Интегрированный урок музыки и ИЗО "Особенности творчества Н.А. Римского-Корсакова". Беседа на тему "Книжная иллюстрация"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


ЦЕЛЬ: Дать представление об особенностях творчества русского композитора Н.А.Римского-Корсакова на примере его оперы “Сказка о царе Салтане”. Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним.

ЗАДАЧИ:

Дидактические:

  • формирование знаний о музыке с помощью изучения произведений различных жанров.
  • развитие эмоциональной отзывчивости на основе прочитанной сказки, ознакомления с художественными и музыкальными иллюстрациями к ней.

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция и развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки и произведений изобразительного искусства.

Воспитательные:

  • воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру,  любви детей к творчеству художников детской книги и интереса к искусству.
  • воспитание добра через сказку.

Оборудование и материалы: Магнитофон. Аудиозаписи отрывков из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане” (Вступление ко II действию, “Полет шмеля”, “Три чуда”). Компьютер, проектор. Презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Все готовы? Молодцы! Улыбнулись друг другу. Садитесь.

II. Мотивация. Постановка учебной задачи. Слайд1.

- Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями творчества великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова на примере его оперы “Сказка о царе Салтане” и творчеством художника Владимира Михайловича Конашевича на примере книжных иллюстраций к “Сказка о царе Салтане”.

- Слайд 2. Давайте вспомним, что такое опера. (Опера – это музыкальный спектакль, в котором актеры поют).

III. Объяснение нового материала.

Беседа о творчестве композитора Н.А. Римского-Корсакова. Слайд 3,4,5.

- Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. В доме любили музыку, отец по слуху играл на фортепиано, мать и дядя часто пели народные песни и отрывки из модных опер. А еще в семье любили сказку. В детстве маленький Ника (так звали его родные) слышал много сказок, легенд и преданий. В “Летописи моей музыкальной жизни” Николай Андреевич написал “Мой род – сказка, былина и непременно русские”.

- Ребята! Чему учит нас сказка? (Учит различать добро и зло, милосердие и жестокость, открытость и коварство, хитрость.)

- Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, фантастические существа помогают герою пройти через испытания, победить зло, достичь цели. Счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к сказке. Таким человеком и был Николай Андреевич Римский-Корсаков. Из 15 опер, созданных им, 14 написаны на сюжеты сказок, мифов, легенд.

- Давайте запомним первую особенность творчества этого композитора:

Николай Андреевич Римский-Корсаков – музыкальный сказочник.

(Дети читают эту надпись)

- Музыке Николай Андреевич начал обучаться в раннем детстве (с 6 лет). Но занятия носили любительский характер. Музыка была не единственным и даже не самым любимым увлечением Римского-Корсакова. Гораздо сильнее увлекала его романтика моря. “Меня пленяла мысль быть моряком”. И в 1856 году (в возрасте 12 лет) он был отвезен в Петербург и помещен в Морской корпус. В течение 6 лет Римский-Корсаков обучался в Морском корпусе и весной 1862 года был выпущен со званием гардемарина. Чтобы получить офицерский чин, предстояло совершить кругосветное плавание. 21 октября 1862 года военный парусник клипер “Алмаз”, на борту которого был и Римский-Корсаков, поднял якорь и отправился в заграничное плавание.

Слушание музыки. Слайд 6.

(Звучит “Вступление ко II действию”)

... Ночь. Тишину нарушают лишь всплески волн. Вода за кормой переливается перламутровым отблеском лунного света. Юноша, как завороженный не может отвести взгляд от звездного купола. А в душе звучит музыка. И запавшие в память фантастические картины вылились в музыкальные полотна. Опера “Сказка о царе Салтане” была написана гораздо позже (в 1899 году к 100-летию со Дня рождения А.С.Пушкина), но именно те юношеские чувства, мысли и впечатления нашли отражение в музыкальных картинах этой оперы.

Повторное слушаниеВступление ко II действию”. Беседа о музыке. Слайд 7,8.

- Давайте еще раз послушаем этот отрывок из оперы “Сказка о царе Салтане”. Это Вступление ко II действию. Давайте обратим внимание, как “дословно” повторяет музыка стихи Пушкина:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут:
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Плачет, бьется в ней царица:
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

(Дети слушают “Вступление ко II действию” и после прослушивания отвечают на вопросы учителя).

Какое настроение передает музыка? (Опорные слова: тревожное, беспокойное, царица плачет, причитает).

А вокруг темно или светло? Какое время суток изобразил композитор?

(Темно и тихо, в звучании оркестра вспыхивают высокие, звонкие нотки – “загораются звезды”, отражаются в море).

Всё здесь спит или есть движение? Каким изображает композитор море? (Море тревожное, в звучании оркестра “плещут волны”, море изображено как сдержанная, грозная сила, неуклюже покачивается, плывет по волнам бочка).

Соответствует ли музыкальный сюжет поэтическому тексту?

(Соответствует, музыкальная тема Гвидона постепенно крепнет, “взрослеет”).

Слайд 9.

- Ребята! Мы с вами определили вторую особенность творчества этого композитора:

Николай Андреевич Римский-Корсаков – мастер музыкальной живописи. (Дети читают эту надпись)

Слушание музыки.

- Кто такой мастер? (Человек, достигший высокого искусства в своем деле).

- Что такое живопись? (вид изобразительного искусства - создание художественных образов с помощью красок).

- Значит, Николай Андреевич Римский-Корсаков – человек, достигший высокого искусства создавать музыкальные картины.

- Давайте, послушаем еще один отрывок из оперы “Сказка о царе Салтане” и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор. (Звучит “Полет шмеля”).

Беседа по прослушанному произведению.

1. На что похоже звучание музыки? (На жужжание шмеля)

2. Давайте вспомним, в каком эпизоде оперы появляется этот знаменитый шмель? (Гвидона одолела тоска по родному батюшке-царю. Сжалилась над ним царевна-лебедь, обрызгала с ног до головы морской водой, превратила в шмеля). И полетел счастливый царевич-шмель на родную землю, а царевна-лебедь поет ему вслед:

Ты теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся,
Будь здоров, Гвидон, лети!

3. Какая музыка по характеру? (Радостная, стремительная, свободная).

4. Чему так радуется шмель-Гвидон? (Наконец-то, увидит отца.)

5. Соответствует ли музыкальный сюжет поэтическому тексту?

(Соответствует. Сначала музыка звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль, догонять корабль. Потом внезапно музыка исчезает, шмель “забился в щель”, и зазвучала “музыка моря”).

6. Какое море изображает композитор в этой музыкальной иллюстрации? (Море спокойное, ласковое).

7. День или ночь изображает композитор? (Музыка яркая, радостная, светлая. Композитор изображает ясный день, яркое солнце, голубое небо).

Рефлексия.

- Ребята! Вот мы и услышали “музыкальную живопись”.

- А что же такое музыкальная живопись? Как можно раскрасить музыку? Наверное, для этого нужны особые, музыкальные краски? (Учащиеся высказываются).

IV. Физминутка. Игра “Отгадай, чей голосок?”

- Послушайте меня внимательно. Когда художник рисует, он использует множество оттенков красок, которые мы распознаем с помощью зрения. Наш слух в чуткости не уступает зрению. Поэтому мы никогда не спутаем даже с закрытыми глазами голос своей мамы с голосами других женщин. И голоса своих одноклассников вы тоже хорошо знаете. Давайте проверим. (Игра “Отгадай, чей голосок?”). Задание: догадайся, кто пропел твоё имя. Ведущий отвернулся и должен узнать, чей это голос.

V. Беседа по иллюстрациям “Сказки о царе Салтане” художника В.М.Конашевича.

Актуализация знаний учащихся. Слайд 10.

- Вы сейчас прослушали музыкальный отрывок, в котором Римскому – Корсакову удалось очень точно и ярко передать образ шмеля. На прошлом уроке мы с вами тоже постарались передать этот эпизод сказки, но уже с помощью красок. Вот ваши иллюстрации.

(Дети рассматривают свои иллюстрации на слайде).

- Один и тот же эпизод сказки, каждый передал по – своему. Обратите внимание на кораблик, разный на каждом рисунке. Море на первом рисунке спокойное, синее, на втором бирюзовое, на третьем рисунке волны в виде завитков. Море кажется кружевным, ну и, конечно, шмель, видно, как он спешит встретить своего отца.

- Для чего нужны иллюстрации в книгах? (Они украшают книгу, раскрывают её содержание, помогают лучше запомнить сюжет).

Беседа по иллюстрациям. Слайд 11.

- Сейчас мы рассмотрим несколько иллюстраций мастера русской книжной графики- Конашевича Владимира Михайловича. Его иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина признаны самыми лучшими.

- На слайде представлена обложка книги “Сказка о царе Салтане”

- Что изображено на обложке? Какой сказочный герой находится на корме корабля?

- Возможно, он отправился в путешествие, чтобы посмотреть три чуда, о которых ему так много рассказывали.

Игра “Угадай героя”. Слайд 12.

- Угадайте героя сказки по описанию. (Дети читают на слайде описание героя, называют его, появляется иллюстрация).

Слайд 13.

- Рассмотрите иллюстрацию Владимира Конашевича о первом чуде “Сказки о царе Салтане”. Для ответов используйте опорные слова.

- Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? (чувство радости, восхищения, веселья)

- Владимир Конашевич знал, как увлечь занимательными деталями фантазию читателей.

- Соответствует ли иллюстрация тексту сказки?

- “Ель растёт перед дворцом”. Молодая ель или старая? Как догадались? (100 лет надо, чтобы выросло такое дерево, а в сказке всё происходит за одну ночь).

- “Белка там живёт ручная” Как можно по иллюстрации догадаться о том, что она ручная?

(Живёт в домике, песни поёт, не боится людей).

- Иллюстрации Владимира Конашевича отличаются мягким юмором, иронией. “Слуги белку стерегут”. Что делает слуга на иллюстрации? (дремлет).

- Как говориться, солдат спит, служба идёт.

- Почему белочку так охраняют? (Она грызла орешки, скорлупки золотые, ядра чистый изумруд).

- Волшебство это на пользу всем шло. “Все на острове богаты, изоб нет, одни палаты”. Что можем сказать о дьяке? (Спокойный, деловитый, точный, скрупулезный).

Исполнение песни. Слайд 14,15.

- Какую песенку пела белочка? (учащиеся выбирают на слайде правильный ответ “Во саду ли, в огороде”).

- Беседа по иллюстрациям. Слайд 16.

- Следующая иллюстрация Владимира Конашевича “второе чудо в сказке” - появление тридцати трёх богатырей.

- В.Конашевич – мастер деталей. Опять мы видим точное следование литературному тексту.

- Каким изображено море? Что можем сказать о богатырях? (красавцы молодые, могучие, в блестящих доспехах).

- Опишите Черномора. (Строгий, могучий, длинная седая борода).

- Как часто выходили богатыри из моря?

- Что на иллюстрации напоминает о первом чуде? (высокая вековая ель).

Слайд 17.

- Рассмотрим иллюстрацию третьего чуда. Художник очень конкретно раскрывает перед нами образ Царевны – лебедь. Опишем её (лицо: бледное спокойное; глаза: задумчивые, добрые).

- Какой эпизод сказки отражает данная иллюстрация? (превращение Лебедя в Царевну, рядом видны лебединые крылья).

- Какие цвета, краски подобрал художник для её образа? (нежные светлые оттенки: бледно – голубой, розовый, жёлтый, белый цвет).

Вывод.

- Все три чуда в сказке очень добрые, как и герои иллюстраций Владимира Конашевича, как бы призывают нас: “Спешите делать добро! И не помните зла!”

VI. Закрепление изученного материала. Слайд 18.

- Каждая звучащая вещь имеет свой особенный голос. Один и тот же звук или мелодия, исполненная на разных музыкальных инструментах, звучит по-разному. У каждого инструмента – свой “цвет” звука, свой тембр. Тембр – это окраска звука.

- Еще тогда, в кругосветном плавании Николай Андреевич понял, что не может жить без музыки. И он стал композитором. В 1873 году Римский–Корсаков покидает военно-морскую службу и получает назначение на должность инспектора военно-морских оркестров. Это назначение помогло ему изучить и испробовать каждый музыкальный инструмент оркестра, чтобы как художник пользуется красками, так и ему работать с тембрами музыкальных инструментов оркестра в своей “музыкальной живописи”.

Слушание музыки. Слайд 19.

- А мы возвращаемся к опере “Сказка о царе Салтане” и постараемся разобраться, как раскрасил композитор музыкальными красками-тембрами знакомых нам персонажей. (Учащиеся слушают “Три чуда”. Отвечают на вопросы: “Какие музыкальные инструменты изображают белочку, богатырей, Царевну – лебедь?”).

VII. Рефлексия урока. Слайд 20.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Я предлагаю вам каждому высказаться. Начните своё высказывание словами со слайда: “Сегодня я узнал(а), что ...”