Цели:
– развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать;
– воспитывать любовь и уважение к русскому языку, умение работать в команде;
– познакомить с “крылатыми” выражениями;
– обогащать речь учащихся за счет введения в нее пословиц и “крылатых”
выражений;
– сформировать представления учащихся о глаголе как части речи;
– учить точному и правильному употреблению глаголов в речи.
Оборудование:
- Плакат “Таблица для выставления оценок за конкурсы”. Маркер.
- Плакат “Правила”.
- Опознавательные знаки для капитанов (повязка на рукав).
- Карточки: “Словарные слова” – 3шт.
- Карточки: “Спорные слова” – 3шт.
- Карточки: “Определи части речи” – 3шт.
- Фломастеры – 3шт.
- Плакат: “Действие предмета, состояние предмета, изменение признака”.
- Карточки с заданием для капитанов – 3шт.
- Чистые листочки для выборочного диктанта – 3шт.
- Карточки с пословицами – 3шт.
- Карточки с крылатыми выражениями – 3шт.
- Призы для команд.
I. Организация класса.
Ученики разделены на 3 команды. Каждая команда сидит за “столом” (две сдвинутые парты). На столах ручки и по одному фломастеру (для задания № 3).
№ | 1-я команда | 2-я команда | 3-я команда. |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
итог |
На доске плакат-таблица:
В таблицу вносятся оценки после каждого конкурса. В ней подсчитывается общее количество баллов за несколько конкурсов. Подводится общий итог.
II. Объявление темы урока.
– Сегодня на уроке мы проведем соревнование между командами. Я надеюсь, что, выполняя задания, вы не только сможете показать свои знания, но и приобретете новые.
Правила: (плакат вывешивается на доску и зачитывается учителем). < Приложение 1 >
1. До сигнала карточки с заданиями не переворачивать.
2. Как только команда выполнила задание, капитан поднимает руку.
3. Максимальное количество баллов за конкурс – 3 балла.
– Каждая команда должна выбрать капитана.
– Капитаны, встаньте. Получите опознавательные знаки капитанов (повязка на
рукав).
III. Конкурсы.
1) Словарные слова.
– Тему урока вы определите, поработав над словарными словами.
Учитель кладет карточки со словарными словами на парты лицевой стороной вниз.
Содержание карточки: < Приложение 2 >
|
– Вставьте пропущенные буквы. Начали.
– Передайте листочки для проверки в другую команду: 1 => 2, 2 => 3, 3 => 1.
– Есть ли ошибки у 1-й команды? у 2-й? у 3-й?
Учитель заносит оценки в таблицу. max – 3 балла.
– А теперь из первых букв слов составьте новое слово. (Глагол.)
Дополнительный балл команде, выполнившей задание быстрее.
– Итак, тема нашего урока: “Глагол”.
2) Спорные слова.
– Следующее задание поможет нам вспомнить, что такое глагол.
Третьеклассникам предложили определить, какой частью речи являются данные слова: белый, белила, белок, белить, сад, стекло, посадил, жгут, светлый, светило, свет.
Очень быстро они установили, какой частью речи является большинство из предложенных слов. И только четыре слова вызвали среди ребят споры: одни отнесли эти слова к глаголам, другие – к именам существительным.
Задание: обведите в овал слова, ставшие причиной спора.
Содержание карточки: < Приложение 3 >
белый белила белок белить сад стекло посадил жгут светлый светило свет |
Команда, первая поднявшая руку, зачитывает слова. Две другие команды сдают карточки учителю.
– Объясните, почему эти слова вызвали спор.
– Чем глагол отличается от других частей речи? (Глагол обозначает действие
предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
Учитель заносит оценки в таблицу. max – 3 балла. Возможно занесение в таблицу дополнительных баллов за отличные ответы.
Подсчет общих баллов за два конкурса.
3) Определи части речи.
– Теперь, я думаю, вы легко сможете выполнить следующее задание. Каждая команда получает карточку с предложением. Задание: обозначить фломастером знакомые части речи. [1]
Карточки имеют большой размер для дальнейшей проверки на доске.
Содержание карточки № 1:
Снежное покрывало все поле покрывало. |
Содержание карточки № 2:
Со стекла стекла вода. |
Содержание карточки № 3:
Затопили печь, чтобы пироги печь. |
По окончании работы карточки крепятся к доске, и один представитель от команды комментирует выполнение и отвечает на вопросы других команд.
Учитель заносит оценки в таблицу. max – 3 балла. Возможно занесение в таблицу дополнительных баллов за отличные ответы.
Подсчет общих баллов за три конкурса.
4) Конкурс капитанов.
– Что обозначают глаголы? (Действие предмета.)
– Но кроме этого глаголы обозначают состояние предмета и изменение признака.
Учитель вывешивает на доску плакат:
1. Действие предмета. 2. Состояние предмета. 3. Изменение признака. |
– Например: прыгать – действие, устать – состояние, чернеть – изменение признака.
Я приглашаю капитанов для следующего конкурса.
Каждый капитан получает карточку со словами.
Содержание карточки № 1:
бежать – бегун старый – стареть |
Содержание карточки № 2:
зеленый – зеленеть подобреть – добрый |
Содержание карточки № 3:
стучать – стук стрелять – выстрел |
– Из каждой пары слов вам надо выбрать глагол и сказать, что он обозначает: действие предмета, состояние предмета, изменение признака.
За каждый правильный ответ – 2 балла, max – 4 балла.
Подсчет общих баллов за четыре конкурса.
IV. Физкультминутка.
– Встаньте, отдохнем. Слушайте внимательно и выполняйте действия правильно!
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.) [2]
V. Продолжение конкурсов.
5) Выборочный диктант.
– Следующее задание на внимание! Послушайте стихотворение сначала целиком, а при повторном чтении выпишите только глаголы.
Учитель раздает командам чистые листочки и читает стихотворение П. Башмакова:
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на День рожденья. [1]
Команда, первой выполнившая задание, зачитывает глаголы. Другие команды сдают листочки учителю.
Заполненная карточка:
Стирала, подметала, пекла, искала, помыла, купила, позвала. |
Учитель заносит оценки в таблицу. max – 3 балла. Возможно занесение в таблицу дополнительного балла команде, первой выполнившей задание.
Подсчет общих баллов за пять конкурсов.
6) Дополни пословицу.
– Сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы. Каждая команда получает карточку. Нужно вставить в пословицы пропущенные глаголы. Выполняете задание не более 2 минут. Начинайте.
Содержание карточки № 1:
Без труда не _________ рыбку из пруда. Век живи, век ___________. Что посеешь, то и ________________. |
Слова: вытащишь, учись, пожнешь.
Содержание карточки № 2:
Нет друга – __________, а нашел – береги. Друзья ______________ в беде. Поспешишь – людей ________________. |
Слова: ищи, познаются, насмешишь.
Содержание карточки № 3:
За двумя зайцами погонишься, ни одного не _______. Семеро одного не ________. Цыплят по осени ___________. |
Слова: поймаешь, ждут, считают.
Представители команд зачитывают пословицы, другие команды имеют право исправить ошибку и получить за это дополнительный балл. Учитель заносит оценки в таблицу. max – 3 балла. Подсчет общих баллов за шесть конкурсов.
7) Крылатые выражения.
– В своей речи люди используют устойчивые выражения – “крылатые фразы”. Например, человеку стало грустно – повесил нос, часто плачет – глаза на мокром месте.
Команды получают карточки с крылатыми выражениями, каждое из которых надо объяснить (заменить) одним глаголом.
Содержание карточки №1:
Прикусить язык – _____________. Морочить голову – ____________. |
Слова: замолчать, обманывать.
Содержание карточки №2:
Путаться под ногами – ______________. Пропустить мимо ушей – _____________. |
Слова: мешаться, прослушать.
Содержание карточки № 3:
Водить за нос – __________________. Падать с ног – __________________. |
Слова: обманывать, устать.
Представители команд зачитывают крылатые выражения и глаголы, другие команды имеют право исправить ошибку и получить за это дополнительный балл. Учитель заносит оценки в таблицу. max – 3 балла. Подсчет общих баллов за семь конкурсов.
8) Говори правильно.
– Следующее задание одно для всех команд. Баллы получит команда, которая
первой даст правильный ответ.
– Всегда ли мы правильно говорим? Вот послушайте.
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали.
– В этом году на соревнованиях я обязательно победю..., нет, побежу,,,–
замялся Гена.
– Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,– засмеялся Игорь.
А как же правильно сказать? (Я одержу победу. Победа будет за мной. Я выиграю.)
Команда, которая первой дала правильный ответ, получает 3 балла.
9) Хитрые вопросы.
(Этот конкурс проводится в том случае, если какие-то команды набрали одинаковое количество баллов и нужно выявить победителя.)
1. Какой буквой можно превратить существительные ЖАР и ЕЛЬ в глаголы? (Буквой Ь.)
2. В каком глаголе слово НЕТ слышится СТО раз? (Стонет.) [1]
VI. Подведение итогов.
Подсчет общих баллов за все конкурсы. Награждение команд призами.
– Какую часть речи сегодня изучали?
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?
Литература:
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М., “Просв.”, 1996г., С.138–140.
- Ковалько В.И. Школа физкультминуток. М., “ВАКО”, 2005 г.
- Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. С-П., “Смио Пресс”, 1996 г.