Билингвальное обучение химии с системно-деятельностным подходом согласно ФГОС второго поколения

Разделы: Химия


Модернизация школьного образования (введение ФГОС второго поколения) связывается, прежде всего, с качественным обновлением содержания и обеспечением его развивающего личность характера. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого личностного потенциала учащегося и расширению возможностей современного профильного образования, в том числе и языкового.

В рамках углубленного языкового образования (а такие условия постепенно возникают во всех школах, лицеях и гимназиях даже без языкового уклона) все вышеперечисленное формируется в процессе обучения на билингвальной основе.

Обучение строится в рамках программы «Школа 2100» и технологии «критического мышления».

Актуальность обучения на билингвальной основе как базового компонента углубленного языкового образования определяется, прежде всего, всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах, что в образовательной сфере обусловливает тенденцию к интеграции предметного знания, направленности на познание целостной картины мира. С учетом этих тенденций обучение на билингвальной основе обеспечивает учащимся широкий доступ к информации в различных предметных областях, получение новой информации в соответствии с индивидуальными потребностями, возможности непрерывного образования, что в свою очередь создает дополнительные шансы конкурировать на общеевропейском и мировом рынке специалистов. Наряду с этим, обучение на билингвальной основе способствует совершенствованию общей языковой подготовки и владения иностранным языком в специальных предметных целях, углублению предметной подготовки и расширению сферы межкультурного обучения.

Таким образом, данная система обучения (или отдельные элементы) постепенно дает возможность перехода обучения на метапредметный уровень. Белингвальное обучение также способствует внедрению нового ФГОС в котором результатами обучения должны стать предметные, метапредметные и личностные ЗУН.

Можно выделить следующие формы организации учебно-познавательной деятельности при билингвальном обучении химии: фронтальную, групповую, парную и индивидуальную.

Фронтальная форма учебной работы хорошо применяется в беседе, учебной дискуссии, работе с дидактическим материалом, выполнении упражнений и решении химических задач, проведении ролевых и дидактических игр на двух языках: родном (русском) и иностранном. Недостатком фронтальной работы в данном случае можно считать то, что при этом не учитывается разный уровень владения иностранным языком, нет дифференциации заданий для учащихся в зависимости от их языковой подготовки.

Групповая форма учебной работы может осуществляться при выполнении упражнений, решении задач, проведении ролевых игр, диспутов, конференций, проектной работе и др. Группы можно сформировать по уровню языковой подготовки учеников. В этом случае задания следует дифференцировать: «А» – для учащихся, отлично владеющих иностранным языком, «В» – для учащихся хорошо владеющих иностранным языком, «С» – для учащихся со слабым (обычным) знанием иностранного языка. При этом в одну группу могут входить ученики с разным уровнем знания и подготовки химии, поэтому химическое содержание заданий для всех групп должно быть одинаковым. В основу формирования групп можно положить химическую подготовку учащихся. В этом случае в одну группу могут входить ученики с разной языковой подготовкой, но с одинаковым уровнем химических знаний и умений. При использовании такой работы у учащихся формируется коммуникативная компетентность.

Парная форма учебной деятельности предполагает работу двух учеников, при этом они могут быть с одинаковым или разным уровнем подготовки по иностранному языку. Парная форма работы лучше всего подходит для выполнения химического эксперимента (практические работы, лабораторные опыты) и пр.

При индивидуальной форме работы наилучшим образом учитывается языковая и химическая подготовка учащихся. При этом задания можно дифференцировать по двум критериям: уровень знания химии и уровень владения иностранным языком. Индивидуальная работа реализуется при решении задач, выполнении упражнений, работе с тестами, с различной литературой и источниками Интернет, заполнении билингвальных химических словарей и др.

С целью развития умения применять билингвальный химический язык, а также учета интересов и потребностей учащихся лучше всего осуществлять различные самостоятельные формы работы с использованием ресурсов сети Интернет и дополнительной русско-английской литературой. Так, при изучении темы «Углерод» (“Carbon”) учащимся можно предложить сделать компьютерную презентацию по следующим направлениям «Аллотропные модификации углерода» (“Allotropic modifications of carbon”).

Обучении химии с применением иноязычных ресурсов сети Интернет, на мой взгляд, способствуют развитию информационно-коммуникативной компетенции учащихся, то есть умению получать и обрабатывать информацию из различных источников, а также способность самостоятельно передавать ее.

Приведу один пример из практики: использование дидактических игр при билингвальном обучении учащихся 9 классов.

Использование химических кроссвордов я начинаю с 8 класса, и к середине второго года изучения химии учащиеся уже привыкают к ним, ждут новых.

В зависимости от языковой подготовки учеников в классе, химические кроссворды могут быть полностью составлены на иностранном языке или один из элементов (задания или ответы) на иностранном языке, а другой – на родном. Приведу пример кроссворда по теме «The Alkali Metals» («Щелочные металлы»), полностью составленного на английском языке, взятого с сайта: http://education.jlab.org/elementcrossword/index.html.

Across

2.While normally shown at the top of this group, this element is not an alkali metal.

4.This alkali metal joins with a member of the halogen group to form table salt.

6.This element's chemical symbol is Rb.

7.The first member of the alkali metals.

Down

1.This element's chemical symbol comes from the Latin word for alkali, kalium.

3.This element, which is used in atomic clocks and photocells, melts at temperatures slightly above room temperature.

5.The last member of this group, all isotopes of this element are radioactive.

Answers: 1 – potassium; 2– hydrogen; 3 – cesium; 4 – sodium; 5 – francium; 6 – rubidium; 7 – lithium.

При билингвальном обучении повышается мотивация к изучению химии, ведь учащиеся помимо предметных знаний закрепляют свои навыки, знания и умения в иностранном языке, а также и в других смежных предметах.

Использование «белингвальности» позволяет осуществлять системно-деятельностный подход (СДП) к обучению, который предполагает обучение, вызванное интересом и актуальностью для повседневной жизни каждого человека.