.
8. “Планета Лишнее слово”. <Рисунок 6>
Задание: Что лишнее и почему?
Звезда, корабль, станция, ракета.
Марс, Сатурн, ракета, Меркурий.
Продолжаем “Космическое путешествие”.
Наша ракета приближается к “Планете Звуков”.
9. “Планета Звуков”. <Рисунок 7>
Задание: Охарактеризуй каждый звук в слове РАКЕТА.
Выкладывание схемы слова.
Продолжаем “Космическое путешествие”.
Наша ракета приближается к “Планете Предложений”.
10. “Планета Предложений”. <Рисунок 8>
Задание: Составить предложения.
В, космонавт, открытый, космос, вышел.
В, корабль, космический, полет, отправляется.
Луна, вращается, Земля, вокруг.
Астроном, звездами, за, наблюдает.
11. Упражнение “Лабиринт”. <Рисунок 9>
Пора возвращаться домой, но вот беда, мы заблудились. Чтобы попасть в ракету нам надо пройти лабиринт.
Прохождение “Лабиринта”.
Вот мы отправляемся в обратный путь.
12. Итог занятия.
Путешествие наше закончилось. Надо составить отчет о нашем путешествии.
Литература.
- Карпова, С. И., Мамаева, В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6–7 лет. [Текст] / С. И. Карпова, В. В. Мамаева – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 181 с.
- Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006. – 208 с.
- Лылова, Л. С. Индивидуальные и подгрупповые логопедическик занятия с детьми дошкольного возраста. [Текст] практическое пособие для воспитателей, логопедов. Методистов ДОУ, родителей и гувернеров. /Л. С. Лылова и др. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012 – 176 с.