"Непредельные углеводороды. Алкины". 10-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10

Ключевые слова: свойства


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Цель темы:

1) изучить химическое строение непредельных углеводородов на примере алкинов;

2) повторить понятие “гибридизация”, её характеристики на примере алкинов;

3) повторить понятия “гомология” и “гомологи”;

4) актуализировать понятие об изомерии углеродного скелета и положения кратной связи в молекулах алкинов, познакомить с изомерией классов;

5) изучить химические свойства алкинов;

6) изучить способы получения алкинов.

Задачи темы:

Обучающие:

1) научить учащихся составлять структурные и молекулярные формулы гомологического ряда алкинов и на их основе выводить общую формулу гомологического ряда;

2) актуализировать понятие об sp гибридизации, её характеристиках;

3) познакомить учащихся с многообразием представителей класса алкинов, актуализируя понятие о различных видах изомерии;

4) изучить химические свойства алкинов, основные способы их получения.

Воспитывающие:

1) продолжать формировать химическое мировоззрение и единую картину мира;

2) продолжать формирование умения учащихся работать самостоятельно.

Развивающие:

1) развивать творческую активность учащихся;

2) развивать умение логически мыслить, выделять главное;

3) развивать умение учащихся отвечать на нестандартные вопросы.

Тип уроков: комбинированный с применением визуальных средств обучения.

Учебная технология: кооперация в обучении (работа в сотрудничестве).

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, видеопроектор, экран.

Данный блок рассчитан на 3 урока.

Название урока Содержание № слайда
1. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкинов. Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. Слайд 1
Строение алкинов на примере ацетилена. Гибридизация электронных облаков. Характеристики sp гибридизации. Видеоролик. Слайды 2-3
Гомологический ряд алкинов.Задание для учащихся (один работает у доски) по составлению структурных и молекулярных формул первых трёх гомологов ряда ацетилена, их названию.

Контроль ответа учащегося осуществляется открытием слайда на экране (см. гиперссылку)

Слайд 4
Общая формула гомологического ряда алкинов (выводит учащийся у доски). Контроль ответа (по щелку комп.мышки) Слайд 5
Изомерия и номенклатура алкинов.

Просмотр видеоролика о номенклатуре алкинов.

Работа с классом: обсуждение наличия у алкинов изомерии углеродного скелета. Один учащийся у доски составляет структурные формулы двух изомеров для алкина состава С5Н8 и даёт им названия.

Слайд 6

Включить СD “Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10-11 классы”

Физкультминутка (3 минуты) -
Изомерия положения тройной связи. Работа учащегося у доски по составлению формул и названию изомеров положения тройной связи (для С4Н6) Слайд 7
Изомерия классов (объяснение учителя) Слайд 8
Закрепление (разбор одного из вариантов вопроса контрольной работы): для вещества СН?С-СН2-СН2-СН3

Составить формулы а) изомера положения тройной связи б) ближайшего гомолога в) изомера углеродного скелета. Всем веществам дать названия по международной номенклатуре.

Работа учащегося у доски.

Слайд 9
Домашнее задание Слайд 10
2. Химические свойства алкинов. Способы получения. Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. Слайд 11
Химические свойства алкинов.

Реакция горения. Видеоролик.

Работа учащегося у доски по составлению уравнений реакции горения этина и пропина. Обсуждение характера пламени.

Слайд 11
Обсуждение с учащимися характерной для непредельных углеводородов реакции присоединения и её сути. Слайд 12
Гидрирование. Работа учащегося у доски по составлению уравнений двух стадий гидрирования пропина. Контроль ответа (учитель открывает на слайде) Слайд 13
Галогенирование. Работа учащегося у доски по составлению уравнений двух стадий бромирования этина. Контроль ответа (учитель открывает на слайде). Слайд 14
Гидрогалогенирование. Работа учащегося у доски по составлению уравнений двух стадий гидрохлорирования пропина. Контроль ответа (учитель открывает на слайде). Слайд 15
Физкультминутка (3 минуты)  
Реакция гидратации ацетилена (объяснение учителя). Видеоролик. Слайд 16
Реакция гидратации других алкинов (объяснение учителя). Слайд 17
Тримеризация ацетилена (реакция Зелинского) (объяснение учителя). Слайд 18
Реакция замещения (объяснение учителя). Видеоролик.

Реакция окисления (объяснение учителя). Видеоролик.

Слайд 19
Способы получения алкинов. Видеоролик. Слайд 20
Домашнее задание. Слайд 21
3. Контрольная работа №2 по теме “Непредельные углеводороды” Итоговый контроль по теме