Вулканы Земли

Разделы: География


Задачи урока:

  1. Дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения.
  2. Формировать мировоззренческую идею о постоянном развитии земной коры.
  3. Продолжать обучение приемам с работы с картой.
  4. Закрепить умение определять географические координаты.
  5. Воспитывать эстетическое восприятие явлений природы.

Оборудование:

  • Физическая карта полушарий.
  • Кинофильм “Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил”.
  • Картина К.П. Брюллова “Последний день Помпеи”.
  • Фрагмент музыкального произведения Э. Артемьева “Ода доброму вестнику” № 7 “Спорт, ты мир” (вступление).
  • Компьютер и проектор.
  • Схема “Строение вулкана”, мозаика “Строение вулкана”.
  • Стихи, загадки.
  • Презентация с диска “Уроки географии 69 классы”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Учитель: 1. Загадка.

Я извергаю пепел, камни, лаву,
Я в гневе сотрясаю все вокруг
И выгляжу при этом величаво.
Что я такое? Догадайся друг.

(Сообщение темы урока. Определение целей урока.)

– Откуда пошло название “вулкан”?

Слайд 1–3

Дополнение: Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий грех богов.

В одном из древнегреческих мифов описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворяющем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог громовержец Зевс и разгорелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось, что от огня горит воздух. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кинул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержения вулканов.

Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна бушевала 130 раз.

У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, а затем был переименован в Вулкана.

Что вы знаете о вулканах?

Чем они отличаются от обыкновенной горы?

Вулкан правильной формы, на вершине чашеобразное углубление.

________Как же образуется вулкан?

Слайд “строение вулкана”.

– В земной коре есть трещины, вблизи которых давление вещества мантии меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Газы, растворенные в магме, вытесняют ее из очага вверх по жерлу к кратеру, из которого она изливается лавой. Температура лавы – 1000 градусов. Жидкая лава разливается быстрее и далеко стекает по склону. Если же лава густая, а это зависит от ее химического состава, она может закупорить жерло вулкана и привести к его взрыву. Что и произошло с вулканом Кракатау.

(Зачитать – самый “кровожадный” вулкан.)

(Дополнительно работа со схемой и мозаикой “Строение вулкана”.)

Приложение 2.

(Предлагается учащимся собрать мозаику.)

идет вглубь от кратера, но по нему поднимается магма   излившаяся на поверхность магма t° 750–1250°С. Скорость течения 300–500 м/с   вершина вулкана, а бывает от нескольких десятков, до двух и более километров
         
очаг вулкана   лава   жерло
         
  кратер      
      расположен в глубине Земли  

Учитель: А сейчас сосредоточьтесь и прослушайте музыкальное произведение Э. Артемьева “Ода доброму вестнику” № 7 “Спорт, ты мир” (вступление). Затем ответить на вопросы:

  1. Сколько частей можно выделить в музыкальном фрагменте?
  2. Какие чувства у вас вызывает каждая часть?

(Учащиеся выделяют 3 части, условно соответствующих этапам образования вулкана.)

В 1-й части отмечают, что она навевает мрачное, тревожное настроение. Кажется, что приближается что-то грозное. Слышится шум, свист, грохот. Идет как бы подготовка вулкана к извержению. Его появление предшествуют частые толчки, подземный шум. Эти толчки приводят к образованию трещин в земной коре. В недрах образуется магматический очаг. (Пказ на схеме.)

2-я часть фрагмента музыкального произведения вызывает у ребят чувство тревоги, страха так как барабаны бьют все сильнее и сильнее, шум усиливается. Слышится какой-то шелест, плавное звучание говорит о том, что как будто что-то движется.

По трещинам медленно поднимается огненно-жидкая масса – магма. Она зловещими красными языками изливается на поверхность и потоками стекает по склону вулкана, сжигая все на своем пути.

3-я часть музыкального произведения наряду с тревогой вызывает у учащихся чувство торжества. В этой части ребята чувствуют, как вулкан набирает силу, затем дает оглушительные залпы. Из кратера вырываются ядовитые газы, пепел, вылетают раскаленные камни – вулканические бомбы. Торжество в музыке передает силу природы, зрелищность извержения вулкана, переход от разрушения к рождению нового.

(Дополнение.)

На земном шаре 1343 действующих вулкана, многие из них подводные. Больше всего вулканов находится в Индонезии 200 – 77 из них действующие.

В России на полуострове Камчатка вулканы тянутся на сотни километров. Здесь 120 вулканов, из которых 22 действующих.

(Об интересных вулканах.)

В Центральной Америке есть вулкан Мацк – Ицалько. Каждые 8 минут взлетает столб огня до 300 метров высоты. Это естественный маяк у берегов Сальвадора служит ориентиром морякам.

(Рассказ о подводных вулканах.)

Пример:

В начале XVII века в результате извержения вулкана образовался вулканический остров в Средиземном море. Итальянцы называли его Юлия, англичане Грехем, а испанцы Фернандес. Пока между этими государствами шел спор о принадлежности, остров скрылся в морской пучине. В 1950 г он снова появился, но через некоторое время опять исчез.

Виды вулканов слайды.

Учитель: (о мужественных людях, изучающих это грозное явление – вулканологах)

“Мы вулкана сыны…
Кратер гремит маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лапиллей град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Едок сернистый газ –
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам дается раз,
Ставим на карту жизнь!..

Слайды: (вулканолог у кратера вулкана).

Наука, изучающая вулканы – вулканология. У подножия Ключевской Сопки, в поселке Ключи, находится наблюдательная станция вулканологов – филиал Института вулканологии АН РФ.

4. Практическая работа.

1. Найти по координатам вулканы, записать их названия и абсолютную высоту.

  1. 19° с.ш. и 97° з.д. (Орисаба, 5747 м)
  2. 2° ю.ш. и 78° з.д. (Котопахи, 5897 м)
  3. 4° ю.ш. и 38° в.д. (Килиманджаро, 5895 м)
  4. 55° с.ш. и 160° в.д. (Ключевская сопка, 4750 м)
  5. 6° ю.ш. и 106° в.д. (Кракатау, 813 м).

2. Отметить на контурной карте вулканы Везувий, Этна, Фудзияма, Гекла, Камерун и вулканы найденные по координатам.

Стихотворение “Вулканы”.

Не раз вулкан Килиманджаро
Всем задавал большого жара
А изумительный Везувий
Был для страны своей безумьем

Дымила сопка Ключевская
И газ, и пепел выпуская,
А за компанию и Гекла
Нисколько не жалела пепла.

Быть может и страшны вулканы.
Но все же люди, как не странно
И в прошлые, и в наши дни
Гордятся, если есть они.

Вулкан – это “окно в глубины Земли”.

Изучение вулкана дает возможность открыть тайну образования полезных ископаемых.

Учитель: А теперь ребята, я приглашаю вас совершить заочное путешествие в г. Санкт-Петербург с целью посещения Русского музея. В музее экспонируется много замечательных произведений искусства, в том числе и картинка Карла Брюллова “Последний день Помпеи”, на которой изображено извержение вулкана Везувий.

Художник посетил города Помпеи Геркуланум, погребенных под раскаленной лавой Везувия и впервые раскопанных археологами в 18 веке. Он был настолько поражен увиденным, что захотел изобразить это событие.

Слайд:

“Магма по жерлу рвется наружу
Выход из кратера ей очень нужен
Если проход на поверхности дан
Значит, проснулся грозный вулкан.”

Так как в основу картины К. Брюллов положил действительные события извержения вулкана Везувий в 79 году н.э.

(Перед рассмотрение картины зачитать описание трагедии историком и писателем Плинием младшим, который был свидетелем катастрофы (на картинке он изображен справа, склонившись над упавшей матерью).

Это описание исполненного величия, глубоко взволновало К. Брюллова. Он стремился следовать Плинию и в деталях, и в восстановлении духа и атмосферы события. Огромное полотно (длина 641 см и высота 456 см) и сейчас производит сильное впечатление. Молнии разверзли небеса, огнедышащая лава, кипящим потоком низвергается по склону вулкана. Мечутся и ржут испуганные кони, бегут люди. Мужчина с женой и ребенком спешит покинуть погибающий город, сыновья на плечах несут старика – отца, муж безжизненное тело жены. Матрона судорожно обнимает дочерей словно надеется защитить их от разрушительной стихии, всадник тщетно пытается совладать с обезумевшей лошадью. Упала с колесницы и разбилась о камни мостовой молодая женщина, к телу женщины жмется чудом уцелевший ребенок. Здесь и языческие жрецы, и христианский священник с кадилом, в толпе мы видим живописца, поддерживающего на голове ящик с красками и кистями. В его облике узнается сам Брюллов. С высоты падают статуи богов, императоров, как бы символизируя крушение мира.

“Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко разлилось, как военное знамя
Земля волнуется с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом
Толпами стар и млад, под выпаленным прахом
Под каменным дождем, бежит из града вон”.

– написал Пушкин под впечатлением картины из книги Островского “Рассказ о русской живописи”.

Три дня продолжалось извержение Везувия – образовался кратер 3 км. в поперечнике.

г. Помпеи посещают туристы.

Город Помпеи находился с подветренной стороны от вулкана и очень быстро был засыпан 3-х метровым слоем пепла. Город Геркуланум был затоплен грязевыми потоками глубиной 15 м. Почти полностью был уничтожен город Стобия, погибло около 10 тысяч человек.

Спустя несколько веков уже ничто не напоминало о том, что когда-то здесь стояли города.

Художник показал грозную красоту человека, величие благородных человеческих чувств – солидарности, сострадания, самоотверженности.

В 1833 году работа была завершена, и уже в следующем году выставлена в Милане, Париже, Берлине и имела потрясающий успех. С триумфом была встречена в Санкт-Петербурге.

Великий русский критик Стасов писал: “И стал последний день Помпеи первым днем русской живописи”.

“Надежнее земли ничего нет” – думали люди веками. И возводили на ней пирамиды, крепости, храмы. А теперь строят небоскребы, сооружают тоннели, прокладывают нефтепроводы. И часто не подозревают, что земная поверхность не так уж и незыблема.

Слайды (гейзеры).

Гейзеры:

Есть один полярный остров,
Он внутри, как самовар
Там из расщелин в скалах острых
Со свистом вылетает пар
И в тот не сунешься поток
Водичка, словно кипяток. (Остров Исландия.)

Гейзеры – периодически фонтанирующие источники горячей воды.

Название пришло из Исландии от Большого Гейзера. В 1918 г. деятельность этого гейзера прекратилась, превратившись в нарицательное – в переводе гейзер – “горячий”.

Йеллоустонский национальный парк и Калифорния.

Новая Зеландия.

Исландия.

Небольшие гейзеры действуют в Японии и Китае (в Тибете).

И самый экзотический уголок Земли – Долина Гейзеров на Камчатке.

Здесь известно до 20 крупных гейзеров – самый большой – Великан.

“Жемчужный” – по цвету отложений.

“Сахарный” – окруженный красивым светло-розовым цветом.

(Использование горячих источников.)

В романе Жюля Верна “Дети капитана Гранта” есть такая сцена. Гленарван и его спутники во время путешествия по Новой Зеландии попали как – то в тяжелое положение. Окруженные маори, они не могли даже что-нибудь сварить себе: не было дров. Тогда изобретательный географ Жак Паганель посоветовал “закопать папоротник и батат прямо в землю. Действительно, температура верхнего слоя земли была очень высока. Путешественники последовали совету Паганеля и вскоре уже ели печеные папоротник и батат – сладкий картофель.

Вполне возможно, что в вулканических районах люди использовали тепло Земли таким же образом, как и герои Жюля Верна.

Отопление домов, теплиц.

Просмотр кинофильма “Вулканы и гейзеры Камчатки и Курил” (Вулканы).

Домашнее задание: § 19. Контурные карты.

Творческое задание: Вы – сотрудник МЧС и оказались в районе, где произошло извержение вулкана. Напишите рассказ о ваших действиях.