Изготовление моделей машин из нетрадиционного материала

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: формирование конструкторских умений и навыков у воспитанников объединения, закрепление знаний о видах транспорта.

Задачи:

  • Познакомить с профессиями людей.
  • Формировать навыки работы с инструментами и приспособлениями ручного труда.
  • Воспитывать эстетический вкус у воспитанников.
  • Развивать логическое мышление детей, творческое воображение, самостоятельность.
  • Закреплять знания о видах транспорта и его назначения.

План занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление.
  5. Практическая часть.
  6. Подведение итогов.
  7. Игра-соревнование с готовыми моделями.

Форма занятия: групповая.

Методы и приемы: Игровой. Иллюстративный. Эвристический метод.

Инструменты и материалы для занятия: Ножницы, шило, карандаш, линейка, ластик, самоклеящаяся бумага, клеенка, нетрадиционный материал (баночки и бутылочки из под крема, шампуня), колеса от игрушечных машин, технологические карты, клей-карандаш.

Ход занятия

Кабинет оформлен под мультипликационную студию. На стенках висят плакаты, с изображением мультипликационного героя Шрека и иллюстрации разного транспорта. На столах приготовлены необходимые инструменты и материалы. Педагог заходит и здоровается с детьми.

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня я хотела бы вас пригласить в нашу мультипликационную лабораторию. Вы, наверное, обратили внимание на оформление нашего кабинета, и все, конечно, догадались из какого мультфильма эти кадры.

Предполагаемые ответы детей: из мультфильма «Шрек».

Педагог: Теперь представьте себе, что я режиссер мультипликатор, занимаюсь постановкой различных мультфильмов. Сейчас мы работаем над созданием пятой части знаменитого мультфильма «Шрек». (звонит телефон, педагог берет трубку).

Педагог: Алло, что случилось? (после разговора объясняет детям, кто звонил).

Педагог: Ребята, звонил наш художник мультипликатор и просил помощи. Для нашего нового фильма он должен был спроектировать и изготовить автомобиль для главного героя Шрека и назвать ее «Шрекомобиль». Но произошла непредвиденная ситуация, его срочно вызвали принять участие в съемке нового мультфильма. Я не знаю, что же теперь делать, если не будет модели, то наш фильм не скоро появится на экранах телевидения, а мой проект провалится. Может быть, вы мне поможете, ребята?

Предполагаемые ответы детей: (да, поможем).

Педагог: На столе, нам оставили конверт с письмом, в нем задания, которые мы должны решить прежде, чем изготовить модель автомобиля. (Педагог берет конверт и приглашает детей пройти к первому столу).

Педагог: Давайте посмотрим, что за задание оставил нам художник. (Достает маршрутную карту, в которой указан путь и сказано, когда все задания будут выполнены, то откроется главное слово, которое висит на доске). См. Приложение 1.

Ребята, наша задача с вами ответить правильно на вопросы, открыть ключевое слово и изготовить модель, для главного героя мультфильма «Шрека». Приступаем к первому заданию:

Задание 1. «В мире профессий»

Педагог проводит беседу и обращает внимание детей на иллюстрации с изображением разных видов транспорта. См. Приложение 2.

Педагог: Много техники окружает нас повсюду: мотоциклы, тепловозы, трактора, космические корабли, автомобили – все это машины. Все они не возникли сами собой, рождались за столом конструкторского бюро. Дизайнер чертит и рисует проект будущего изделия. Под его руководством работает целая бригада – скульпторы, модельщики, формовщики. Их задача изготовить макет или модель будущего изделия. Инженеры – конструкторы выполняют точные чертежи отдельных деталей и всего изделия. Изготавливают и собирают машины на машиностроительных заводах.

Изготовление машин всегда считалось занятием трудным, сложным и ответственным.

Вопросы педагога:

  1. Назовите профессию человека, который разрабатывает конструкцию машины. (Инженер-конструктор.)
  2. Где собирают машины? (На машиностроительных заводах.)
  3. Назовите, где рождаются проекты будущих машин? (В конструкторском бюро.)
  4. Назовите профессию человека, который выполняет проект новых машин? (Дизайнер.)
  5. Люди, каких профессий управляют разными машинами? (Самолетом управляет пилот, автомобилем управляет водитель, кораблем управляет капитан, поездом управляет машинист, космическими кораблями летчик-космонавт.)

Педагог: Молодцы, 1 задание выполнено! Открываем первую букву С.

Задание 2. «Юный эрудит»

Педагог обращает внимание на иллюстрацию. См. Приложение 3.

Вопросы педагога: Ребята, назовите основные части автомобиля? (Предполагаемые ответы детей: корпус, багажник, бампер, колеса и т. д.)

Педагог: Молодцы ребята, а еще у автомобиля есть кузов, рама, двигатель. А теперь скажите, пожалуйста. Без чего не может двигаться автомобиль? (предполагаемые ответы детей: без колес, бензина, шофера…)

Педагог: Правильно, еще без двигателя, руля, без стартера. Кажется, мы справились со вторым заданием. Давайте попробуем открыть вторую букву. Открывается вторая буква Т.

Задание 3. «Едем, плаваем, летаем»

Педагог (загадывает загадки):

Чтоб тебя я повез
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином
На копытца, дай резину.
И тогда поднявши пыль
Побежит? (автомобиль)

Вот загадка словно птица
Мчится в небе голубом
Города, моря границы
У загадки под крылом? (самолет)

Паровоз без колес!
Вот так чудо паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел! (пароход)

Педагог: Правильно ребята, все это разные виды транспорта.

  1. Воздушный – самолет.
  2. Наземный (сухопутный) – автомобили, поезда, автобусы.
  3. Водный – пароходы.

А теперь можем открыть третью букву А.

Задание 4. «Автомобильная страна»

Педагог показывает иллюстрации транспорта, разного вида (легковой, пассажирский, грузовой, специальный).

Вопрос: назовите марки автомобилей. Что общего между ними и чем они отличаются друг от друга? (предполагаемые ответы детей: волга, нива, москвич – легковые автомобили)

Вопрос педагога: какие машины относятся к пассажирским? (предполагаемые ответы детей : автобус, троллейбус, трамвай)

Педагог: Правильно ребята. Еще бывают машины для перевозки груза. Какие это машины? (предполагаемые ответы детей: грузовые)

Вопрос педагога: назовите их. (предполагаемые ответы детей : КамАЗ, Белаз, Краз, Зил)

Педагог: Существуют специальные автомобили – амфибии, аэросани, пожарные, автокраны.

Военные – вездеходы, танки. Гоночные автомобили, предназначенные для спортивных соревнований.

Теперь давайте попробуем открыть четвертую букву Р.

Педагог: Верно ребята, со вторым заданием вы тоже справились, а теперь следующее задание.

Задание 5. «Лаборатория юного конструктора»

Педагог: Ребята сейчас, мы должны приступить к самому важному и ответственному заданию – конструированию автомобиля.

Ваша задача: постараться аккуратно сделать модель, которая может попасть на съемки мультфильма. Пройдите, пожалуйста, на рабочие места, обратите внимание, перед вами стоят тарелочки с различным материалом. Вам необходимо подобрать нужный материал для изготовления модели. Инструментами постарайтесь пользоваться правильно, соблюдая правила безопасной работы.

Задание 6. Практическая работа

Педагог: Приступаем к практической части. Перед вами лежат технологические карты. См. Приложение 4. Посмотрите внимательно, на них изображен порядок изготовления подобной модели. (Во время практической работы педагог подсказывает ребятам, если они в чем-то затрудняются).

В конце практической работы, педагог подводит итоги. Модели выставляются на стенд, происходит оценка.

Подведение итогов

Педагог: Молодцы ребята. Посмотрите, какие у вас получились интересные модели, а главное не похожие друг на друга. Все они по-своему оригинальны и красиво оформлены. А теперь, постарайтесь дать название своей поделке, в честь любого мультипликационного героя. Например, для крокодила Гены «Крокодиломобиль», «Тиграмобиль» и т.д. Педагог заслушивает название моделей, придуманные детьми, и оценивает их. Теперь мы можем открыть последнюю букву Т.

Вопрос педагога: А вы знаете, ребята, где встречается слово старт?

Педагог: Правильно! А вот и разгадка: ваши автомобили будут участвовать в соревнованиях. А третья часть мультфильма будет называться «Необычайные приключения Шрека на автодроме». Ребята, подойдите пожалуйста, к старту. Ваша задача запустить готовую модель с горки. Прошу всех на старт. Постройтесь в колонну друг за другом (проводится игра-соревнование с готовыми моделями детей).

Ход игры

Педагог: Ребята, ваши готовые модели, мы упакуем в посылку и отправим художнику – мультипликатору. Он выберет подходящую, для нашего героя «Шрека», а все остальные модели мы подарим другим героям нового мультфильма.

Проводится награждение участников соревнования. Педагог вручает призы и оценивает каждого ребенка за номинацию. (За оригинальность, эстетическое оформление, сочетание цветов, необычное название, интересный дизайн, контрастное сочетание цвета, эрудицию, самостоятельность и т.д.).

Педагог: Спасибо за внимание. До свидания.