В последние годы в средней школе активизировалась исследовательская работа учащихся под руководством педагогов. Создаются различные научные общества, где ребята, взявшись за интересную проблему, изучают нужную литературу, выдвигают собственные гипотезы и затем исследуют их. Эта сложная работа интересна многим современным школьникам. Но вот проведены тесты, изучены анкеты одноклассников, всё обобщено, сделаны соответствующие выводы и работа готова. Завтра предстоит её защитить перед научным обществом. Но как защитить? Либо прочитать от корки до корки, либо рассказать так, что у слушателей тоже загорятся глаза…. Проблема психологической помощи ребятам из школьного НОУ актуальна. Очень важно помочь молодому исследователю при защите своей работы выйти за рамки привычной ситуации Я + КЛАСС, расширить её. Программа предлагается для всех ребят из НОУ, которые объединяются в группы по 9-12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Для отслеживания результативности тренинговой работы рекомендуется провести до начала занятий Анкету участника тренинга и в заключение провести повторное анкетирование.
Цель: способствовать формированию навыков публичного выступления.
Задачи.
- Формировать навыки работы над изложением текста.
- Формировать умение использовать неречевые компоненты для успешного выступления.
- Способствовать умению работы над собственной речью.
Ожидаемый результат.
Участники тренинга в результате работы в группах должны научиться выступать перед публикой, не испытывая затруднений, используя в своей речи полученные навыки и уметь “считывать” информацию с других выступающих.
Занятие 1. Психология публичного выступления.
Секреты изложения текста.
Цель: способствовать формированию навыков публичного выступления.
Задачи.
- Способствовать развитию групповой сплоченности.
- Развивать навыки рефлексии.
- Формировать навыки работы с текстом.
№ п/п | Этап занятия | Цель | Время |
1 | Приветствие. Знакомство | Создание позитивного настроения в группе | 2 мин. |
2 | Разминка. Упражнения: - “Карусель”, - “Шанхайская походка”, - “Путаница” |
Снятие мышечных зажимов, создание условий для свободного общения. | 8 мин. |
3 | Тема. Основные секреты изложения
текста: - Структура текста (слайд 2) - Невербальные средства в речи (слайд 3) - Проксемика и речь (слайд 4) |
Знакомство с основными принципами работы над текстом. | 14 мин. |
4 | 1. Работа над публичным
выступлением участников на заданную тему. 2. Выступление. 3. Обсуждение. 4. Советы. |
Тренинг публичного выступления в режиме занятия. | 15 мин. |
5 | Резюме. | 1 мин. | |
6 | Рефлексия. | 5 мин. | |
7 | Ритуал прощания. | 1 мин. |
Занятие 2. Психология публичного выступления.
Неречевые компоненты публичного выступления.
Цель: способствовать формированию навыков публичного выступления.
Задачи.
- Способствовать развитию групповой сплоченности.
- Развивать умение контролировать эмоции во время выступления.
- Формировать умение использовать неречевые компоненты для успешного выступления.
№ п/п | Этап занятия | Цель | Время |
1 | Приветствие. Знакомство | Создание позитивного настроения в группе | 2 мин. |
2 | Разминка. Упражнения: - “Встаньте те, у кого…” (Подвижная игра на умение быстро ориентироваться в ситуации), - “Дрожащее желе” (Телесноориентированная игра на развитие групповой сплочённости), - “Ритмические хлопки” (Игра на развитие умения присоединения), - “Восковая свеча” (Игра на развитие группового доверия) |
Снятие мышечных зажимов, создание условий для свободного общения. | 8 мин. |
3 | Тема. Неречевые компоненты
публичного выступления (слайд 5): 1. Контроль эмоций. А) Программа на успех. Б) Способы снятия напряжения перед и во время выступления. Обсуждение. Советы. 2. Ситуация на карточках по началу выступления. Неконструктивные стратегии начала. Обсуждение. 3. И ещё советы (слайд 6): - Ничего кричащего в одежде. - Вы – сама уверенность. - К уверенности через позу при выступлении. - Нет бессознательным движениям. - Контакт глаз. |
Знакомство с основными принципами работы над текстом. | 3 мин.
3 мин.
8 мин. |
4 | 1. Работа над публичным
выступлением участников на заданную тему. 2. Выступление. 3. Обсуждение. 4. Советы. |
Тренинг публичного выступления в режиме занятия. | 15 мин. |
5 | Резюме. | 1 мин. | |
6 | Рефлексия. | 4 мин. | |
7 | Ритуал прощания “Колокол”. | 1 мин. |
Занятие 3. Психология публичного выступления.
Язык выступающего.
Цель: способствовать формированию навыков публичного выступления.
Задачи.
- Способствовать развитию групповой сплоченности.
- Развивать навыки рефлексии.
- Формировать навыки работы над речью выступления.
№ п/п | Этап занятия | Цель | Время |
1 | Приветствие. Знакомство | Создание позитивного настроения в группе | 2 мин. |
2 | Разминка. Упражнения: - “Музыкальные колени”, - “Альпинисты”, - “Стена доверия” |
Снятие мышечных зажимов, создание условий для свободного общения. | 8 мин. |
3 | Тема. Язык выступающего (слайд 7): - умеренный текст, - словарный состав речи, - нет словам – паразитам, - краткость и чёткость речи, - использование прямых слов – обращений. |
Знакомство с основными принципами работы над текстом. | 14 мин. |
4 | 1. Работа над публичным
выступлением участников на заданную тему. 2. Выступление. 3. Обсуждение. 4. Советы. |
Тренинг публичного выступления в режиме занятия. | 15 мин. |
5 | Резюме. | 1 мин. | |
6 | Рефлексия. | 5 мин. | |
7 | Ритуал прощания. | 1 мин. |
Анкета участника
Оцените, пожалуйста, себя по 10-бальной шкале.
До начала занятий | После занятий | |
Свободно чувствую себя перед любой публикой. | ||
Свободно владею своим телом, когда выступаю. | ||
Свободно владею своей речью, когда выступаю. | ||
Умею заинтересовать слушателя. |
Литература
- К.Фопель “Как научить детей сотрудничать?” Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. М; 2008 г.
- Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д., 1995.
- Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично М.: “Проспект”, 1989. – 419 с.