Цель:
- запомнить чередование гласных в корнях – раст-ращ-рос;
- распознавать слова с чередующимися гласными а-о в корнях – раст-ращ-рос;
- уметь обосновывать выбор гласных в этих корнях.
Ход урока
1. Слово учителя. Сегодня мы с вами знакомимся с необычными корнями. Почему необычными? Потому что, во-первых, они связаны с жизнью, а во-вторых, гласные в этих корнях все время меняются, и называются они чередующимися. Предоставляю вашему вниманию 3 предложения:
А) «Выросла моя девочка!»– ласково сказала мама.
Б) Из доброго семечка вырастает добрая яблонька.
В) Выращенные с любовью, дети отдадут и свою любовь людям.
– Назовите, пожалуйста, корни в словах выросла, вырастает, выращенные. Да, это и есть корни жизни!
2. Познакомимся с правилом их написания в учебнике, рассмотрим таблицу (параграф 85, стр.178)
3. А теперь я хочу предложить вам еще несколько интересных словосочетаний:
А) росток розы
Б) город Ростов
В) мальчик по имени Ростислав
Г) жадный ростовщик (объяснить лексическое значение слова ростовщик – человек, который дает деньги под проценты, то есть в «рост»)
Д) отрасли промышленности (отрасль – это отдельная область науки, производства)
– Что необычного вы заметили? Да, почему же в словах росток, Ростов, Ростислав пишется в корне буква О? А в слове отрасль буква А? Ведь мы же говорили о корнях – раст-ращ-рос-? Да потому что это слова-исключения. Давайте запишем их и постараемся запомнить!
4. А теперь небольшая тренировка (отработка способа действия по выбору орфограммы в корне):
Листья растения, молодая поросль, росток розы, разрастаются розы. Отрасль промышленности, морские водоросли, выращивание молодняка, заросли камыша, город Ростов.
5. Тренировку мы с вами провели, немного устали, и нам нужно отдохнуть. Я называю слова, и если в корне слова будет буква А, то вы поднимаете руки вверх, а если буква О, то опускаете голову вниз:
Расти, растительность, волосы отросли, растения, росточек, взрастить, заросли, подрастать, отрасль, водоросли, произрастать, выращенный.
6. А теперь сосредоточимся – нам предстоит решить грамматическую задачу.
Задание: найдите «лишнее» слово. Объясните правописание всех слов.
Выр…сли, ор…сили, отр…сль.
Р…стительный, р…столстеть, р…стяпа.
7. – Зачем возрастаю? – Снегурка спросила меня.
– Я знаю, что скоро растаю.
Лишь только увижу веселую стаю,
Растаю, по камням звеня.
Вопрос: каким правилом вы воспользуетесь при написании глаголов возрастаю– растаю?
8. И заключительный этап нашего урока – самостоятельная работа. Запишем одно интересное предложение:
Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю, и начала из него р…сти вишенка: р…сла, подр…стала и выр…сла в пышное деревце.
9. Подытожим урок! Вот вы и познакомились с «корнями жизни». Назовите их еще раз! А самое главное – не ошибайтесь в их написании и помните про слова-исключения!
10. Домашнее задание (самостоятельный выбор учащихся)
Вариант 1: упр.441(учебник)
Вариант 2: придумать предложения со всеми словами-исключениями.
Вариант 3: сочинение-миниатюра на тему «Морская жизнь» с использованием
«корней жизни»!