Цель: формирование конструкторских умений и навыков у воспитанников объединения, закрепление знаний о видах транспорта.
Задачи:
- Познакомить с профессиями людей.
- Формировать навыки работы с инструментами и приспособлениями ручного труда.
- Воспитывать эстетический вкус у воспитанников.
- Развивать логическое мышление детей, творческое воображение, самостоятельность.
- Закреплять знания о видах транспорта и его назначения.
План занятия:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели занятия.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Практическая часть.
- Подведение итогов.
- Игра-соревнование с готовыми моделями.
Форма занятия: групповая.
Методы и приемы: Игровой. Иллюстративный. Эвристический метод.
Инструменты и материалы для занятия: Ножницы, шило, карандаш, линейка, ластик, самоклеящаяся бумага, клеенка, нетрадиционный материал (баночки и бутылочки из под крема, шампуня), колеса от игрушечных машин, технологические карты, клей-карандаш.
Ход занятия
Кабинет оформлен под мультипликационную студию. На стенках висят плакаты, с изображением мультипликационного героя Шрека и иллюстрации разного транспорта. На столах приготовлены необходимые инструменты и материалы. Педагог заходит и здоровается с детьми.
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня я хотела бы вас пригласить в нашу мультипликационную лабораторию. Вы, наверное, обратили внимание на оформление нашего кабинета, и все, конечно, догадались из какого мультфильма эти кадры.
Предполагаемые ответы детей: из мультфильма «Шрек».
Педагог: Теперь представьте себе, что я режиссер мультипликатор, занимаюсь постановкой различных мультфильмов. Сейчас мы работаем над созданием пятой части знаменитого мультфильма «Шрек». (звонит телефон, педагог берет трубку).
Педагог: Алло, что случилось? (после разговора объясняет детям, кто звонил).
Педагог: Ребята, звонил наш художник мультипликатор и просил помощи. Для нашего нового фильма он должен был спроектировать и изготовить автомобиль для главного героя Шрека и назвать ее «Шрекомобиль». Но произошла непредвиденная ситуация, его срочно вызвали принять участие в съемке нового мультфильма. Я не знаю, что же теперь делать, если не будет модели, то наш фильм не скоро появится на экранах телевидения, а мой проект провалится. Может быть, вы мне поможете, ребята?
Предполагаемые ответы детей: (да, поможем).
Педагог: На столе, нам оставили конверт с письмом, в нем задания, которые мы должны решить прежде, чем изготовить модель автомобиля. (Педагог берет конверт и приглашает детей пройти к первому столу).
Педагог: Давайте посмотрим, что за задание оставил нам художник. (Достает маршрутную карту, в которой указан путь и сказано, когда все задания будут выполнены, то откроется главное слово, которое висит на доске). См. Приложение 1.
Ребята, наша задача с вами ответить правильно на вопросы, открыть ключевое слово и изготовить модель, для главного героя мультфильма «Шрека». Приступаем к первому заданию:
Задание 1. «В мире профессий»
Педагог проводит беседу и обращает внимание детей на иллюстрации с изображением разных видов транспорта. См. Приложение 2.
Педагог: Много техники окружает нас повсюду: мотоциклы, тепловозы, трактора, космические корабли, автомобили – все это машины. Все они не возникли сами собой, рождались за столом конструкторского бюро. Дизайнер чертит и рисует проект будущего изделия. Под его руководством работает целая бригада – скульпторы, модельщики, формовщики. Их задача изготовить макет или модель будущего изделия. Инженеры – конструкторы выполняют точные чертежи отдельных деталей и всего изделия. Изготавливают и собирают машины на машиностроительных заводах.
Изготовление машин всегда считалось занятием трудным, сложным и ответственным.
Вопросы педагога:
- Назовите профессию человека, который разрабатывает конструкцию машины. (Инженер-конструктор.)
- Где собирают машины? (На машиностроительных заводах.)
- Назовите, где рождаются проекты будущих машин? (В конструкторском бюро.)
- Назовите профессию человека, который выполняет проект новых машин? (Дизайнер.)
- Люди, каких профессий управляют разными машинами? (Самолетом управляет пилот, автомобилем управляет водитель, кораблем управляет капитан, поездом управляет машинист, космическими кораблями летчик-космонавт.)
Педагог: Молодцы, 1 задание выполнено! Открываем первую букву С.
Задание 2. «Юный эрудит»
Педагог обращает внимание на иллюстрацию. См. Приложение 3.
Вопросы педагога: Ребята, назовите основные части автомобиля? (Предполагаемые ответы детей: корпус, багажник, бампер, колеса и т. д.)
Педагог: Молодцы ребята, а еще у автомобиля есть кузов, рама, двигатель. А теперь скажите, пожалуйста. Без чего не может двигаться автомобиль? (предполагаемые ответы детей: без колес, бензина, шофера…)
Педагог: Правильно, еще без двигателя, руля, без стартера. Кажется, мы справились со вторым заданием. Давайте попробуем открыть вторую букву. Открывается вторая буква Т.
Задание 3. «Едем, плаваем, летаем»
Педагог (загадывает загадки):
Чтоб тебя я повез
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином
На копытца, дай резину.
И тогда поднявши пыль
Побежит? (автомобиль)
Вот загадка словно птица
Мчится в небе голубом
Города, моря границы
У загадки под крылом? (самолет)
Паровоз без колес!
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел! (пароход)
Педагог: Правильно ребята, все это разные виды транспорта.
- Воздушный – самолет.
- Наземный (сухопутный) – автомобили, поезда, автобусы.
- Водный – пароходы.
А теперь можем открыть третью букву А.
Задание 4. «Автомобильная страна»
Педагог показывает иллюстрации транспорта, разного вида (легковой, пассажирский, грузовой, специальный).
Вопрос: назовите марки автомобилей. Что общего между ними и чем они отличаются друг от друга? (предполагаемые ответы детей: волга, нива, москвич – легковые автомобили)
Вопрос педагога: какие машины относятся к пассажирским? (предполагаемые ответы детей : автобус, троллейбус, трамвай)
Педагог: Правильно ребята. Еще бывают машины для перевозки груза. Какие это машины? (предполагаемые ответы детей: грузовые)
Вопрос педагога: назовите их. (предполагаемые ответы детей : КамАЗ, Белаз, Краз, Зил)
Педагог: Существуют специальные автомобили – амфибии, аэросани, пожарные, автокраны.
Военные – вездеходы, танки. Гоночные автомобили, предназначенные для спортивных соревнований.
Теперь давайте попробуем открыть четвертую букву Р.
Педагог: Верно ребята, со вторым заданием вы тоже справились, а теперь следующее задание.
Задание 5. «Лаборатория юного конструктора»
Педагог: Ребята сейчас, мы должны приступить к самому важному и ответственному заданию – конструированию автомобиля.
Ваша задача: постараться аккуратно сделать модель, которая может попасть на съемки мультфильма. Пройдите, пожалуйста, на рабочие места, обратите внимание, перед вами стоят тарелочки с различным материалом. Вам необходимо подобрать нужный материал для изготовления модели. Инструментами постарайтесь пользоваться правильно, соблюдая правила безопасной работы.
Задание 6. Практическая работа
Педагог: Приступаем к практической части. Перед вами лежат технологические карты. См. Приложение 4. Посмотрите внимательно, на них изображен порядок изготовления подобной модели. (Во время практической работы педагог подсказывает ребятам, если они в чем-то затрудняются).
В конце практической работы, педагог подводит итоги. Модели выставляются на стенд, происходит оценка.
Подведение итогов
Педагог: Молодцы ребята. Посмотрите, какие у вас получились интересные модели, а главное не похожие друг на друга. Все они по-своему оригинальны и красиво оформлены. А теперь, постарайтесь дать название своей поделке, в честь любого мультипликационного героя. Например, для крокодила Гены «Крокодиломобиль», «Тиграмобиль» и т.д. Педагог заслушивает название моделей, придуманные детьми, и оценивает их. Теперь мы можем открыть последнюю букву Т.
Вопрос педагога: А вы знаете, ребята, где встречается слово старт?
Педагог: Правильно! А вот и разгадка: ваши автомобили будут участвовать в соревнованиях. А третья часть мультфильма будет называться «Необычайные приключения Шрека на автодроме». Ребята, подойдите пожалуйста, к старту. Ваша задача запустить готовую модель с горки. Прошу всех на старт. Постройтесь в колонну друг за другом (проводится игра-соревнование с готовыми моделями детей).
Ход игры
Педагог: Ребята, ваши готовые модели, мы упакуем в посылку и отправим художнику – мультипликатору. Он выберет подходящую, для нашего героя «Шрека», а все остальные модели мы подарим другим героям нового мультфильма.
Проводится награждение участников соревнования. Педагог вручает призы и оценивает каждого ребенка за номинацию. (За оригинальность, эстетическое оформление, сочетание цветов, необычное название, интересный дизайн, контрастное сочетание цвета, эрудицию, самостоятельность и т.д.).
Педагог: Спасибо за внимание. До свидания.