Цели и задачи:
Закрепление представлений учащихся о правилах дорожного движения, правилах
поведения на улице, в общественном транспорте.
Расширить представления о правилах поведения пешехода и водителя в условиях
улицы.
Развивать внимание и наблюдательность, мышление и память.
Воспитывать уважение к правилам дорожного движения.
Оборудование: Магнитная доска, дорожные знаки, костюмы для детей,
выставка детских рисунков.
Учитель:
– Дорогие ребята! Наверное, вы заметили, что с каждым годом на наших улицах все
больше и больше автомобилей. Одни из них везут пассажиров, другие перевозят
грузы. И, без сомненья, увеличение потока транспортных средств, требует еще
большей осторожности со стороны пешеходов. Мы с вами знакомы с правилами
дорожного движения, но насколько мы их правильно соблюдаем? Не перебегаем ли
улицы в неположенных местах? Не спешим, ли перейти дорогу, когда зеленый свет
светофора уже погас и загорелся желтый? Мы, как и некоторые из водителей
пытаемся сэкономить секунды нашей жизни. Но помним ли мы при этом, что здесь,
около шумной дороги, порой доля секунды отделяет жизнь от смерти, здоровье от
инвалидности?
И сегодня мы повторим правила не на правописание безударной гласной или свойства
сложения, а правила дорожного движения. Ведь правила дорожного движения мы
должны знать как таблицу умножения!
(Подготовленные дети читают.)
Если правила движенья
Выполняют все вокруг,
Будут живы, будут целы
Я и ты, мой юный друг.Всем на свете,
Всем на свете
Эти правила нужны.
Помнить взрослые и дети
Эти правила должны!
– А теперь, предлагаю игру “Угадай-ка!”
(Отгадки прикрепляем на магнитную доску.)
1. Удивительный вагон! Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он держит их руками. (Троллейбус.)
2. Пьет бензин как молоко, может бегать далеко,
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней? (Автомобиль.)
3. Не пчела, не шмель, а жужжит,
Неподвижно крыло, а летит. (Самолет.)
4. Братцы в гости снарядились,
друг за другом прицепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд.)5. Что за чудо этот дом?
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус.)
6. Под землей, иль мимо яра
Мчит без дыма и без пара
Паровозова сестричка.
Ну, конечно…(электричка).7. Спозаранку за окошком
стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай.)
8. По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ
Это мой…(велосипед).
– Можно ли одним словом назвать эти предметы? (Транспорт.)
– Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный.)
– А люди, которые находятся в транспорте, кто? (Пассажиры, водители.)
– Сейчас мы все становимся пассажирами автобуса маршрута №1 г.Губкинский.
Место для посадки в общественный транспорт? (Остановка.)
– Итак, к остановке подъехал автобус, входим в салон. И иногда видим
невоспитанных людей, кто-то включил громко сотовый телефон и слушает музыку,
кто-то отвернулся и смотрит в окно, чтобы не уступать место пожилой женщине,
кто-то вырезал на сиденье имя, кто-то толкается, пробираясь к выходу, кто-то ест
мороженое и т.п. А ведь существуют правила для пассажиров общественного
транспорта.
Давайте их вспомним, ребята!
(Подготовленные дети читают правила.)
1. Не толкайся в дверях, дай пройти первым пожилым людям и
пассажирам с маленькими детьми.
2. Помоги подняться в салон пожилым людям и пассажирам с тяжелыми сумками.
3. Не заходи в салон с мороженым и пирожками, чтобы не испачкать пассажиров.
4. Уступай место тому, кому трудно стоять.
5. Во время движения транспортного средства держись за поручни. Стой так, чтобы
не мешать продвижению пассажиров по салону.
6. Если в салоне ты с приятелями, не беседуйте слишком громко, не хохочите на
весь салон.
– Ребята, а есть ли правила для водителя? (Не разговаривать во время движения, пристегиваться, не нарушать скоростной режим, ехать по знакам…)
А кто из вас знает какие-либо знаки? (Ученики-помощники показывают табличку с дорожными знаками, а другие отвечают, что обозначает тот или иной знак, где его можно встретить.)
А для кого все эти знаки? (Для всех участников дорожного движения-водителя,
пешеходов, пассажиров.)
А вот кое-кто считает иначе…
(Ученик читает стихотворение.)
Тут, наверное, скажет кто-то:
Это что за колдовство?
Это что за волшебство-
Не случилось ничего?
Ну, исчезли переходы-
Ну, исчезли пешеходы:
Сами выберут пути,
Где дорогу перейти!
Светофор не светофорит
Ну, какое в этом горе?
Красный свет, зеленый свет…
Может в нем и толку нет?
– Ребята, а вы согласны? Для чего нам нужен светофор? Где и какие светофоры
вы видели?
(Ответы детей.)
Я думаю все ученики знают правило о сигнале светофора?!
Красный свет – хода (дети хором) “нет”.
Желтый свет – подожди.
А зеленый свет– иди!
(Подвижная игра “Переход”.)
– Ребята, что может произойти, если никто не будет соблюдать правила
дорожного движения? (Ответы детей.)
Послушайте стихотворение О.Бедарева.
Идет по улице один
Довольно странный гражданин.
ему дают благой совет:
– На светофоре красный свет.
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!
– Мне наплевать на красный свет! –
Промолвил гражданин в ответ:
Он через улицу идет
Не там, где надпись “Переход”,
Бросая грубо на ходу:
– Где захочу, там перейду!
Шофер глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза –
Разиню пощади!
А вдруг бы заявил шофер:
“Мне наплевать на светофор!” –
И как попало ездить стал?
Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ездил как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Да…Там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
произошли бы в миг!
Сигналы, крики, то и знай:
Машина – прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину…
– Хорошо, когда правила не нарушаются ни пешеходами, ни водителями. Тогда не случается дорожно-транспортных происшествий. Тогда все живы и здоровы. А кто следит за выполнением этих правил? (Ответы детей. ГИБДД, ДПС – расшифровывается.)
(Ученики в форме инспектора ГИБДД.)
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правило,
Легко попасть впросак!Все время будь внимательным –
И помни наперед;
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
– Поиграем в игру “Доскажи словечко”.
Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Там иди, где есть народ,
Где есть надпись…(переход).Если ты спешишь в пути
Через улицу пройти,
Помни Петя, Толя, Сева,
Что смотреть надо …(налево).Как дойдешь до середины,
А отсюда с половины,
Помни Таня, Юра, Клава,
Что смотреть надо…(направо).
(Ведущий.)
– Хорошо прошел урок.
Главное, чтоб был он впрок!