Урок русского языка по теме "Разбор по составу глаголов". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  • Формировать умение разбирать по составу слова, принадлежащие к разным частям речи.
  • Познакомить с суффиксами глагола, которые не входят в основу слова.
  • Закреплять умение разбирать глаголы по составу.

Оборудование:

  • Учебники: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова Русский язык 4 класс, 3 часть; М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская Русский язык 4 класс, 2 часть/Изд-во Академкнига/Учебник.
  • Тетрадь с печатной основой: Т.А.Байкова Русский язык 4 класс, 2 часть.
  • Заготовки опорных таблиц «Порядок разбора глагола» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1294a0b7-487d-4a39-b436-a28836c47aab/%5BNS-RUS_4-16%5D_%5BTQ_039%5D.swf (Приложение 1).
  • Презентация «Разбор по составу глаголов» (Приложение 2)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся о частях речи, о составе слов.

1. Картинный диктант (капуста, морковь, картофель), (можно использовать галерею интерактивной доски, если есть возможность).

– Запишите слова в столбик (1 человек у доски).

– Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

2. Классификация слов.

– Что общего у этих слов? (ударение падает на первый слог, относятся к группе ОВОЩИ, часть речи – существительное).

– Разберите их по составу. Что можно сказать о составе? (состав слов одинаковый)

– Какая схема соответствует составу этих слов? (1 человек чертит схему на доске: )

– Какие постоянные признаки можем определить у существительных? (род, склонение) Укажите их.(1 человек у доски).

Какое слово может быть лишним? Почему? (картофель – мужского род; морковь начинается с буквы М, запоминаем букву О; капуста – нет в написании Ь).

– Чем различаются слова? (склонением)

3. Словообразование прилагательных.

– От данных слов образуйте прилагательные и запишите их рядом с существительными. (у доски работу продолжает другой ребёнок)

На доске:

Капуста  капустный
Морковь – морковный
Картофель – картофельный

– Разберите их по составу. С помощью какой части слова образовались прилагательные? (с помощью суффикса)

– Что называется суффиксом?

– Кто сможет назвать, как называется данный способ образования слов? (суффиксальный)

– Покажите стрелкой, какое слово дало жизнь другому.

На доске:

Капуста —> капустный
Морковь —> морковный
Картофель —> картофельный

III. Проблемная ситуация.

– Как вы думаете, эти слова к какой части речи относятся?

На доске:

– Как вы догадались? (по суффиксам и окончаниям) Что называется глаголом?

IV. Постановка учебной задачи.

– С какой частью речи мы будем работать на уроке? (ответы детей)

– Глядя на схемы, определите, чему будем учиться на уроке? (разбирать глаголы по составу)

V. Сообщение темы урока.

Разбор по составу глаголов (Приложение 2, слайд 2)

VI. Работа над новым материалом.

а) проблемная ситуация

Чтение интриги учебника 3 часть стр. 60

б) работа с правилами и заполнение таблицы (работа с учебником 3 часть стр.60-61)

– С чего начинаем разбор глаголов? (слайд 3) (выделить суффиксы -СЯ, -СЬ, если они есть)

1. Выделить -СЯ, -СЬ. (слайд 4)

– Что должны определить дальше? (Определить, в какой форме стоит глагол)

2. Определить, в какой форме стоит глагол.(слайд 5)

– Читаем первый пункт правила и заполняем таблицу.(слайды 6, 7)

– Вспомните сами, что выделяем дальше во всех глагольных формах? (основу) (слайд8)

– Читаем второй и третий пункт правила. Закончите заполнение таблицы сами. (проверка – слайды 9, 10)

в) проблемная ситуация

– Можете ли вы определить, в какой форме стоят глаголы?(возвращение к записи со схемами на доске)

– Найдите ошибки в разборе.(исправляют ошибки у доски)

г) подбор глаголов к схеме и разбор по составу

– Пользуясь словарём, подберите слова к схемам. Каким словарём нам удобно пользоваться?(обратным)

– В словаре есть подсказка, глагольные суффиксы маркированы синим цветом.

– Все слова в словарях в какой форме? (в начальной форме)

– Значит, к каким схемам сможем подобрать слова? (к 1, 3, 4)

– Запишите слова к этим схемам, разберите их по составу.(у доски могут работать от 1 до 2 человек в зависимости от места на доске и от способностей учащихся; остальные ученики могут работать в парах )

– К пятой схеме Маша подобрала слово читали и разобрала его вот так:

– Согласны ли вы? Почему?

д) работа с учебником

– Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебник на странице 62 и прочитаем, какой разговор происходил на уроке в селе Мирном.

Запись в тетрадь: (слайд 11)

читаю
читать
читал

е) чтение правила на стр.62 учебника

– Так почему Маша разобрала так? (суффикс – Л – в основу не входит)

YII. Закрепление изученного материала

а) Упражнение 54 на стр. 61 учебника (работа выполняется по цепочке с комментированием у доски)

б) Самостоятельная работа (можно взять текст из упр.181 на стр. 180 учебника)

– Из данного текста выпишите глаголы, разберите их по составу.(слайд 12 )

– Кто справится с работой раньше, запишите первое предложение, разберите его по членам предложения. Укажите части речи.

VIII. Домашнее задание

– Дома выполнить упр.28 на стр. 31-32 тетради, карточку-опору наклеить на картон.

IX. Обобщение

– Чему учились на уроке?

– Что узнали нового? (слайд 13)

– Поднимите руку тот, кто понял, как нужно разбирать глаголы по составу.

X. Итог урока

– Кто доволен своей работой, поаплодируйте себе.(варианты рефлексии могут быть разные) (слайд 14)