Задачи:
- Формирование бережного отношения к природе, экологической культуры учащихся.
- Развитие познавательного интереса.
- Воспитание чувства прекрасного в душе ребёнка.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок – Путешествие в мир цветов. А эпиграфом к уроку мне бы хотелось взять слова великого сказочника Ганса Христиана Андерсена: "Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок".
И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах.
Все любят цветы. Ими украшают сады, парки, улицы и жилища. Наряднее и веселее становится в комнате с цветами. Но цветы не только украшение! Каждый цветок из букета хранит свою тайну, а иногда забавные или поучительные истории, о которых интересно узнать тому, кто любит цветы.
Ведущий: Нет ничего на земле прекрасней и нежней цветов. Подарить цветы - значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, доверительными
Цветы, как люди, на добро щедры.
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.
Ведущий: Цветы - эти прекрасные хрупкие творения природы, всегда были рядом с человеком.
Всю жизнь цветы не оставляют нас
Прекрасные наследники природы.
Они приходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо уходят.
Ведущий: Цветы и природа всегда вдохновляли музыкантов, художников, писателей. Всегда и везде цветы являлись символом прекрасного. Они являются символом некоторых государств: в Индии - лотос, в Египте - лилия, в Японии - хризантема и т. д.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.Кто не верит, всех зову я в сад
Видите, моргая еле-еле
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как люди в колыбели.
(Расул Гамзатов)
Близость к цветам, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера."Кто любит цветы, тот не может быть злым". Так гласит венгерская пословица.
Сегодня мы совершим путешествие в мир цветов. Сделаем несколько остановок. И первая наша остановка будет на станции: "Праздник цветов"
1-й ученик: Праздник в честь цветов проводится в разных странах.
Древние греки и римляне справляли праздник георгинов и лилий, французы - праздник роз и ландышей, японцы - праздник хризантем и пионов. И в наше время очень популярны такие праздники.
У славян тоже был один день в году, когда настоящие и мифические цветы становились поводом к пляскам, песням и весёлым шуткам, загадочным поиском в тёмном лесу. Это был знаменитый праздник Ивана Купалы.
2-й ученик: Его проводили в самый разгар лета, 23 июня. Символом Купальской ночи считался папоротник - "Перунов огнецвет", как называли его на Руси, олицетворявший языческого бога молний. По поверьям славян, цветок папоротника распускался в эту таинственную ночь. Народная фантазия представляла его золотым или красным, необыкновенно ярким и мимолётным.
3-й ученик: Кто его находил, мог стать невидимкой, мог легко отыскать все замки и двери.
Однако увидеть цветущее растение было очень трудно. Лешие, черти - всякая нечистая сила пуще глаза берегла "огнецвет", напуская на людей всяческие беды, вроде той, которую описал Гоголь в были "Вечер на кануне Ивана Купалы", рассказанной сельским дьяконом. Схватив цветок, нужно без оглядки мчатся из заколдованного места. Если же человека одолевает страх, и он оборачивается назад, волшебный светлячок мигом исчезает из рук.
Ведущий: Цветы! Сколько легенд связано с ними.
И именно поэтому наша следующая станция называется: "Легенды о цветах".
Я поведаю вам некоторые тайны цветов. Есть у года прекрасная пора, когда в природе происходят таинственные превращения - Весна. И вот весной появляется первый гонец - подснежник.
Цветок весны, идущий к нам по снегу
Простой цветок, а сколько он несет
Добра и радости, и счастья человеку.
1. Легенда о подснежнике. Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы ее успокоить, согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, поверила в счастье и у нее появилась надежда на лучшие времена, потому подснежник и стал символом надежды.
А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но снежный подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило подснежник. Согрело землю и открыло дорогу Весне.
2. Легенда о незабудке.
Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела и хотела удалиться, но вдруг услышала за спиной слабый голосок: - Не забудь меня, Флора! Дай и мне какое-нибудь имя! Оглянулась Флора - никого не было видно.Снова захотела уйти, но голосок повторился:
- Не забудь меня, Флора! Дай мне, пожалуйста, имя!
И тут только Флора заметила в разнотравье маленький голубой цветок.
- Хорошо, - сказала богиня, - будь незабудкой. Вместе с именем я наделяю тебя чудесной силой - ты будешь возвращать память людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину.
У леса, у реки, на перепутье,
Где выстлана березовая гладь,
Такие загорелись незабудки,
Окинешь взором - глаз не оторвать!
3. Легенда о ландыше.
Преданье утверждает, что ландыш - это счастливый смех русалки Мавки, рассыпавшийся по весеннему лесу. С 17 века накануне майского воскресенья отмечают праздник ландышей французы. Ландыш - это символ любви.
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень
Он тихо зазвенит
И это услышат луг, и птицы, и цветы:
Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты.
4. Легенда о ромашке: Ромашка - милый обаятельный цветок. По народному преданию ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда. Её обычно сопровождает эпитеты "скромная", "полевая", но трудно обойтись без нее, сплетая венок, собирая букет полевых цветов. А ещё ромашка обладает лечебными свойствами.
А если случится тебе простудиться
Появится кашель, поднимается жар
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
5. Легенда о нарциссе.
В древнегреческой легенде красивый молодой юноша Нарцисс жестоко отверг любовь нимфы. Нимфа от безнадёжной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит".
В жаркий полдень истомлённый зноем молодой Нарцисс наклонился попить из ручья и в его светлых струях увидел своё отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс подобной красоты и потому потерял покой. Каждое утро он приходил к ручью, погружал свои руки в воду, чтобы отнять того, кого видел, но всё было тщетно.
Нарцисс перестал есть, пить, спать, потому что не в силах был отойти от ручья, и таял почти на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели последний раз, вырос душистый белый цветок холодной красоты. С тех пор мифические богини возмездия фурии украшали свои головы венками из нарциссов.
6. Легенда о гвоздике.
Однажды, возвращаясь после неудачной охоты, богиня Диана повстречала на своём пути маленького пастушонка. Он весело играл на скрипке.
Возмущенная Диана крикнула, ничего не подозревавшему мальчику: "Это ты распугал всех моих зверей и разогнал всех моих птиц!" Напрасно хотел оправдаться маленький пастух, напрасно просил прощения. Богиня Диана бросилась к мальчику и вырвала ему оба глаза. А когда поняла меру своей жестокости, было слишком поздно… Глаза мальчика покатились по траве, и в тот же миг на их же месте выросли трепещущие цветы. Своей окраской они напоминали невинно пролитую кровь, а желтым пятнышком в середине - человеческий зрачок. Это была гвоздика.
7. Легенда о лилии. По древнегреческой легенде, фиванская царица Алкмена тайно родила от Зевса мальчика Геракла, но, боясь наказания жены Зевса, Геры, спрятала новорожденного в кустах. Однако Гера случайно обнаружила малыша и решила покормить его грудью. Но маленький Геракл почувствовал в Гере врага и грубо оттолкнул богиню. Молоко брызнуло на небо, отчего образовался млечный путь, а те несколько капель, что упали на землю, проросли и превратились в лилии.
8. Легенда о розе. Роза - символ божественной тайны. Древние греки создали множество легенд и сказаний об этом прекрасном цветке. Говорят, что роза появилась из белоснежной морской пены, падавшей с тела Афродиты - богини красоты, когда она выходила с первыми лучами утренней зари из моря. По христианской мифологии роза - символ милосердия, душевной чистоты.
Её называют царицей цветов!
За цвет и за запах её лепестков
Хоть куст зеленый вас ранить готов
Но кто не простит ей колючих шипов!
Нет в мире ничего нежней и краше
Чем этот свисток алых лепестков
Раскрывшийся прекраснейшею чашей.
(С. Маршак)
Ведущий: А сколько стихов написано о цветах, и чтобы познакомиться с некоторыми из них, мы остановимся на станции: "Поэтическая"
1-й ученик:
Одуванчик.
Разливает летний сад
Знойный душный запах.
Одуванчики стоят
В облачных папахах.
Тихо клонится к ногам.
Слабый ветер дунет -
И осыплет на луга
Белый пух июня.
2-й ученик:
Мак.
Вьюги белые атаки,
Неземные холода
Зацветающие маки
Одевают в панцирь льда.
Содрогаешься от боли
Над поверженным цветком,
Сколько надо силы воли,
Чтобы выжить подо льдом?
3-й ученик:
Гладиолус.
Под лебяжий чистый голос,
У озёрного мыска
Зацветает гладиолус -
Лебединая тоска.
Отступают звери в страхе,
Их к растенью не зови,
Стебли тоньше тонкой шпаги,
В алых гвоздях, как в крови.
4-й ученик:
Подснежник.
На полях дохнуло ветром вешним,
Ивы распушились за прудом.
У тропинки маленький подснежник
Загорелся, синим огоньком.
Закачался, слабенький и гибкий,
Удивлённо радуясь всему.
И в ответ приветливой улыбкой
Солнце наклонится к нему.
5-й ученик:
Лилия.
На лужайке росы стылые,
Не шелохнется вода.
Белы цвет бросает лилия
На задумчивость пруда.
Проплывает светлым месяцем
В тёмной заводи одна.
И вода под нею светится
От поверхности до дна.
6-й ученик:
Пруд от краешка до краешка
В озаренье дивно чист.
Каждый листик, каждый камешек
Светит, словно аметист.
И не знает дочь унылая,
В затуманенном чаду,
То ли месяц, то ли лилия
Тихо плещется в пруду.
Ведущий: А теперь ребята нам хочется узнать, как хорошо вы знаете цветы.
Мы сейчас с вами совершим остановку на станции: "Загадки"
Приглашаю вас принять участие в конкурсе “Ромашка”. На лепестках нашей бумажной ромашки написаны загадки о цветах. Команды по очереди отрывают лепесток, я зачитываю вопрос – команда должна отгадать загадку.
1.
Белый цветочек каждый знает,
На нём все девушки гадают. (Ромашка)
2.
Не цветок у вас в руке, а облачко на стебельке.
Ветру дунуть захотелось – оно тут же разлетелось . (Одуванчик)
3.
На лугу кружочком синие звоночки. (Колокольчики)
На поле ржи и там и тут синие цветы растут. (Василёк)
4.
Водная красавица
Каждому понравится,
Её белые цветы
Необычайной красоты. (Кувшинка)
5.
Эту красавицу все обожают,
Царицей цветов все её называют. (Роза)
6.
Он из-под снега вылезает,
Самый первый расцветает. (Подснежник)
7. Стоит дуб, полон круп, крышей покрыт. (Мак)
Ведущий: Ребята, вы все очень любознательные, поэтому мы не можем не остановиться на станции: "Познавательная"
Интересное о цветах:
Обычная наша гвоздика не переносит шума. Если её поставить рядом с радиоприёмником - она завянет. А также, что не всякие цветы могут стоять в одной вазе. Ландыш нельзя ставить с другими цветами, он выделяет в воду ядовитые вещества.
Есть цветы - памятники:
а) А первые георгины привезли из Америки. В 1806г была получена махровая форма цветков и получила имя георгин в честь русского учёного Георгина.
б) Глоксиния носит имя ботаника Глоксина, опубликовавшего в 1785г первое сообщение об этом цветке.
в) Можно определить время без часов:
а) одуванчик расцветает с 5-6 ч,
б) ночная фиалка -с 21 часа.
А теперь перед вами Волшебная шляпа. В ней находятся цветы, которые являются отгадками на заданные вопросы.
Итак, 1 Вопрос из шляпы.
1. По легенде, в этот цветок превратилась нимфа Сиринга, убегающая от бога полей и лесов Пана. (Сирень)
2 Вопрос из шляпы.
2. Согласно легенде, эти весенние цветы появились из слёз влюбленной в Садко царевны Волховы. (Ландыши)
3. Как утверждает предание, эти цветы были белыми зонтиками у гномов. (Ромашки)
4. Из лепестков этой “Королевы цветов” делают духи и варенье, получают ароматное масло. (Роза)
5. Восточная легенда гласит, что на острове с этими роскошными цветами в давние времена было основано государство Япония. ( С Хризантемами)
Ведущий: А теперь мы с вами делаем остановку на станции “Цветочный этикет”
Цветы являются одним из самых лучших и
универсальных подарков, который можно
преподнести родным и близким, друзьям и деловым
партнерам. Цветы прекрасно дополнят и основной
подарок.
Как правило, цветы дарят по поводу какого-либо
торжества. Но иногда их преподносят и просто так,
ведь они всегда радуют глаз и всегда кстати.
Особенность цветов заключается в том, что дарить
их можно в любое время, потому как для выражения
своих чувств не обязательно нужен повод. Цветы
все скажут сами, надо только внимательно
отнестись к выбору букета, учитывать, кому и по
какому случаю он будет преподнесен, в общем,
знать элементарные правила цветочного этикета.
Как дарить цветы
- Если женщину, идущую на день рождения или иное торжество, сопровождает мужчина, цветы должен дарить именно он. Но нести букет или корзину с цветами по улице должна дама.
- Если вы сопровождаете девушку, то букет нужно передать хозяйке дома только после того, как дамы поприветствуют друг друга.
- При посещении друзей, родственников и знакомых цветы преподносятся хозяйке дома.
- Если вы принесли букет для мужчины-юбиляра, то цветы все равно нужно отдать хозяйке.
- Передавая букет, нужно не просто сунуть его хозяйке в руки, а сопроводить несколькими любезными словами и легким поклоном.
Как принимать цветы
- Если вам преподнесли цветы, то не забудьте поблагодарить дарящего.
- После приветствия и благодарности цветы следует развернуть и поставить в вазу с водой. Ни в коем случае не откладывайте цветы в сторону и тем более, что еще хуже, не забывайте о них.
- Подаренный букет должен оставаться в комнате, где идет прием гостей. Бестактно откладывать его в сторону или уносить на балкон "чтобы цветы лучше сохранились". Небольшой букет можно поставить прямо на стол, но так, чтобы он не загораживал лица людей.
- Если вам дарят несколько букетов, то каждый из них надо поставить в отдельную вазу.
Ведущий. А теперь по многочисленным просьбам телезрителей мы делаем остановку на станции Рекламной. Я попрошу внести в студию чёрный ящик.
Чёрный ящик. (Вносят под музыку из телепередачи “Что? Где? Когда?”)
Сразу предупреждаю: То, что находится в чёрном ящике является съедобным.
1. Жидкий экстракт чабреца входит в состав этого лекарства от кашля. (Пертуссина)
2. Название какого цветка является кондитерским изделием? (Ирис)
Я предлагаю моим помощникам раздать всем присутствующим на уроке за хорошую работу приз– вот эту ириску, которую вы съедите после урока!
Ведущий: О цветах можно говорить до бесконечности. Цветы это музыка, это легенды, это стихотворения. Без цветов наша жизнь была бы скучной. Будьте чуткими, добрыми к цветам.
Не дарите любимым черемухи сноп
Боль сирени и вопли жасмина
Будьте щедры душой, не тревожа кустов
Подарите звезду в небе синем
Не губите цветы на лугах и в лесу
Берегите красу первозданную.
(В. Динабургский)
Ведущий: Древние утверждали, что корни добра уходят в природу - она первооснова красоты!
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брошу я первоцветным лугом!
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не любит суеты.За нами шум и пыльные хвосты -
Все улеглось! Одно осталось ясно,
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
(Н. Рубцов)
Ведущий: Ребята, на этом наше путешествие заканчивается, но вы помните; что Цветы - всегда праздник для человека, с ними приходит к нам радость. И мы с вами должны беречь, охранять и защищать их.
Ведущий: Спасибо всем за внимание. Я надеюсь, что сегодня вы унесете в своем сердце капельку тепла к цветам.