Программа "Формирование навыков здорового образа жизни в воспитательной работе с учащимися 5–11-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Проблемы здоровья и здорового образа жизни можно решать не только на уроках, но и во внеклассной работе. Данная программа предусматривает внедрение ЗОЖ во внеклассную работу, рассчитана она на 7 лет (с 5-11 классы) и как бы дополняет знания, полученные на уроках, СМИ, литературе. Между здоровьем и образом жизни существует тесная связь, и наиболее полно она выражается в понятии здоровый образ жизни.

В понятие ЗОЖ входят составляющие:

  • Отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголь, наркотики);
  • Оптимальный двигательный режим;
  • Рациональное питание;
  • Закаливание;
  • Личная гигиена;
  • Положительные эмоции.

Таким образом, здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

В данной программе будут рассмотрены все аспекты ЗОЖ.

Цель: Последовательно формировать понятие “здорового образа жизни”, как возможности оценивать свое здоровье.

Задачи:

  • Научить учащихся заботиться о своем здоровье, видеть отрицательное влияние вредных привычек на здоровье.
  • Выработать умение у учащихся анализировать свое поведение.

Содержание программы.

5-й класс.

1. Гигиенические основы учебного труда.

  • Правила гигиены, способствующие поддержанию высокой работоспособности.
  • Роль полезных привычек.
  • Работоспособность – важное качество человека.

2. Рекомендации к выполнению домашнего задания.

  • Правила гигиены при выполнении домашних заданий.
  • Необходимость чередования труда и отдыха.
  • Приемы, повышающие продуктивность учебного труда.

3. Роль физического воспитания в укреплении здоровья.

  • Понятие о физическом воспитании.
  • Влияние физического воспитания на организм.
  • Особенности физического воспитания мальчиков и девочек.
  • Значение и правила выполнения зарядки.

4. Роль закаливания в укреплении здоровья.

  • Понятие закаливания.
  • Способы закаливания.

Познавательная компетенция.

Знать: о недельной работоспособности, правила гигиены при выполнении домашних заданий, о необходимости двигательного режима во время выполнения домашнего задания, о влиянии физического воспитания на организм, о способах закаливания.

Уметь: вырабатывать полезные привычки, последовательно готовить уроки, делать туренную гимнастику, последовательно закалять организм.

6-й класс.

1. Инфекционные заболевания.

  • Понятие об инфекционных заболеваниях.
  • Способы защиты организма от инфекционных заболеваний.
  • Признаки инфекционного заболевания.

2. Предупреждение инфекционных заболеваний.

  • Распространение инфекционных заболеваний.
  • Профилактика инфекционных заболеваний.

3. Гигиенический режим во время болезни.

  • Правила поведения больного.
  • Рациональное использование лекарств.

4. Питание и здоровье.

  • Необходимость сознательного отношения к питанию.
  • Гигиенические требования к продуктам и режиму питания.
  • Нарушения требований гигиены питания, ведущие к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
  • Предупреждение пищевых отравлений и меры первой помощи при них.

Познавательная компетенция.

Знать: о распространении инфекционных заболеваний, о способах защиты от инфекционных заболеваний, правило поведения больного, гигиенические требования к продуктам и режиму питания, заболевания желудочно-кишечного тракта.

Уметь: проводить профилактику инфекционных заболеваний, соблюдать личную гигиену, рационально использовать лекарство, оказывать первую помощь при отравлении.

7-й класс.

1. Вредные привычки и их влияние на умственное и физическое развитие ребенка.

  • Что такое здоровье? “Здоровье – богатство”?
  • Здоровый образ жизни, вредные привычки.

2. Вред алкоголя.

  • Наркотические вещества, их вред.
  • Развитие алкоголизма.
  • Деградация личности алкоголика.
  • Влияние алкоголя на потомство.

3. Вред курения.

  • Курение вредная привычка.
  • Вредные вещества табачного дыма.
  • Влияние курения на работоспособность.
  • Осложнения от курения.
  • Курение и спорт.

4. Вред наркомании и токсикомании.

  • Понятие наркомания.
  • Факторы риска.
  • Влияние на здоровье.
  • Поведенческие признаки наркомании.

Познавательная компетенция.

Знать: о влиянии вредных привычек на организм, о влиянии алкоголя на организм, о вредном влиянии курения, о вредном влиянии наркотиков на организм.

Уметь: вести здоровый образ жизни.

8-й класс.

1. Половое созревание.

  • Сущность полового созревания.
  • Признаки полового созревания.
  • Понятие половой зрелости.

2. Личная гигиена школьника.

  • Гигиена кожи (профилактика угрей, потливости).
  • Уход за ногтями.
  • Гигиена волос.
  • Гигиена одежды, обуви.

3. Гигиена девушки.

  • Встреча с врачом гинекологом.

4. Гигиена юноши.

  • Встреча с врачом инфекционистом.

Познавательная компетенция.

Знать: признаки полового созревания, правила личной гигиены, знать ЗППП, СПИД.

Уметь: соблюдать личную гигиену, предохраняться, защищать свой организм от инфекций.

9-й класс.

  1. Экология и здоровье.
  2. Психологическое здоровье человека.
  3. Защитные силы организма и болезни.
  4. Как сохранить здоровье человека.

Познавательная компетенция.

Знать: о влиянии экологии на здоровье, знать, что стресс это ответ организма на изменение внешней среды, знать типы защитно-приспособительных механизмов, нормы здорового образа жизни.

Уметь: предотвращать экологически вредную деятельность, активизировать защитные механизмы организма, поддерживать иммунную систему и соблюдать гигиенические нормы.

10–11-е классы.

“Здоровый образ жизни и вредные привычки”.

  1. Проект “Курить – здоровью вредить”.
  2. Проект “Алкоголь и подросток”.
  3. Проект “Наркомания – белая смерть”.
  4. Встреча с врачом гинекологом по теме ЗППП, СПИД, способы предохранения (для девочек).
  5. Встреча с врачом инфекционистом по теме ЗППП, СПИД (для мальчиков).
  6. Создание индивидуальных программ “Я и здоровый образ жизни”.

Познавательная компетенция.

Знать: о вреде курения для организма, о вреде алкоголя для организма, о вреде наркомании для организма, знать о ЗППП и СПИДе.

Уметь: избавляться от вредных привычек, предохраняться от ЗППП.

Приложение. Презентация.

Литература.

  1. “Путь к здоровью” А.И. Воложин, Ю.К. Субботин. Изд-во “Знание”
  2. “Биология в школе” № 2, № 7 – за 2002 г., № 2 – за 2004 г., № 6, № 7 – за 2003 г., № 4 – за 2008 г., № 5 – за 2010 г.
  3. “Соросовский образовательный журнал” № 10, № 12 – за 1998 г., № 8, №1 1 – за 1999 г.

Тематическое планирование курса “Формирование навыков здорового образа жизни в воспитательной работе с учащимися 5-11 классов”.

  Система классных часов.
5-й класс
Информационное обеспечение Познавательная компетенция Сроки
1. Гигиенические основы учебного труда
  • Составление режима для школьника
  • Составление режима учебы и работы на неделю
  • Знать о недельной работоспособности
  • Уметь вырабатывать полезные привычки
I четверть (сентябрь)
2. Рекомендации к выполнению домашнего задания Таблица “Нарушение осанки”
  • Знать правила гигиены при выполнении домашних заданий
  • Знать о необходимости двигательного режима во время выполнения домашнего задания
  • Уметь последовательно готовить уроки
I I четверть (ноябрь)
3. Роль физического воспитания в укреплении здоровья Правила выполнения зарядки
  • Знать влияние физического воспитания на организм
  • Уметь делать утреннюю зарядку
I I I четверть (февраль)
4. Роль закаливания в укреплении здоровья Таблица “Способы закаливания”
  • Знать способы закаливания
  • Уметь последовательно закалять организм
IV четверть (апрель)

 

Система классных часов.
6-й класс
Информационное обеспечение Познавательная компетенция Сроки
Инфекционные заболевания Таблица “Гигиенический режим во время болезней”
  • Знать распространение инфекционных заболеваний
  • Уметь проводить профилактику инфекционных заболеваний
I четверть (октябрь)
Предупреждение инфекционных заболеваний Таблица “Гигиенический режим во время болезни”
  • Знать о способах защиты от инфекционных заболеваний
  • Уметь Соблюдать личную гигиену
I I четверть (декабрь)
Гигиенический режим во время болезни Выступление школьного медика
  • Знать правила поведения больного
  • Уметь рационально использовать лекарство
I I I четверть (март)
Питание и здоровье Таблица “Гигиена питания”
  • Знать гигиенические требования к продуктам и режиму питания
  • Знать заболевания желудочно-кишечного тракта
  • Уметь оказывать первую помощь при отравлении
IV четверть (май)

 

 

Система классных часов.
7-й класс
Информационное обеспечение Познавательная компетенция Сроки
Вредные привычки и их влияние на умственное и физическое развитие Анкетирование “Вредные привычки”
  • Знать о влиянии вредных привычек на организм
  • Уметь вести здоровый образ жизни
I четверть (сентябрь)
Вред алкоголя В/ф “Террор” (о вреде алкоголя)

Таблица “Вред алкоголя”

  • Знать о влиянии алкоголя на организм
  • Уметь вести здоровый образ жизни
I I четверть (декабрь)
Вред курения В/ф “Террор” (о вреде курения)
  • Знать о вредном влиянии курения на организм
  • Уметь вести здоровый образ жизни
I I I четверть (март)
Вред наркомании и токсикомании Таблица “Наркомания”
  • Знать о вредном влиянии наркотиков на организм
  • Уметь вести здоровый образ жизни
IV четверть (май)

 

 

Система классных часов.
8-й класс
Информационное обеспечение Познавательная компетенция Сроки
Половое созревание Выступление школьной медсестры
  • Знать признаки полового созревания
I четверть (октябрь)
Личная гигиена школьника В/ф “Гигиена школьника”
  • Знать правила личной гигиены
  • Уметь соблюдать личную гигиену
I I четверть (ноябрь)
Гигиена девушки Встреча с врачом гинекологом
  • Знать ЗППП, СПИД
  • Уметь предохраняться
I I I четверть (март)
Гигиена юноши Встреча с врачом инфекционистом
  • Знать ЗППП, СПИД
  • Уметь защищать свой организм от инфекций
IV четверть (май)

 

Система классных часов.
9-й класс
Информационное обеспечение Познавательная компетенция Сроки
Экология и здоровье Факторы риска своей местности
  • Знать о влиянии экологии на здоровье
  • Уметь предотвращать экологически вредную деятельность
I четверть (сентябрь)
Психическое здоровье человека Беседа с психологом Пятковой М.С. “Стресс – адаптивная реакция организма”
  • Знать, что стресс – это ответ организма на изменения внешней среды
  • Уметь активизировать защитные механизмы организма
I I четверть (ноябрь)
Защитные силы организма Таблица “Виды иммунитета”
  • Знать типы защитно-приспособительных механизмов
  • Уметь поддерживать иммунную систему
I I I четверть (январь)
Как сохранить здоровье человека Таблицы: “Закаливание”, “Режим питания”
  • Знать нормы здорового образа жизни
  • Уметь соблюдать гигиенические нормы
IV четверть (май)

 

Система классных часов.

10–11-й класс

Информационное обеспечение Познавательная компетенция Сроки
Проект “Курить – здоровью вредить”
  1. Сообщение “Курить – здоровью вредить”
  2. Анкетирование
  3. Викторина
  4. Составление личных программ “Я и здоровый образ жизни”
  • Знать о вреде курения для организма
  • Уметь избавляться от вредных привычек
10 класс
Проект “Алкоголь и подросток”
  1. Сообщение “Алкоголь и подросток”
  2. Анкетирование
  3. Составление личных программ “Я и здоровый образ жизни”
  • Знать о вреде алкоголя для организма
  • Уметь избавляться от вредных привычек
11 класс
Проект “Наркомания – белая смерть”
  1. Сообщение “Наркомания – белая смерть”
  2. Анкетирование
  3. Составление личных программ “Я и здоровый образ жизни”
  • Знать о вреде наркомании для организма
  • Уметь избавляться от вредных привычек
10 класс
ЗППП, СПИД (для девочек)
  1. Встреча с врачом гинекологом
  2. Составление личных программ “Я и здоровый образ жизни”
  • Знать о ЗППП и СПИДе
  • Уметь предохраняться
11 класс
ЗППП, СПИД (для мальчиков)
  1. Встреча с врачом инфекционистом
  2. Составление личных программ “Я и здоровый образ жизни”
  • Знать о ЗППП и СПИДе
  • Уметь предохраняться от венерических заболеваний
11 класс