Цель темы:
1) изучить химическое строение непредельных углеводородов на примере алкинов;
2) повторить понятие “гибридизация”, её характеристики на примере алкинов;
3) повторить понятия “гомология” и “гомологи”;
4) актуализировать понятие об изомерии углеродного скелета и положения кратной связи в молекулах алкинов, познакомить с изомерией классов;
5) изучить химические свойства алкинов;
6) изучить способы получения алкинов.
Задачи темы:
Обучающие:
1) научить учащихся составлять структурные и молекулярные формулы гомологического ряда алкинов и на их основе выводить общую формулу гомологического ряда;
2) актуализировать понятие об sp гибридизации, её характеристиках;
3) познакомить учащихся с многообразием представителей класса алкинов, актуализируя понятие о различных видах изомерии;
4) изучить химические свойства алкинов, основные способы их получения.
Воспитывающие:
1) продолжать формировать химическое мировоззрение и единую картину мира;
2) продолжать формирование умения учащихся работать самостоятельно.
Развивающие:
1) развивать творческую активность учащихся;
2) развивать умение логически мыслить, выделять главное;
3) развивать умение учащихся отвечать на нестандартные вопросы.
Тип уроков: комбинированный с применением визуальных средств обучения.
Учебная технология: кооперация в обучении (работа в сотрудничестве).
Оборудование: компьютер, звуковые колонки, видеопроектор, экран.
Данный блок рассчитан на 3 урока.
Название урока | Содержание | № слайда |
1. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. | Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 1 |
Строение алкинов на примере ацетилена. Гибридизация электронных облаков. Характеристики sp гибридизации. Видеоролик. | Слайды 2-3 | |
Гомологический ряд
алкинов.Задание для учащихся (один работает у
доски) по составлению структурных и молекулярных
формул первых трёх гомологов ряда ацетилена, их
названию. Контроль ответа учащегося осуществляется открытием слайда на экране (см. гиперссылку) |
Слайд 4 | |
Общая формула гомологического ряда алкинов (выводит учащийся у доски). Контроль ответа (по щелку комп.мышки) | Слайд 5 | |
Изомерия и номенклатура алкинов. Просмотр видеоролика о номенклатуре алкинов. Работа с классом: обсуждение наличия у алкинов изомерии углеродного скелета. Один учащийся у доски составляет структурные формулы двух изомеров для алкина состава С5Н8 и даёт им названия. |
Слайд 6 Включить СD “Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы” |
|
Физкультминутка (3 минуты) | - | |
Изомерия положения тройной связи. Работа учащегося у доски по составлению формул и названию изомеров положения тройной связи (для С4Н6) | Слайд 7 | |
Изомерия классов (объяснение учителя) | Слайд 8 | |
Закрепление (разбор одного из
вариантов вопроса контрольной работы): для
вещества СН?С-СН2-СН2-СН3 Составить формулы а) изомера положения тройной связи б) ближайшего гомолога в) изомера углеродного скелета. Всем веществам дать названия по международной номенклатуре. Работа учащегося у доски. |
Слайд 9 | |
Домашнее задание | Слайд 10 | |
2. Химические свойства алкинов. Способы получения. | Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. | Слайд 11 |
Химические свойства алкинов. Реакция горения. Видеоролик. Работа учащегося у доски по составлению уравнений реакции горения этина и пропина. Обсуждение характера пламени. |
Слайд 11 | |
Обсуждение с учащимися характерной для непредельных углеводородов реакции присоединения и её сути. | Слайд 12 | |
Гидрирование. Работа учащегося у доски по составлению уравнений двух стадий гидрирования пропина. Контроль ответа (учитель открывает на слайде) | Слайд 13 | |
Галогенирование. Работа учащегося у доски по составлению уравнений двух стадий бромирования этина. Контроль ответа (учитель открывает на слайде). | Слайд 14 | |
Гидрогалогенирование. Работа учащегося у доски по составлению уравнений двух стадий гидрохлорирования пропина. Контроль ответа (учитель открывает на слайде). | Слайд 15 | |
Физкультминутка (3 минуты) | ||
Реакция гидратации ацетилена (объяснение учителя). Видеоролик. | Слайд 16 | |
Реакция гидратации других алкинов (объяснение учителя). | Слайд 17 | |
Тримеризация ацетилена (реакция Зелинского) (объяснение учителя). | Слайд 18 | |
Реакция замещения (объяснение
учителя). Видеоролик. Реакция окисления (объяснение учителя). Видеоролик. |
Слайд 19 | |
Способы получения алкинов. Видеоролик. | Слайд 20 | |
Домашнее задание. | Слайд 21 | |
3. Контрольная работа №2 по теме “Непредельные углеводороды” | Итоговый контроль по теме |