Цели и задачи:
Образовательные:
- Обобщение знаний, полученных на предыдущих уроках по вязанию крючком.
- Знакомство с историей кружевоплетения, с элементами народных промыслов, с традициями национальной культуры.
- Формирование специальных знаний и умений по технологии изготовления вязаных изделий.
Воспитательные:
- Воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, хорошего вкуса, потребности в творческом труде, уважения национальных традиций.
- Умение работать в коллективе, уважение мнения своих одноклассников.
Развивающие:
- Развивать творческие способности при изготовлении и оформлении вязаного изделия.
- Развивать интерес к национальным традициям, декоративно-прикладному искусству.
Наглядные пособия: Коллекция кружевных изделий, журналы.
Оборудование урока: Вязальный крючок, пряжа, технологическая карта выполнения образца.
Межпредметные связи: История, музыка, литература.
Метод обучения: Рассказ, беседа, игра, практическая работа.
Практическая работа: Вязание полотна в форме круга.
План урока:
- Организационный момент.
- Вводная часть (тема урока, цель).
- Сообщение учащихся (из истории создания кружева).
- Опрос учащихся по пройденному материалу (тест).
- Объяснение трудового задания.
- Практическая работа.
- Закрепление материала (опрос – беседа).
- Итог урока (подведение итогов, выставление оценок).
Приемы и методы, определяющие уровень усвоенных знаний.
1. Выполнение учащимися практического задания, которое способствует развитию у них навыков самостоятельной работы.
2. Компетентностный подход (извлечение основного содержания темы из услышанного, сотрудничество с другими учениками при выполнении общего задания, планирование действий и времени, анализ и оценка результатов своей деятельности).
3. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: Закончить вывязывание образца, придумывая свой узор.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих учащихся на уроке.
2. Вводная часть.
Сегодня мы проведем урок-игру “Путешествие в кружевную сказку”. Цель нашего урока – обобщение тех знаний, которые вы получили на предыдущих уроках по вязанию крючком, а также знакомство с историей кружевоплетения. Замечателен будет этот урок и тем, что мы соприкоснемся с элементами народных промыслов, истоки которых веками не теряют своих традиций и являются одним из проявлений национальной культуры.
3. Сообщение учащихся (из истории создания кружева).
Под звуки вальса несколько учениц рассказывают интересные факты из истории кружевного ремесла. По окончании их рассказа звучит фонограмма русской народной песни, под которую две другие девочки инсценируют “уголок” русской светелки, где все украшено кружевом.
– Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры?
Все в букетах белых роз!
Может, вывел их мороз?
Что за скатерть получилась!
Может, это мне приснилось?
Все эти чудесные вещи связаны нашими мастерицами: иные совсем недавно, но есть и старинные, связанные бабушками и прабабушками.
Плести кружева умели в каждой русской деревне. Долгими зимними вечерами девушки, собравшись в одну избу, рукодельничали при свете лучины. Попоют, попляшут и снова за работу (в это момент две девочки, одетые в русский костюм инсценируют хоровод).
Вологодское кружево кажется, что сплетено не из ниток. А из белой паутины – так нежен узор. На фоне тончайшего узора вьется – извивается белая ажурная дорожка. Вот поэтому извитому контуру и узнаются изделия вологодских кружевниц.
Как же удавалось создавать такую красоту? Что помогало в этом? Волшебная палочка? Так и есть! Только не одна, а 6, даже 12 пар деревянных палочек мелькало в руках мастериц, создававших вологодское кружево.
Вопрос: Как называются эти “волшебные палочки”? (Подсказка в стихах.)
Первое слово – повар на флоте
Знает толк и в борщах и в компоте.
Слово второе найдешь ты в хоккее.
Шайбу забить без него не сумеешь.
Эти два слова составь воедино,
Буковку выброси из середины….
Ну-ка, кто первый понял подсказку:
Чем кружевницы плетут эту сказку!
Ответ: коклюшка.
Понравилась вам сказка о кружеве? Есть у этой сказки удивительная способность – это сказка без конца, потому что кружевницы не перевелись и в наших краях, по-прежнему творят они свои белоснежные кружева, радующие наш глаз. (Демонстрация изделий учащихся и учителей.) Одна лишь разница. Современные мастерицы создают свои прекрасные изделия не коклюшками, а обыкновенным вязальным крючком.
4. Опрос учащихся по пройденному материалу (тест).
Ученицы получают задание на листочках в виде теста, отмечают варианты ответов. Затем учитель называет правильные ответы, ученицы проводят самоконтроль и самооценку.
– Как называется пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением
различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных?
А) фантазийная
Б) блестящая
В) фасонная
– В каком году был изобретен вязальный станок?
А) 1589
Б) 1689
В) 1788
– Что означает номер крючка?
А) толщину
Б) длину
– Способы вязания по кругу.
А) по спирали
Б) кругами
В) зигзагом
– Что получится, если при вязании по кругу не делать прибавок?
А) плоская форма
Б) объемная
5. Объяснение трудового задания.
Цель практической работы сегодня – приобрести навык вязания полотна по кругу, причем вывязанное полотно должно быть плоским. Достигается это за счет прибавок через равные промежутки. Вязание по кругу начинается с вывязывания цепочки из 4 воздушных петель и замыкания их в круг полустолбиком. У вас получается колечко. Затем из центра колечка вы провязываете 8 столбиков без накида – это будет ваш первый ряд. Во втором ряду вы провяжете в каждой петле по 2 столбика без накида, таким образом получится уже 16 петель по кругу. В 3-ем ряду прибавления (два столбика без накида, провязанные из одной петли) делайте через одну петлю. В следующих рядах этот промежуток постепенно увеличивайте до 3,4, и более петель. Следите, чтобы вывязываемое полотно получалось плоским. После того, как провяжите круг диаметром 4 см, попробуйте придумать свой узор, чередуя столбики и воздушные петли (пофантазируйте). Я уверена в том, что у каждой из вас получится свой неповторимый узор. Диаметр вывязываемого образца пусть будет не меньше 10 см.
6. Практическая работа.
– Вводный инструктаж. Учащиеся получают инструкционные карты по вывязыванию
полотна по кругу и образцы. Повторение техники безопасности (как правильно
держать крючок при вязании).
– Самостоятельная работа учащихся “Вязание полотна в форме круга”.
– Текущий инструктаж (следить за плотностью вязания, за тем, чтобы вывязывать
столбики одним из 3-х основных способов).
– Заключительный инструктаж (удостовериться, что вывязанное полотно получилось
плоским, правильно закрепить нить после окончания вязания).
Инструкционная карта.
№ п.п |
Последовательность работы |
Примечание |
1 | Связать цепочку из 4-х воздушных петель и замкнуть ее в круг полустолбиком. | Получится колечко |
2 | 1-ый ряд – 8 столбиков без накида из центра колечка. | |
3 | 2-ой ряд – на каждой петле основания по 2 столбика без накида. | Получится 16 петель |
4 | 3-ий ряд – на 1-ой петле 1 столбик без накида, на следующей – 2 столбика без накида и т. д. | Прибавка через 1 петлю |
5 | 4-ый ряд – на 1-ой и 2-ой петлях по 1 столбику без накида, на следующих – 2столбика без накида и т. д. | Прибавка через 2 петли |
6 | Так вязать, делая прибавки через 3, 4 и более петель, пока диаметр образца не достигнет 4 см. | Образец должен быть плоским |
7 | Чередуя столбики и воздушные петли, придумать свой узор при дальнейшем вывязывании образца. | Диаметр образца не более 10 см |
7. Закрепление материала.
– Что такое проба на плотность вязания и как ее выполняют?
– Какие три основных способа вывязывания петли вы знаете?
8. Итог урока.
Подведение итогов, выставление оценок (проводится самооценка своей работы с выставлением отметки в карту учета знаний и умений).
Домашнее задание: Довязать начатый образец.
Примечание.
Сообщение учащихся (из истории создания кружева).
Сегодня мы приглашаем вас в сказку. В сказку необычную: созданную не с помощью слов, она связана с помощью вот этого маленького стального крючка и обыкновенной белой нитки, в сказку, которая могла родиться, наверное, только зимой. Ведь она напоминает нам о морозе, разрисовавшим окна, о белых снежинках, о метелице…Сказка начинается! (звучит вальс).
Итак, сказка наша называется кружевной. Поверьте это одна из самых интересных и фантастических сказок, созданных людьми, только донесли ее до нас не уста сказителей, а волшебные руки мастериц.
Когда люди научились творить эту сказку? В Европе, говорят, с ХV века… Кружево сразу завоевало Европу. Лучшие художники создавали узоры для кружевных воротников, манжет, платьев, шляп. В кружева по контуру вплетали конский волос – и украшение становилось упругим, рельефным. С кружевами связаны самые удивительные, невероятные истории! По кружевам буквально сходили с ума, за них садились в долговую тюрьму, за них даже отрубали головы… Стоит ли удивляться, что добрый испанский король в ХVII веке запретил своим подданным носить кружева. А в Англии издали специальный декрет, в котором определялось, кому какие носить кружева. Но ничего не помогло. А тут еще отток золота увеличивался…Огромные богатства шли в страну, которая производила самые тонкие, изящные и легкие кружева в мире, называлась она Фландрия. О, счастливица! Влажный климат страны, создаваемый ветрами с Северного моря, позволял выращивать прекрасный лен – тонкий длинный… Его везли в Брюссель, где в сырых, холодных подвалах (в них получались особенно тонкие нити) трудились девочки 8–14 лет. Своими тонкими пальчиками они сучили нити. Кружева получались красивые, легкие, просто – сказка!
О нашем русском кружеве – разговор особый: ведь наши бабушки, прабабушки умели плести не хуже иноземных, только не ставили они свой труд на поток, а занимаясь этим делом издавна, делали кружева в свое удовольствие! Ведь в старину надо было и о приданном подумать: вот и вязали девушки кружева для полотенец, наволочек, скатертей и т. д.
Карта учета знаний и умений.
Фамилия, имя | Самооценка | Оценка | |
Контролер | Учитель | ||
Арусия Мария | |||
Байкина Катя | |||
Гурова Лера | |||
Горшкова Настя | |||
Зотова Даша | |||
Зязина Женя | |||
Караульщикова Люся | |||
Ляшева Маша | |||
Мушкина Настя | |||
Позднышева Оля | |||
Семенюк Аня | |||
Сысоева Света | |||
Таранова Ксения | |||
Трефилова Настя | |||
Кондратьева Оля |