Урок письма: "Печатная буква А"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель урока: способствовать формированию навыка письма печатной буквы “А” у учащегося, имеющего выраженные нарушения развития.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковой, практический, информационный (развивающие онлайн-игры).

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:
– формировать навык написания в двойной строке печатной буквы “А” с проговариванием каждого элемента;
– способствовать запоминанию графического изображения буквы “А” через упражнения на развитие тактильных ощущений “Бархатная буква А”.

2. Коррекционно-развивающие:
– корригировать мышление в процессе анализа и синтеза графического образа буквы (конструирование и написание буквы А);
– корригировать графомоторные навыки, посредством пальчиковой гимнастики с фольгой и конструирования печатной буквы “А”;
– развивать зрительно-двигательную координацию и внимание через выполнение практической работы за компьютером.

3. Коррекционно-воспитательные:
– создавать условия для формирования мотивации к уроку посредством использования игровых приемов обучения, а также компьютерных интернет технологий (онлайн-игра на сайте Logozavr.ru);
– способствовать формированию навыка самоконтроля и умения оценивать свою деятельность, через использование системы оценивания “Смайлики-жетоны”;
– воспитывать терпеливость и аккуратность при выполнении практического задания.

Оборудование: колокольчик, Жетоны-смайлики и таблица оценивания, конверт с письмом и картинкой Незнайки, компьютер с выходом в интернет, сайт Logozavr.ru, фольга, печатная буква А крупного размера из бархатной бумаги, образец написания печатной буквы А, тетрадь в широкую строчку.

Ход урока

Структура урока: Действия учителя: Действия ученика:
1. Организационный момент (2–3 мин). 1. Приветствие.

Прозвенел у нас звонок,
Начинаем мы урок.
А теперь проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручка, карандаш, тетрадка?

2. Если все готово, можно начать урок. Что мы делаем на уроке письма? Верно, мы будем выполняем разные задания, чтобы научиться писать буквы. За каждое задание ты будешь получать смайлик. Если сделал все правильно, получишь веселый смайлик, а если плохо старался, грустный смайлик. В конце урока мы подсчитаем по таблице, сколько смайликов ты получил, и выставим оценку.

1. Ученик проверяет наличие учебных принадлежностей.

 

 

 

 

 

– Ответ ребенка: учимся писать буквы.

2. Проверка домашнего задания (2 мин). Проверяет написание наклонных линий в двойной строке. Просит ученика сравнить правильность написания с образцом. Выставляет оценку. Сравнивает выполненные наклонные линии с образцом.
3. Подготовка к активной УПД и создание проблемной ситуации.

(2–3 мин.)

– Сегодня в ваш почтовый ящик пришло письмо. Давай посмотрим, что там. (В конверте картинка Незнайки и письмо)
– Кто написал тебе письмо?
– Давай я прочитаю, что написал тебе Незнайка. Он просит тебя о помощи, Знайка задал ему домашнее задание подписать эту картинку словом, он написал первые две буквы, а последнюю забыл? Что здесь нарисовано? (Вместе называем слово, выделяя последнюю букву А.) Какую букву Незнайка не смог написать?
– Ты сможешь помочь Незнайке написать букву А, почему?
– Давай поможем Незнайке. Что нужно сделать, чтобы помочь Незнайке?
– Правильно, значит какая сегодня тема урока?
– Для того, чтобы помочь Незнайке и научиться писать букву А, сегодня на уроке мы будем выполнять разные интересные задания.
– Ученик открывает конверт и смотрит содержимое.
– Незнайка.

(Догадывается по картинке.)

– Рассматривает картинку и отвечает: ОСА.
– Отвечает: А
– Нет, потому что я не умею писать букву А.

– Научиться писать букву А.
– Письмо буквы А.

4. Актуализация знаний
(2 мин).
Давай-ка посмотрим, хорошо ли ты знаешь букву А? Покажи на картинке, где спрятались все буквы А. Ребенок показывает все найденные буквы.
В конце задания совместно с учителем выбирает смайлик.
5. Усвоение новых знаний (10–12 мин). – Анализ элементов. Буква А состоит из трех палочек (показ печатной буквы А из бархатной бумаги), попробуй обвести пальчиком букву А, начиная с верхнего уголка вниз.
– Научиться писать букву А нам поможет компьютерная игра.
– Чтобы твои глазки не уставали, давай поиграем в игру “День-Ночь”, когда я скажу “День” глазками бегай по комнате, а когда услышишь “Ночь” глаза закрывай.
– Молодец, а теперь поиграем за компьютером. Он нам поможет научиться писать букву А.

(Включает онлайн-игру, при необходимости помогает ученику, держать и направлять мышку, а также объясняет задание).

“Нарисуй от дома крышу,
Перекладину внутри,
Сразу букву А я вижу
Как красиво, посмотри!”

– Ребенок тактильно исследует букву, считает и показывает ее элементы. В конце задания совместно с учителем выбирает смайлик.
-Вместе с учителем выполняет гимнастику для глаз.

 

– Ребенок самостоятельно выполняет задание в компьютерной онлайн-игре (слушает стишок про букву, и конструирует ее с помощью представленных элементов). В конце задания совместно с учителем выбирает смайлик.

6. Физкультминутка
(2–3 мин).
Ты славно потрудился, пора и отдохнуть, приглашаю тебя на музыкальную паузу. Ребенок под музыку выполняет упражнения, которые показывает учитель.
7. Первичное закрепление (7 мин). – А теперь, давай посмотрим, как ты запомнил написание печатной буквы А. Выполним пальчиковую гимнастику с фольгой и попробуем вместе сделать из жгутика букву А. (Показ и совместное выполнение)

– Умница. Я думаю, что у тебя получится написать в строчке букву А. Посмотри как нужно это делать (показ учителя). Повтори так же, до конца с проговариванием каждого элемента буквы А.

 

– Ура, у тебя получилось! Ну что, теперь ты можешь помочь Незнайке? Допиши букву А в слове ОСА.

– Скручивает в ладошках кусочек фольги. Жгутик складывает пополам и добавляет к нему еще один жгутик посередине (по образцу учителя). В конце задания совместно с учителем выбирает смайлик.
– Работа в тетради. Перед учеником находится образец с поэтапным примером написания буквы. Ребенок пишет букву А с совместным проговариванием каждого элемента в выделенной двойной строке.
– Ответ ребенка.
– Ученик вписывает недостающую букву А в слове. В конце задания совместно с учителем выбирает смайлик.
8. Рефлексия (1–2 мин).

 

 

– Наш урок подошел к концу.
– Ты справился с заданием от Незнайки?
– Что ты делал сегодня на уроке, чтобы помочь Незнайке?
– Какое задание было трудным?
– А что больше всего понравилось делать?
– Да, я дописал букву А в слове ОСА.
– Учился писать букву А.
– Ответы ребенка.
9. Итоги урока.

Оценивание.

(2 мин.)

– Пришло время подсчитать смайлики и выставить оценку. (Совместно с ребенком подсчитывает смайлики и сравнивает с таблицей оценивания.)

– Ты согласен с этой оценкой? Почему?
(Выставляет оценку в дневник.)

– Ребенок считает веселые и грустные смайлики, сверяет с таблицей. Оценивает себя.

– Ответ ученика.

10. Домашнее задание
(1–2 мин).
Сообщает домашнее задание (дописать недостающий элемент печатной буквы А) и инструктирует ребенка об его выполнении.