Продолжительность занятия 25 минут.
Цели:
- Расширить кругозор старших дошкольников;
- Увеличить объем словаря;
- Потренировать умение составлять предложения для описания содержания картинки;
- Потренировать логическое мышление;
- Патриотическое воспитание детей, помочь осознать принадлежность к своему народу, государству.
Задачи:
- На основе известных детям сведений, имеющегося у них личного опыта, музыки создать благоприятную атмосферу для усвоения новых знаний из истории, обществоведения, языкознания;
- Рассказать о некоторых сведениях из древней и современной истории Кремля, Красной площади;
- Проиллюстрировать и дать для запоминания названия некоторых наиболее значимых деталей (куранты, кремлевские звезды и т.д.);
- Используя знакомые дошкольникам игры, провести контроль усвоенного материала.
Предварительная работа: чтение и заучивание стихов о Москве, беседа с детьми об истории Москвы, рассматривание иллюстраций с изображением видов Кремля, изготовление поделок.
Ход занятия
Замечание.
- В 1 слайде используются фото детей нашей группы, поэтому в публикуемом варианте они заменены разноцветными прямоугольниками, которые вы, при минимальной затрате сил, сможете заменить на фото своих воспитанников.
- Т.к. в 14 слайде используется видео, то необходимо в начале демонстрации во избежание некачественного показа, сделать так: открыть 14 слайд, запустить видео и поставить на паузу нажатием правой кнопки мыши. После этого перейти к 1 слайду.
Воспитанники входят в зал и рассаживаются на стульчики, когда звучит музыкальное вступление. В момент появления фото все уже сидят и включаются в работу. Первый слайд останавливается по окончании припева щелчком мыши.
Ведущий. Ребята, сегодня у нас состоится наш обычный урок, поэтому сейчас мы встанем и поприветствуем друг друга. Садитесь.
Ребята, вы увидели себя на экране и послушали песню. Вспомните, как в этой песне назвали девочек и мальчиков?
Дети: Москвичи.
Ведущий: А кто такие москвичи?
Дети: Жители Москвы.
Ведущий предлагает детям назвать друг друга москвичами и москвичками. Например: Ваня, ты кто? А кто Ира?
Ведущий: Ребята, каждый из вас имеет свой день рождения. Каждый город, и, конечно, Москва, тоже имеет только не день, а год рождения. Это год, когда люди начали строить первые дома на месте будущего города. (Щелчок мыши, слайд 2). Прочитать стихотворение Н.Кончаловской (на слайде), второй клик мыши – репродукция о строительстве деревянного Кремля. Поговорить с ребятами о двух видах, сравнить их. Обратить внимание на Москву-реку на фото, каменные стены; на репродукции – деревянные сооружения.
Далее воспитанник из группы читает заранее выученные стихи
Кремль
Словно гордый хлеб
у страны в руке —
славный город-Кремль
на Москве-реке.
Кремль со всех сторон
окружен стеной,
а стена — Москвой,
а Москва — страной.
Юрий Панкратов
Ведущий: Что значит, Москва окружена страной?
Дети (с помощью ведущего) находится в центре.
Ведущий: В центре, потому что Москва – самый главный город страны, СТОЛИЦА. В Москве происходят самые важные события, работает правительство. А происходит это в Кремле, поэтому Кремль называют сердцем Москвы. (Щелчок мыши, слайд 3).
Изображение Большого Кремлевского дворца. В этом здании происходят самые важные события в жизни нашей страны: встречи руководителей разных стран, вручение наград, подписание важных документов, присяга президента.
(Щелчок мыши) Изображение царь-колокола. Обратить внимание на размер колокола, сравнить его с ростом рядом стоящих людей.
Этот колокол сделали таким большим, чтобы его было слышно в любом месте Москвы, но он оказался слишком тяжелым, веревки не выдержали, и колокол упал. Кусочек отломился. С тех пор он так и остался стоять рядом с колокольней. Как вы думаете, почему он называется “Царь-колокол”?
Дети (с помощью ведущего) потому, что он очень большой.
(Щелчок мыши) Изображение царь-пушки. На территории Кремля есть еще один интересный памятник. Что это?
Дети догадываются, что это пушка. Ведущий обращает внимание на ее размеры, рассказывает коротко историю ее создания и предлагает ребятам дать название этой пушке аналогично предыдущему объекту. Царь-пушка.
(Щелчок мыши) Изображение президента на фоне зимнего пейзажа Кремля.
Ведущий задает детям вопросы:
- Кто это? (Президент России В.В.Путин)
- Какое это время года? (зима)
- Какое время суток? (вечер, ночь)
- Что делает президент? (поздравляет россиян с Новым годом).
(Щелчок мыши, слайд 4).Изображение елки, которую наряжают. Ведущий: ребята, а вы знаете, что в Кремле для детей устраивают праздник Нового года? Здесь устанавливают самую большую, самую красивую елку.
(Щелчок мыши) Изображение наряженной елки. Поговорить с детьми о красоте елки. Подобрать различные прилагательные для этой елки (красивая, прекрасная, великолепная, замечательная, нарядная и т.д.). Может, кто-то назовет ее “царь-елкой”)
(Щелчок мыши) Изображение Деда Мороза. Ведущий: А вот и главный Дед Мороз страны. Какой он? Ребята говорят определения ( добрый, веселый, старый, бородатый и т.д.).
Ведущий: а сейчас мы немного поиграем. (Щелчок мыши, слайд 5).Правила игры. Один ребенок встает спиной к экрану, на котором по щелчку появляется изображение объекта. Остальные дети должны описать его, не называя. По этому описанию нужно догадаться, что изображено на фото. Например: Зима, Новый год, игрушки на зеленом дереве, оно очень большое. Ответ: это Кремлевская елка.
На 5 слайде 3 фото: кремлевская елка, Царь-пушка, Царь-колокол.
(Щелчок мыши, слайд 6).Изображение Красной площади. Дети читают стихотворение И.Токмаковой “Красная площадь”.
Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная Площадь.
На свете немало других площадей,
Героев на свете немало,
Но сколько здесь было отважных людей,
Наверно, нигде не бывало.
Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный,
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.
Здесь встретишь гостей из столицы любой:
Парижа, Варшавы, Каира...
Давай же сегодня пройдемся с тобой
По стартовой площади мира!
Ведущий: Ребята, почему площадь называется Красная? В старину, все очень красивое, значительное называли красным. Например, “красно-солнышко”, “красная девица”. Поэтому и площадь, такую красивую, большую назвали “Красной”. Давайте посмотрим, чем же так важна эта площадь, что значительного происходит на ней? (Щелчок мыши, слайд 7).
Появляются 2 фото с изображением парада. Ребенок читает стихотворение М. Вожан
Звучат куранты. Ветер флаг полощет.
Над ним звезда кремлёвская горит.
От имени народа эта площадь
Со всей землёй сердечно говорит.
Ведущий: О чем же говорит сейчас с народом эта площадь? Обсуждаем, что видим. Ведущий подводит детей к выводу, что это парад Победы на Красной площади. (Щелчок мыши) Появляется фото с изображением президента. Это главнокомандующий парадом. (Щелчок мыши) Появляется фото с изображением ветеранов. Это ветераны, люди, которые воевали 68 лет назад и победили. Все это происходит на Красной площади 9 мая, в День Победы. (Щелчок мыши). А вечером – большой праздничный салют. (Щелчок мыши, слайд 8), (Щелчок мыши, слайд 9).
Ведущий: На Красной площади не только военные парады. Здесь проводят и другие праздники, например, спортивные. Сейчас мы с вами сделаем несколько движений, как участники такого праздника. (Щелчок мыши, звучит марш Дунаевского, выполняем физминутку). (Щелчок мыши). Появляется фото с изображением фестиваля военных оркестров “Спасская башня”. (Щелчок мыши). Появляется фото с изображением молодоженов. (Щелчок мыши). Появляется фото с изображением катка. Комментарий ведущего, замечания детей. (Щелчок мыши, слайд 10)
Ведущий: Ребята, на всех фото Красной площади вы видели одно и то же здание. Это Спасская башня. Это один из символов нашей столицы, Кремля, нашей страны. Что еще знают все люди на Земле? (Щелчок мыши) Кремлевские звезды. Звучит стихотворение в исполнении ребенка Кремлевские звезды (автор не известен)
Эти звезды горят и ночью и днем,
Эти звезды горят ярко-красным огнем.
Эти звезды знает и любит Земля,
А горят эти звезды на башнях Кремля.
(Щелчок мыши) Кремлевские куранты. Звучит стихотворение в исполнении ребенка Куранты Ю Левчука
Стоят серебряные ели
У стен московского Кремля.
Умолкли вьюги и метели —
Куранты слушает Земля.
Ведущий (торжественно): Внимание! Говорит Москва! Послушаем бой курантов. (Щелчок мыши) Звучит бой курантов. Его можно остановить по желанию в любом месте. Зафиксировать в сознании детей, что часы на Спасской башне называются КУРАНТЫ.
(Щелчок мыши) Появляется фото с изображением кремлевской стены. Обратить внимание детей на форму зубцов кремлевской стены. (Щелчок мыши). Появляется фото с изображением брусчатки. Рассказать, что это особое покрытие состоит из множества отдельных камней. Это покрытие сохранили до наших времен их древности, и оно является одним из символов Красной площади. (Щелчок мыши, слайд 11)
Ведущий: Ребята, давайте вспомним все то, сто мы узнали о Красной площади. (Щелчок мыши). Во время обсуждения ведущий может задать дополнительные вопросы, касающиеся понятий, предложенных для запоминания: Спасская башня, куранты, кремлевская стена, кремлевские звезды, брусчатка.
- Вопрос 1. Что общего у этих фото? (Красная площадь и красная девица).
- Вопрос 2. В чем различие этих изображений? (Салют на Красной площади и просто салют)
- Вопрос 3. Что общего и в чем различие? (общее – Красная площадь, различие – время суток, парад)
- Вопрос 4. Что общего и в чем различие? (общее – часы, различие – куранты, показывают разное время). (Щелчок мыши, слайд 12).
Ведущий: А через эти резные ворота мы попадем в Александровский сад. Это удивительный островок природы среди огромного каменного города. Здесь можно отдохнуть, полюбоваться тюльпанами весной, фонтанами летом. Но главное, что Александровский сад является хранителем боевой славы нашей страны. (Щелчок мыши, слайд 13).
Посмотрите, ребята: это аллея боевой славы и вечный огонь у могилы неизвестного солдата. Этот огонь горит и днем и ночью, возле него всегда дежурит почетный караул (Щелчок мыши, изображение почетного караула), к нему возлагают цветы почетные гости и простые люди (Щелчок мыши, изображение возложения венков). Давайте и мы посмотрим, как красиво и торжественно происходит смена почетного караула у могилы Неизвестного солдата. (Щелчок мыши, слайд 14).
Видеофильм о смене почетного караула.
Ведущий не надолго прячется, чтобы одеть головной убор московской княгини.
Ведущий: Здравствуйте, детушки! Я – жена великого князя Юрия Долгорукого, основателя этого города, княгиня Ольга. Мой муж, начав здесь строительство, мечтал, чтобы город был красивый и удобный, чтобы он рос и укреплялся, чтобы всем жителям было в нем хорошо. Вы жители Москвы? А что сейчас в Кремле есть и происходит? А цела ли еще Красная площадь? Ведущий задает вопросы с целью проверить знания детей.
Княгиня Ольга: Вижу я, что москвичи любят свой город и знают его. Спасибо вам! По старой русской традиции дорогих гостей угощали пряником печатным. Угощайтесь на здоровье! (раздаются пряники, занятие заканчивается).
Литература.
1. “Как научить детей любить Родину”. Пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001- 2005 годы”. Москва.2003
2. Cайты интернет:
- www.kremlion.ru
- www.kreml.ru
- www.youtube.com/watch?v=fclOKbiFv-s
- www.muzofon.com
- www.mirvkartinkah.ru