Интеллектуальная игра для 7–9-х классов по теме "Первооткрыватели, изобретатели, ученые и их открытия"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


В рамках «Недели Естествознания» в школе можно проводить турниры состязания между классами. Предварительно за две недели командам раздаются вопросы викторины (Приложение 1). Отвечая на них, ребята могут подготовиться к игре и получить увлекательную информацию по учебным предметам. Игра проходит в три раунда. Командам выдаются бланки ответов (Приложение 2). Эксперты проверяют правильность ответов и заносят в итоговый протокол баллы и рейтинг вопроса (Приложение 3).

Nomina si nescis periit
et cognitio rerum.

Если не будешь знать имён,
умрёт и познание вещей.

Карл Линней

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг.

Первооткрыватели:

1. Общепринято, что пролив между Европой и Азией открыл Витус Беринг и назван он – Беринговым проливом. Но первым его открыл русский казак Семён Дежнёв. А вот почему это открытие не засчитали вы ответите через минуту… (Донесение отправили царю с курьером, о том, что вышли на большой берег, не зная, что это пролив между материками. Пока курьер добирался, В. Беринг достиг пролив и записал открытие)

2. В IX-XII веках лучшими мореплавателями были норманны (варяги, викинги). Знаете ли вы, что конгресс США признал открытие Америки Колумбом повторным и расценивал как начало её экономического освоения. А кто был первооткрывателем? (Эрик Рауди по прозвищу Рыжий)

3. Основной задачей этой экспедиции было уточнение географической долготы Пряных или Малуокских островов. Кто совершил эту всемирную экспедицию? (Ф. Магеллан; первое кругосветное путешествие).

4. Великие путешественники были, как правило, мореходами. Это были сильные люди, которых жажда приключений влекла в далёкие края; их жизнь и приключения попали на страницы книг известных писателей, иногда становились прообразами литературных героев. Тяжело покорялись северные широты, многие напасти преследовали моряков. Одна из таких напастей – цинга. Что вызывало болезнь цингу? (Нехватка витамина С)

Кто на чём путешествовал?

5. Учащимся выдаются карточки с названиями кораблей и фамилиями путешественников. Нужно найти соответствие.

Ю. Гагарин Восток-1 Т. Хейердал Кон-Тики
Ф. Нансен Фрам Ч. Дарвин Бигль
Х. Колумб Пинта Ясон Арго
Ф. Магеллан Тринидад Лаперуз Астролябия

Изобретатели:

6. Не всегда путешественникам удавалось правильно определить местонахождение вновь открытых земель. Начались новые поиски видов географических проекций для изображения сферической поверхности на плоском листе. Картограф по имени Пётр Апиан сделал карту Земли, которая имела форму сердца, с изогнутыми линиями широт и долгот. Но расстояния и направления в этой проекции оказались смещёнными, потому не могли удовлетворить запросам моряков. На картах этого географа тоже были искажены очертания материков, но эти искажения были не случайны, т.к. отражали возрастание расстояние между параллелями с широтой. Масштаб, изменяясь от широты к широте, постепенно увеличивался по мере удаления от экватора. Действительные же расстояния вычислялись. Назовите этого картографа, методы которого до сих пор используют в школьных атласах. (Это – Герард Меркатор)

7. В XVIII веке границей Солнечной Системы считался Сатурн, известный с незапамятных времён. Никому и в голову не приходило, что за ним скрывается ещё одна неведомая планета. 13 марта 1781 года новую планету открыл учитель музыки из Англии Уильям Гершель, до этого совершенно неизвестный в астрономическом мире. Заметив в свой телескоп светлый диск, движущийся по небу, Гершель принял его за комету и сообщил об открытом небесном теле профессиональным астрономам в Гринвич. Довольно быстро выяснилось, что это новая планета. Назовите её. (Уильям Гершель вместе со своей женой Каролиной открыли планету – Уран).

8. С незапамятных времен человечество пользовалось различными примитивными видами сигнализации и связи в целях передачи срочной и важной информации в тех случаях, когда по ряду причин традиционные виды почтовых сообщений не могли быть использованы. Огни, зажигаемые на возвышенных участках местности, или же дым от костров должен был оповестить о приближении врагов либо грядущем стихийном бедствии. Этот способ до сих пор используется заблудившимися в тайге или туристами, испытывающими стихийное бедствие. Некоторые племена и народы использовали для этих целей определённые комбинации звуковых сигналов от ударных музыкальных инструментов (барабанов), другие научились передавать определённые сообщения, манипулируя отраженным солнечным светом при помощи системы зеркал. В последнем случае система связи получила наименование «гелиограф». Первый электромагнитный телеграф создал российский учёный Павел Львович Шиллинг в 1832 году. Публичная демонстрация работы аппарата состоялась на квартире Шиллинга 21 октября 1832 года. Павел Шиллинг также разработал оригинальный код, в котором каждой букве алфавита соответствовала определённая комбинация символов, которая могла проявляться черными и белыми кружками на телеграфном аппарате. А что означает слово «телеграф»? («Пишу на расстоянии»).

9. В природе ЭТО встречается как в качестве компонентов многих естественных шумов (в шуме ветра, водопада, дождя, в шуме гальки, перекатываемой морским прибоем, в звуках, сопровождающих грозовые разряды, и т. д.), так и среди звуков животного мира. Некоторые животные пользуются ЭТИМ для обнаружения препятствий, ориентировки в пространстве. Другая разновидность механических источников ЭТОГО — сирена. Она обладает относительно большой мощностью и применяется в милицейских и пожарных машинах. В биологии и медицине с помощью ЭТОГО определяют состояние здоровья детей ещё до рождения. О чём идёт речь? (Это – ультразвук)

10. Кто что изобрёл?

Теорию Литосферных плит Альфред Вегенер
Теорию Относительности Альберт Энштейн
Эволюционную теорию Чарльз Дарвин
Теорию Большого взрыва Жорж Леметр
Торию Гелеоцентричности Николай Коперник
Теория упорядочения химических элементов Дмитрий Менделеев.
Теория Всемирного тяготения Исаак Ньютон

Учёные и их открытия:

11. В Тирренском море есть небольшой остров Вулькано. Преобладающую часть острова занимает гора. Люди видели, как из её вершины иногда вырывались клубы чёрного дыма и огня, высоко вверх летели раскалённые камни. Древние римляне считали, что этот остров является входом в ад и владением бога Вулкана. Именем этого бога огнедышащие горы стали называть вулканами. А как древние греки называли бога, который согласно верованиям, вызывал землетрясения? (Посейдон)

12. Карл Линней, знаменитый естествоиспытатель, родился в Швеции, в деревеньке Розгульт, 13 мая 1707 года. Он был незнатного рода, предки его – простые крестьяне; отец, Ниле Линнеус, был сельским священником. Отец был большим любителем цветов и садоводства; в живописном Стенброгульте он развел сад, который вскоре сделался первым во всей провинции. Этот сад и занятия отца сыграли, конечно, немалую роль в душевном развитии будущего основателя научной ботаники. Мальчику отвели особый уголок в саду, несколько грядок, где он считался полным хозяином; их так и называли – "садиком Карла". Став ученым, Карл предложил бинарную номенклатуру – систему научного наименования растений и животных, основываясь на особенностях строения. (Каждое название должно было состоять из двух слов – родового и видового обозначений семейство и вид).

13. Друг семьи, выдающийся Русский учёный Д.И. Менделеев, предсказал этому первооткрывателю великое будущее. Предметом исследования являлись радиоактивные частицы. Открытия исследователя были высоко оценены. Такой награды не был удостоен никто в мире. О какой награде идёт речь? Кто этот исследователь? (Это Мария Склодовская-Кюри, дважды нобелевский лауреат).

14. Мендель Грегор Иоганн, австрийский биолог, основоположник генетики. Учился в школах Хейнцендорфа и Липника, затем в окружной гимназии в Троппау. В 1843 окончил философские классы при университете в Ольмюце и постригся в монахи Августинского монастыря св. Фомы в Брюнне (ныне Брно, Чехия). Служил помощником пастора, преподавал естественную историю и физику в школе. В 1851-53 был вольнослушателем в Венском университете, где изучал физику, химию, математику, зоологию, ботанику и палеонтологию. По возвращении в Брюнн работал помощником учителя в средней школе до 1868, когда стал настоятелем монастыря.
В 1856 Мендель начал свои эксперименты по скрещиванию разных сортов растений, различающихся по единичным, строго определённым признакам (например, по форме и окраске семян). Точный количественный учёт всех типов гибридов и статистическая обработка результатов опытов, которые он проводил в течение 10 лет, позволили ему сформулировать основные закономерности наследственности. Какое растение Мендель использовал для своих опытов? (Горох)

15. Вольта Алессандро (1745-1827), итальянский физик, химик и физиолог, изобретатель источника постоянного электрического тока. Учился в школе ордена иезуитов, но ещё в ранние годы увлёкся естественными науками. В 1774-79 преподавал физику в гимназии, с 1779 – профессор Павийского университета, а в 1815-19 директор философского факультета Падунского университета. Заинтересовавшись опытами Л.Гальвани с «животным» электричеством, в 1792 начал их повторять и вскоре пришел к выводу, что причиной появления кратковременного электрического тока в мышцах лягушек является не свойственное им «животное» электричество, как считал Л.Гальвани, а наличие цепи проводников двух классов (двух разновидностей металлов и жидкости). После длительных экспериментов для усиления эффектов, возникающих. Как увековечили память учёного?
(В честь него названа единица измерения электричества – Вольт.)

16. Французский микробиолог и химик Луи Пастер родился в Доле (Юра, Франция). В 1847г. он окончил Высшую нормальную школу в Париже, в 1848г. защитил докторскую диссертацию. Преподавал естественные науки в Дижоне (1847-1848), был профессором Страсбургского (1849-1854) и Лилльского (с 1854) университетов. В 1857г. стал деканом факультета естественных наук в Высшей нормальной школе, затем основал и возглавил Научно-исследовательский микробиологический институт. В результате многочисленных экспериментов он доказал, что брожение – это биологический процесс, обусловленный деятельностью микроорганизмов. Он же изобрёл метод уничтожения бактерий, который называется…? (Пастеризация)