Цель: ознакомление учащихся с машинными швами, применяемыми при изготовлении юбки.
Задачи:
а) научить учащихся выполнять соединительные и краевые швы с соблюдением технологии выполнения предложенных швов и правил техники безопасности;
б) развить навыки и умения выполнять соединительные и краевые швы; развивать координацию движений рук; расширять кругозор учащихся;
в) воспитывать эстетический вкус, внимательность, аккуратность; формировать культуру труда.
Методы обучения: объяснение, показ наглядного материала, выполнение по образцу.
Дидактический материал: образцы готовых швов, электронный материал.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, рабочая тетрадь, ручка, рабочая коробка, ткань, ножницы, карандаши, линейка, утюг, нитки, швейная машинка.
Тип занятия: комбинированный.
Время: 2 урока по 45 мин.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
- Опрос фронтальный, письменный в рабочей тетради [3], <Рисунок 1>. Самоконтроль: проверь ответы <слайд №3>.
- Опрос у доски: “В какой последовательности выполняется разборка челночного устройства?” <Приложение 1>, дополнительный вопрос: “Перечислить дефекты машинных строчек?”, ответ: слабая строчка, тугая строчка, строчка петляет снизу, строчка петляет сверху.
Ш. Изучение нового материала.
Сегодня мы узнаем о видах соединительных и краевых швов, их конструкции и назначении, применении, условном обозначении (введение в новую тему: повторение материала, известного из курса 5 класса, о соединительных и краевых швах).
Шов — место соединения двух или нескольких деталей строчкой. Детали соединяются между собой швами разной ширины.
Ширина шва — расстояние от строчки до края детали.
Машинные швы условно делятся на три группы: соединительные, краевые и отделочные <слайд №4>.
Вопросы:
- Какие соединительные швы вы помните? (Ответ: стачной шов взаутюжку и вразутюжку).
Кроме стачного шва к соединительным относятся: накладной, расстрочной, настрочной, запошивочный, двойной и другие.
На основе стачного шва выполняется расстрочной и настрочной швы:
1) сначала выполняют два стачных шва;
2) один из них разутюживают, а другой – заутюживают;
3) прокладывают строчки <слайд №5>.
Расстрочной шов применяют при соединении плечевых боковых рельефных срезов и т.д.
Последовательность выполнения расстрочного шва:
Две детали сложить лицевыми сторонами внутрь, срезы уровнять, сметать и стачать на 10 мм от края, выполняя закрепки в начале и в конце шва, затем детали и припуски шва разложить и разутюжить, расстрочить с лицевой стороны на 5 мм от шва.
- Какие краевые швы вы помните? (Ответ: швы вподгибку с закрытым и с открытым срезом) <слайд №6>.
К краевым швам относятся: обтачной, окантовочный шов с закрытым срезом, который применяется при обработке срезов горловины, различных отделочных деталей.
Соединительные швы служат для прочного соединения деталей швейного изделия между собой. Краевые швы служат для обработки краев и срезов и предохраняют их от осыпания.
Давайте рассмотрим назначение некоторых машинных швов и перечислим операции, выполняемые с их применением (учащиеся записывают схему “Машинный шов” в рабочую тетрадь) <слайд №7>.
Соединительные швы
Запошивочный шов применяется при изготовлении белья, женских блуз рубашечного покроя, мужских сорочек <слайд №8>.
Последовательность выполнения запошивочного шва: <слайд №9>.
Две детали сложить лицевыми сторонами внутрь, выпуская срез нижней детали на 5-8мм, сметать и стачать на расстоянии 5мм от среза, расправить шов, отогнув припуски на шов в сторону верхней детали, подогнуть срез нижней детали, настрочить на расстоянии 1-2мм от сгиба, приутюжить.
Электронная физминутка для глаз: “Осень” на 20 минуте <слайд №10>.
Двойной шов применяется при соединении отдельных частей изделия из тонких хлопчатобумажных материалов, для шитья постельного белья <слайд №11>.
Последовательность выполнения двойного шва: <слайд №12>.
Две детали сложить изнаночными сторонами внутрь, сметать и стачать на расстоянии 5мм от среза, вывернуть, сметать, располагая шов на сгибе, проложить машинную строчку на расстоянии 7мм от сгиба, приутюжить, развернуть детали и заутюжить шов на одну сторону.
Краевые швы
Обтачной шов применяется при обтачке бортов, пояса, клапанов и т.д. <слайд №13>.
Последовательность выполнения обтачного шва: <слайд №14>.
Две детали сложить лицевыми сторонами внутрь так, чтобы линии швов совпали, сметать и обтачать детали, т.е. проложить машинную строчку по контуру детали точно по линии шва, ставя закрепки в начале и в конце строчки, вывернуть детали на лицевую сторону, выметать шов, приутюжить.
Выполняя машинные швы, необходимо соблюдать требования, которые предъявляют к выполнению машинных работ, т.е. технические требования.
- Все внутренние машинные строчки выполняют нитками в цвет ткани.
- После выполнения работы нитки всех временных строчек (намёток) удаляют.
IV. Практическая часть.
Беседа по вопросам:
- Какие инструменты, которые вы будете сегодня использовать, опасны?
- Где должны храниться иглы и булавки, и где храните их вы?
- Какие правила безопасности надо соблюдать при работе на швейной машине?
Весь второй урок ученицы делают образцы машинных швов под наблюдением учителя. Для этого им понадобиться 6 деталей из х/б ткани размером 10x10 см, иглу, линейку, х/б нитки, ножницы. Выполняют три шва: расстрочной, запошивочный шов и обтачной шов.
Когда образцы изготовлены, предлагается провести самопроверку, для чего класс разбивается на две половины, одна из которых “производители”, другая - “эксперты”. Затем они меняются местами.
V. Итог урока.
1. Закрепление изученного материала.
Вопросы для закрепления:
- Что называется швом?
- Что такое ширина шва?
- Что является основой настрочного и расстрочного швов? Чем они отличаются друг от друга?
- Какие швы относятся к краевым?
- Чем обтачной шов отличается от стачного?
- Какие требования предъявляют к выполнению машинных швов?
- Какие швы относятся к соединительным?
2. Выставление оценок, их аргументация.
VI. Домашнее задание
Приклеить образцы машинных швов в рабочей тетради.
Рисунок 1
Используемая литература:
- Технология. 5 класс: Поурочные планы по учебнику Ю.В. Крупской, Н.И. Кизеевой, Л.В. Сазоновой, В.Д. Симоненко (материаловедение, лоскутная техника, вышивка, кулинария, интерьер) / Авт.- сост. И.В. Бобунова – Волгоград: Учитель, 2004. Стр. 32-34.
- Технология. 6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / авт.- сост. О.В. Павлова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007. Стр. 39-44.
- Технология. Тетрадь для 6-го класса. Вариант для девочек: в 2 ч. / сост. Ю.В. Межуева. – Саратов: Лицей, 2007. – Ч. 2., стр. 15, зад. № 19.