Цель урока: систематизация знаний о причастии.
Задачи урока:
- Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи.
- Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
- Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.
Ход урока
I. Повторение видов разбора.
а) Синтаксический разбор предложения.
Если человек никогда не раскрывал хороших книг, волнующих сердце, он обречен на духовную нищету.
Л. Кассиль.
б) Фонетический разбор слова обречен.
в) Морфологический разбор причастия волнующих.
II. Повторение изученного о причастии.
1. Ребята, отгадайте загадку.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
– О чем загадка? (О причастии.)
“Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного”.
Эти слова принадлежат языковеду, писателю – Владимиру Ивановичу Далю.
– Как понять смысл этого высказывания? (Причастие совмещает в себе признаки 2 частей речи: прилагательного и глагола.)
– Дайте определение причастия как части речи.
2. Вспомним изученный материал. Выполним тест. (Устно.)
1) Причастие обозначает:
- Признак предмета;
- Признак предмета по действию;
- Признак другого признака.
2) Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффикса:
- Вш;
- Ш;
- Ущ.
3) Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса:
- Нн
- Вш
- Ом
4) Причастие с зависимым словом называется:
- Предложением
- Причастным оборотом
- Словосочетанием
5) Какой морфологический признак отсутствует у причастия:
- Вид
- Время
- Лицо
6) Чаще всего в предложении бывает:
- Дополнением
- Обстоятельством
- Определением
3. Определите, какой частью речи выражено подлежащее в следующих предложениях:
Присутствующие внимательно слушали лектора. (Существит.)
Больной пришел на прием к врачу. (Существит.)
Такое явление называется субстантивацией, т.е.переходом различных частей речи в класс существительных.
А теперь превратим эти слова снова в причастие и прилагательное.
Присутствующие студенты слушали лектора.
Больной человек пришел на прием к врачу.
4. Действительные и страдательные причастия.
В чем разница между действительным и страдательным причастием?
Действительному и страдательному причастиям не живется в дружбе. Страдательное причастие всегда стонет: “Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие. Меня даже иногда укорачивают и получают краткие причастия”.
“Само виновато, – отвечает действительное причастие. – Я, например, не жду , когда кто-то будет выполнять за меня мою работу. Я поэтому обозначаю признак предмета (какой?), который сам производит действие.
На доске записаны причастия, вам нужно определить действительные или страдательные они, а также указать время:
засушенные растения – страдательное прошедшего времени
играющий малыш – действительное настоящего времени
уважаемый человек – страдательное настоящего времени
выполнивший задание – действительное прошедшего времени
зажжен огонь – страдательное прош. времени, кр. форма.
5. Правописание НЕ с причастиями.
Вспомним правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.
Из предложенного вам текста Я. Белинского выпишите причастия с НЕ и объясните их слитное или раздельное написание
Эти добрые, эти милые,
Никогда не знавшие лени,
Руки в старческих трудных жилах,
Что покоятся на коленях,
Восхвалений дешевых не ждущие,
Не томившиеся от скуки,
Всепрощающие, всемогущие
Руки матери,
Мамины руки...
6. Н – НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Вспомним данное правило и запишем словарный диктант, у доски два ученика работают по вариантам
Подстриженный мальчик, поле засеяно раненный пулей солдат маринованные овощи кованая лошадь решенная задача |
Невыученные уроки задача не решена груженная песком машина иллюстрированный журнал стриженый ребенок купленная книга |
7. Нахождении причастий и причастных оборотах в тексте о Януше Корчаке. Раздаточный материал. (Обучающимся выдается текст с пропущенными знаками препинания в предложениях с причастными оборотами.)
Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся,
Служивший многим людям оборот.
Я поверну его наоборот,
И он, привычной тяжести лишившийся,
Ввысь воспарит и ринется вперед.
Б. Слуцкий
Сколько в этом отрывке причастий и причастных оборотов?
Вспомним правила обособления причастного оборота на письме.
Поработаем с текстом о Януше Корчаке, писателе, враче, педагоге, директоре Варшавского дома сирот. Мы с вами с 5-го класса знакомились со сказками Я.Корчака о короле Матиуше. Жизнь Я. Корчака – пример бескорыстной любви к детям.
В оккупированной фашистами Польше Януш Корчак пытался накормить, одеть, cогреть своим теплом и любовью несколько сотен сирот, оставшихся без крова.
Но в последние дни войны фашисты, осознав свое поражение, решили избавиться этих детей, как от лишних свидетелей совершенного ими зла.
Последний марш дома сирот превратился в гордый протест против нацистского варварства. Дети шли под развевающимся зеленым знаменем – знаменем жизни, впереди – сотрудники и Старый Доктор (так звали Я. Корчака), несший на руках безногую девочку Хану. Доктор понимал, куда их ведут, и старался, чтобы дети этого не поняли. Большего для них сделать он не мог. Нет, мы не правы. Смог.
Когда ему предложили немыслимое – спасение из ада: “Вы – известный писатель, можете остаться…” (а ведь по расовой теории фашизма Корчак как еврей был обречен на смерть), Старый Доктор, удивленный предложением, спросил: “ А дети?” “Дети поеду,” – ответил сохраняющий невозмутимость эсесовец. Ни слова не говоря, Корчак вошел в вагон, через несколько дней Корчака и его детей убили в газовой камере концлагеря Треблинка.
Он мог бы, наверное, писать книги, воспитывать, лечить, но он принял смертную муку, чтобы в страшный для детей час быть рядом с ними. Он смог сделать для них невозможное.
Задания к тексту.
1. Найдите причастные обороты, расставьте знаки.
2. Выпишите причастия с определяемым словом, определите у него грамматические
признаки.
8. Кроссворд.
Впишите в клетки причастия, образованные от следующих глаголов (форма причастия указана в скобках):
1. Закопать (прош. вр.).
2. Засорить (прош. вр.).
3. Хранить (страдательное, наст. вр.).
4. Скакать (наст. вр.).
5. Сделать (прош. вр.).
6. Срастись (прош. вр.). 7. Спрятать (прош. вр.).
8. Нестись (прош. вр.).
9. Делать (страдательное, наст.вр.).
9. Подведение итогов урока.