Урок географии по теме "Черная металлургия России"

Разделы: География


Цели урока:

  • понимание значения черных металлов,
  • познакомить учащихся с особенностями черной металлургии и проблемами металлургии,
  • развивать познавательный интерес учащихся к предмету;
  • совершенствование коммуникативных навыков и навыков самоконтроля.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карта «Металлургия России», коллекция полезных ископаемых «Черная металлургия» (каменный уголь, бурый железняк, чугун, сталь); компьютер, проектор.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Приветствие. Здравствуйте! Приветствие учителя.
2. Мотивация учебной деятельности
Ребята, совсем недавно российское правительство вынуждено было решить одну актуальную проблему и решило ее. Суть ее вот в чем. В 70-х годах прошлого века в России были построены гигантские заводы по производству стали, но потребность в стали увеличилась, а большинство заводов устарело. Возникла необходимость в строительстве новых заводов по производству стали и стального проката.
Может быть, попробуем сегодня представить себя на месте правительства и решим эту проблему.


Предполагаемые ответы учащихся:
Соглашаются.
3. Постановка задачи
Показ презентации. Комментарий учителя.
Как помочь правительству обеспечить страну сталью?
Просмотр презентации (у автора).
Предполагаемые ответы учащихся:
Добывающие отрасли, транспорт, энергетика, металлургия.
4. Определение темы урока
Показ презентации:
Какие отрасли будут задействованы в производстве? Конечно, мы не обойдемся без сырья, т.е. добывающих отраслей, транспорта и электроэнергии и металлургии.
Но непосредственно производством стали занимается именно черная металлургия.
Тема урока – «Черная металлургия России»
Для того, чтобы помочь правительству, нам нужно определить план нашей работы. Он будет таким:
- Выбор технологии производства стали.
- Анализ факторов, влияющих на размещение производства.
- Изучение особенностей имеющихся металлургических баз.
Предполагаемый ответ:
- Металлургия.
- Черная металлургия.
5. Актуализация опорных знаний
Давайте вспомним, для чего нужен металл?
Предполагаемые ответы учащихся:
Металл используют для изготовления машин, станков, оборудования, транспорта.
На основе каких полезных ископаемых работает черная металлургия? Что является сырьем для получения металла?
Просмотр презентации: Руды черных металлов.
Железная, хромовая, марганцевая и коксующийся уголь.
Посмотрим на карту.
Найдем крупнейшие месторождения Железных руд. Запишем названия месторождений: Курская магнитная аномалия, месторождения Кольского полуострова и Карелии, Урал, Сибирь (Горная Шория).

Запишите в карту деятельности учащихся.
– Вы можете посмотреть, как выглядит железная руда (это бурый железняк) и коксующийся уголь в коллекциях на ваших столах.

Особенностью черной металлургии является сложность производства. Для выплавки металла требуется много вспомогательных, сопутствующих, сложных производств: обогащение руды, подготовка топлива, производство вспомогательных материалов. Поэтому, как вы знаете, металлургия – это огромные комбинаты со сложной системой предприятий.
Записывают в карту деятельности учащихся. Сырье для черной металлургии – это руды черных металлов.
Железная, хромовая, марганцевая и коксующийся уголь.

Находят на карте месторождения железной руды.
Записывают в карту деятельности учащихся.
Рассматривают предложенные коллекции полезных ископаемых.
Давайте вспомним, что такое комбинат? Назовите характерные черты комбината. Ожидаемые ответы:
Комбинат – это соединение на одном предприятии нескольких производственных процессов.
Показ презентации.
А технологический процесс производства стали выглядит так:
Показ презентации. Технология производства.
Запись схемы производственного процесса в карту деятельности учащихся.
Посмотрите, как выглядит чугун и сталь, в коллекциях на ваших столах.

Но не на всех предприятиях выдерживается вся технологическая цепочка. Исходя из этого, выделяются следующие типы предприятий.
Типы предприятий черной металлургии
- Комбинаты полного цикла.
- Комбинаты неполного цикла.
- Передельные комбинаты.
- Бездоменные комбинаты. (Электрометаллургия)

Просмотр презентации.

Просмотр презентации.
В карте деятельности учащихся заполняют схему технологического процесса.
Рассматривают образцы металлов.

Запишите в карту деятельности учащихся и пользуясь картой атласа приведите 1-2 примера предприятий каждого типа. Записывают в карту деятельности учащихся типы предприятий и пользуясь картой атласа приводят 1-2 примера каждого типа предприятий.
6. Практическая работа
Как же размещаются такие производства? Какие факторы учитываются при размещении?
Показ презентации: Факторы размещения предприятий черной металлургии.
- комбинаты строят около месторождений руды и угля.(очень редко),
- комбинаты строят у месторождений руды, тогда уголь привозят,
- комбинаты строят у месторождений угля, тогда руду привозят.
- передельные комбинаты строят там, где много металлолома, т.е. в европейской части России.
- электрометаллургия – Старый Оскол (руда КМА)
Просматривают презентацию.
Запишите факторы размещения предприятий в карту деятельности учащихся.
Какие факторы вы записали?
Записывают факторы размещения предприятий.
Заслушиваются ответы учащихся.
Предприятия черной металлургии размещаются неравномерно, а сгустками. Они получили название – металлургические базы.
Запишите в карту деятельности учащихся:
Металлургическая база – это группы металлургических предприятий, использующих общие рудные и топливные ресурсы для производства большого количества металла.
На территории нашей страны образовались 3 металлургические базы:
- Центральная
- Уральская
- Сибирская
Записывают определение: металлургическая база и названия металлургических баз.
Найдите эти базы на карте. Кто может их показать?
Перед вами схемы размещения предприятий металлургического комплекса. Определите, каким базам они принадлежат. Ответ обоснуйте. Дайте им краткую характеристику. Каждый ряд отвечает за одну базу.
Показывают на стенной карте основные металлургические базы.
Составляют характеристику металлургических баз.
Заслушиваются характеристики. В процессе комментирования схем, заполните таблицу.
Центральная: руда - КМА, Кольский, уголь – Печерский, Донбасс и даже Кузбасс. Центры: Липецк, Череповец.
Уральская: руда своя и привозная из Кузбасса; уголь поставляет Кузбасс и Казахстан; Центры: Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил.
Вы прослушали выступления и заполнили таблицу.
Заполняют таблицу.
Давайте определим, на территории какой базы целесообразно разместить новый завод по производству стали? Заштрихуйте в своей таблице название той базы, где разместится производство.
Такое производство удобнее разместить на территории Уральской базы, т.к.
1. Близко к месторождениям газа,
2. Есть заводы по производству стали, их можно модернизировать,
3. Удобные транспортные пути.

Параграф 26, пользуясь текстом, заполнить последнюю строчку таблицы: особенности металлургических баз.

Предлагают варианты размещения на территории различных баз.
7. Домашнее задание