Пояснительная записка.
Проблемы здоровья и здорового образа жизни можно решать не только на уроках, но и во внеклассной работе. Данная программа предусматривает внедрение ЗОЖ во внеклассную работу, рассчитана она на 7 лет (с 5-11 классы) и как бы дополняет знания, полученные на уроках, СМИ, литературе. Между здоровьем и образом жизни существует тесная связь, и наиболее полно она выражается в понятии здоровый образ жизни.
В понятие ЗОЖ входят составляющие:
- Отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголь, наркотики);
- Оптимальный двигательный режим;
- Рациональное питание;
- Закаливание;
- Личная гигиена;
- Положительные эмоции.
Таким образом, здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
В данной программе будут рассмотрены все аспекты ЗОЖ.
Цель: Последовательно формировать понятие “здорового образа жизни”, как возможности оценивать свое здоровье.
Задачи:
- Научить учащихся заботиться о своем здоровье, видеть отрицательное влияние вредных привычек на здоровье.
- Выработать умение у учащихся анализировать свое поведение.
Содержание программы.
5-й класс.
1. Гигиенические основы учебного труда.
- Правила гигиены, способствующие поддержанию высокой работоспособности.
- Роль полезных привычек.
- Работоспособность – важное качество человека.
2. Рекомендации к выполнению домашнего задания.
- Правила гигиены при выполнении домашних заданий.
- Необходимость чередования труда и отдыха.
- Приемы, повышающие продуктивность учебного труда.
3. Роль физического воспитания в укреплении здоровья.
- Понятие о физическом воспитании.
- Влияние физического воспитания на организм.
- Особенности физического воспитания мальчиков и девочек.
- Значение и правила выполнения зарядки.
4. Роль закаливания в укреплении здоровья.
- Понятие закаливания.
- Способы закаливания.
Познавательная компетенция.
Знать: о недельной работоспособности, правила гигиены при выполнении домашних заданий, о необходимости двигательного режима во время выполнения домашнего задания, о влиянии физического воспитания на организм, о способах закаливания.
Уметь: вырабатывать полезные привычки, последовательно готовить уроки, делать туренную гимнастику, последовательно закалять организм.
6-й класс.
1. Инфекционные заболевания.
- Понятие об инфекционных заболеваниях.
- Способы защиты организма от инфекционных заболеваний.
- Признаки инфекционного заболевания.
2. Предупреждение инфекционных заболеваний.
- Распространение инфекционных заболеваний.
- Профилактика инфекционных заболеваний.
3. Гигиенический режим во время болезни.
- Правила поведения больного.
- Рациональное использование лекарств.
4. Питание и здоровье.
- Необходимость сознательного отношения к питанию.
- Гигиенические требования к продуктам и режиму питания.
- Нарушения требований гигиены питания, ведущие к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
- Предупреждение пищевых отравлений и меры первой помощи при них.
Познавательная компетенция.
Знать: о распространении инфекционных заболеваний, о способах защиты от инфекционных заболеваний, правило поведения больного, гигиенические требования к продуктам и режиму питания, заболевания желудочно-кишечного тракта.
Уметь: проводить профилактику инфекционных заболеваний, соблюдать личную гигиену, рационально использовать лекарство, оказывать первую помощь при отравлении.
7-й класс.
1. Вредные привычки и их влияние на умственное и физическое развитие ребенка.
- Что такое здоровье? “Здоровье – богатство”?
- Здоровый образ жизни, вредные привычки.
2. Вред алкоголя.
- Наркотические вещества, их вред.
- Развитие алкоголизма.
- Деградация личности алкоголика.
- Влияние алкоголя на потомство.
3. Вред курения.
- Курение вредная привычка.
- Вредные вещества табачного дыма.
- Влияние курения на работоспособность.
- Осложнения от курения.
- Курение и спорт.
4. Вред наркомании и токсикомании.
- Понятие наркомания.
- Факторы риска.
- Влияние на здоровье.
- Поведенческие признаки наркомании.
Познавательная компетенция.
Знать: о влиянии вредных привычек на организм, о влиянии алкоголя на организм, о вредном влиянии курения, о вредном влиянии наркотиков на организм.
Уметь: вести здоровый образ жизни.
8-й класс.
1. Половое созревание.
- Сущность полового созревания.
- Признаки полового созревания.
- Понятие половой зрелости.
2. Личная гигиена школьника.
- Гигиена кожи (профилактика угрей, потливости).
- Уход за ногтями.
- Гигиена волос.
- Гигиена одежды, обуви.
3. Гигиена девушки.
- Встреча с врачом гинекологом.
4. Гигиена юноши.
- Встреча с врачом инфекционистом.
Познавательная компетенция.
Знать: признаки полового созревания, правила личной гигиены, знать ЗППП, СПИД.
Уметь: соблюдать личную гигиену, предохраняться, защищать свой организм от инфекций.
9-й класс.
- Экология и здоровье.
- Психологическое здоровье человека.
- Защитные силы организма и болезни.
- Как сохранить здоровье человека.
Познавательная компетенция.
Знать: о влиянии экологии на здоровье, знать, что стресс это ответ организма на изменение внешней среды, знать типы защитно-приспособительных механизмов, нормы здорового образа жизни.
Уметь: предотвращать экологически вредную деятельность, активизировать защитные механизмы организма, поддерживать иммунную систему и соблюдать гигиенические нормы.
10–11-е классы.
“Здоровый образ жизни и вредные привычки”.
- Проект “Курить – здоровью вредить”.
- Проект “Алкоголь и подросток”.
- Проект “Наркомания – белая смерть”.
- Встреча с врачом гинекологом по теме ЗППП, СПИД, способы предохранения (для девочек).
- Встреча с врачом инфекционистом по теме ЗППП, СПИД (для мальчиков).
- Создание индивидуальных программ “Я и здоровый образ жизни”.
Познавательная компетенция.
Знать: о вреде курения для организма, о вреде алкоголя для организма, о вреде наркомании для организма, знать о ЗППП и СПИДе.
Уметь: избавляться от вредных привычек, предохраняться от ЗППП.
Приложение. Презентация.
Литература.
- “Путь к здоровью” А.И. Воложин, Ю.К. Субботин. Изд-во “Знание”
- “Биология в школе” № 2, № 7 – за 2002 г., № 2 – за 2004 г., № 6, № 7 – за 2003 г., № 4 – за 2008 г., № 5 – за 2010 г.
- “Соросовский образовательный журнал” № 10, № 12 – за 1998 г., № 8, №1 1 – за 1999 г.
Тематическое планирование курса “Формирование навыков здорового образа жизни в воспитательной работе с учащимися 5-11 классов”.
Система классных часов. 5-й класс |
Информационное обеспечение | Познавательная компетенция | Сроки | |
1. | Гигиенические основы учебного труда |
|
|
I четверть (сентябрь) |
2. | Рекомендации к выполнению домашнего задания | Таблица “Нарушение осанки” |
|
I I четверть (ноябрь) |
3. | Роль физического воспитания в укреплении здоровья | Правила выполнения зарядки |
|
I I I четверть (февраль) |
4. | Роль закаливания в укреплении здоровья | Таблица “Способы закаливания” |
|
IV четверть (апрель) |
Система классных часов. 6-й класс |
Информационное обеспечение | Познавательная компетенция | Сроки |
Инфекционные заболевания | Таблица “Гигиенический режим во время болезней” |
|
I четверть (октябрь) |
Предупреждение инфекционных заболеваний | Таблица “Гигиенический режим во время болезни” |
|
I I четверть (декабрь) |
Гигиенический режим во время болезни | Выступление школьного медика |
|
I I I четверть (март) |
Питание и здоровье | Таблица “Гигиена питания” |
|
IV четверть (май) |
Система классных часов. 7-й класс |
Информационное обеспечение | Познавательная компетенция | Сроки |
Вредные привычки и их влияние на умственное и физическое развитие | Анкетирование “Вредные привычки” |
|
I четверть (сентябрь) |
Вред алкоголя | В/ф “Террор” (о вреде алкоголя) Таблица “Вред алкоголя” |
|
I I четверть (декабрь) |
Вред курения | В/ф “Террор” (о вреде курения) |
|
I I I четверть (март) |
Вред наркомании и токсикомании | Таблица “Наркомания” |
|
IV четверть (май) |
Система классных часов. 8-й класс |
Информационное обеспечение | Познавательная компетенция | Сроки |
Половое созревание | Выступление школьной медсестры |
|
I четверть (октябрь) |
Личная гигиена школьника | В/ф “Гигиена школьника” |
|
I I четверть (ноябрь) |
Гигиена девушки | Встреча с врачом гинекологом |
|
I I I четверть (март) |
Гигиена юноши | Встреча с врачом инфекционистом |
|
IV четверть (май) |
Система классных часов. 9-й класс |
Информационное обеспечение | Познавательная компетенция | Сроки |
Экология и здоровье | Факторы риска своей местности |
|
I четверть (сентябрь) |
Психическое здоровье человека | Беседа с психологом Пятковой М.С. “Стресс – адаптивная реакция организма” |
|
I I четверть (ноябрь) |
Защитные силы организма | Таблица “Виды иммунитета” |
|
I I I четверть (январь) |
Как сохранить здоровье человека | Таблицы: “Закаливание”, “Режим питания” |
|
IV четверть (май) |
Система классных часов.
10–11-й класс |
Информационное обеспечение | Познавательная компетенция | Сроки |
Проект “Курить – здоровью вредить” |
|
|
10 класс |
Проект “Алкоголь и подросток” |
|
|
11 класс |
Проект “Наркомания – белая смерть” |
|
|
10 класс |
ЗППП, СПИД (для девочек) |
|
|
11 класс |
ЗППП, СПИД (для мальчиков) |
|
|
11 класс |