(Слайд №1) Раздел: “Создание изделий из текстильных и поделочных материалов”.
(Слайд №2)
Цели урока:
- познакомить учащихся с историей возникновения вышивки лентами;
- расширить знания об инструментах и материалах для вышивки, ознакомить с классификацией лент;
- научить технике выполнения различных швов.
Задачи урока.
- Развивающая : развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук.
- Обучающая : расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
- Воспитательная : продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины.
Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие творческой активности.
Формы:
- объяснение нового материала;
- практическое занятие.
Методы:
- объяснительно иллюстративный (словесный, наглядный, практический);
- репродуктивные;
- практические.
Тип урока: комбинированный.
Материально-дидактическая база:
1) Шелковые ленты. Лучшие идеи вышивок. Подушки, скатерти. – Минск: Харвест, 2010. – 64 с: ил.;
2) Ди ван Никерк, Роскошные розы из шелковых лент и органзы. Объёмная вышивка. – Издательская группа “Контэнт”, 2011. –160 с.;
3) Элен Эриксон; Шелковые фантазии, искусство вышивки ленточками; Москва “Альбом”, 137 с.;
- инструкция по ТБ при работе с иглами, ножницы.
- для учащихся: пяльцы, канва, нитки мулине, иглы вышивальные, ленты различных цветов; инструкционные карты.
Контроль качества знаний:
- кроссворд;
- выполнение практической работы;
- вопросы.
Межпредметные связи: история, ИЗО, литература.
План урока
Оргмомент (1-2 мин.)
Определение темы (7 мин.)
Объяснение нового материала (25 мин.)
Практическая работа (45 мин.)
Подведение итогов (5 мин.)
Домашнее задание (2 мин.)
Уборка класса (3 мин)
Ход урока
Организационно-подготовительный этап
1. Контроль посещаемости.
2. Проверка готовности к уроку.
Актуализация знаний учащихся
(Слайд №3)
Могут руки людей сделать чудо любое,
И по белому полю могут выткать цветы
И по синему небу вышить солнце золотое,
Чтобы стало побольше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и мастерства
И сошью я такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота!
Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. И мне не терпится скорее начать работу. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в удивительную страну под названием “Декоративно-прикладное творчество”. Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы отгадаем кроссворд и тогда узнаем, с каким видом рукоделия мы с вами сегодня познакомимся.
Приложение 1 (Слайд №4)
Молодцы ребята! Справились с кроссвордом. Вспомнили, какие инструменты и приспособления необходимы для такого рукоделия, как … вышивка. Правильно.
А какие виды вышивания вы знаете?
(Слайд № 5) Вышивка крестом, гладью, бисером. А так же Ришелье (ажурная вышивка), лентами, шелком, золотом (золотыми нитями), изонить.
Молодцы! Мы с вами уже знакомы с такими видами вышивки, как вышивка крестом, гладью, изонить, аппликация, а сей час я вам зачитаю стихотворение, а вы мне скажите, какая будет тема нашего сегодняшнего урока. (Слайд №6)
Какое наслаждение для души,
Когда в тиши сижу за рукоделием!
Давно уж за полночь
И сон стоит за дверью.
Над пяльцами, склонясь сижу
С атласной канителью.
Цветы все ярче расцветают,
Пускай таких в природе нет.
Атласной лентой вышиваю
Неувядающий букет.
И так тема нашего урока …
(Слайд № 7) “Искусство вышивки лентами”.
Вышивка лентами — вид художественного рукоделия, определенный способ вышивания какого-либо рисунка на канве различной плотности с помощью иглы и цветных шелковых лент.
(Слайд № 8) И сегодня на уроке вы узнаете некоторые сведения из истории ленточной вышивки, где применяется вышивка лентами и сами ленты, познакомитесь с материалами и инструментами для вышивки лентами. Познакомитесь с простейшими приёмами работы с лентой, научитесь закреплять ленту в игле, и в конце вышивки элемента; научитесь делать узелок и вышивать некоторые элементы. Работать будем быстро, при этом очень аккуратно, соблюдая правила техники безопасности с используемыми инструментами. Изучив даже самые простые виды швов, вы без труда сможете создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у вас появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик.
А кому этот вид рукоделия придётся по душе, вы можете глубже познакомиться с ним, выполнив проектную работу, проектируя самостоятельно изделия.
Изложение учителем нового материала
Продолжим наше путешествие и окунёмся в историю.
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. (Слайд №9). Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы “оживить” свой образ.
Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.
До средних веков шелковая ткань была дефицитом. Однако, в середине XIV века мастерство изготавливать шелк дошло и до Италии. С этого момента вышивка шелковыми лентами стала доступна более широкому кругу населения. (Слайд №10). Лентами подвязывали тяжелые портьеры в просторных залах, декорировали мебель и балдахины, а так же изготавливали красивые картины. (Слайд №11) Лишь через столетие в 1446 году, когда вся папская курия переехала жить в Авиньон, под опеку Людовика XIV, французский король выписал итальянских мастеров для обучения ткацкому искусству ремесленников Франции. (Слайд №12) В Лион были доставлены лучшие итальянские ткацкие станки для выделки шелка и производства шелковых лент. В скором времени вся элита Франции ходила в шикарных одеждах, а Лион стал крупнейшим торговым центром шелка во всей Европе. (Слайд №13 ) Уже к 1560 году здесь насчитывалось около 50 тыс. ткачей, выпускающих шелковые ленты, а в соседних городах Франции Везли и Сент-Этьене 45 тыс. мастеров занимались производством тесьмы. Еще через век в 1660 году количество ткацких станков по выделке шелковых изделий в регионе выросло до 80 тыс. (Слайд №14). С каждым годом спрос на шелковые ленты и ткани возрастал, а применение их становилось все шире. Людовик декорировал красивыми лентами и дорогими камнями даже свою обувь. Вся Франция погрузилась в легкомысленный стиль “рококо”. (Слайд №15) Мастера рококо создавали изящную мебель, картины, зеркала, посуду и прочие предметы, в окружении которых человеку было приятно и удобно жить. Для этого стиля характерны - изысканность, причудливость, богатство украшений. Модными подарками для любимых женщин стали рукотворные безделушки, которые кавалеры изготавливали собственноручно в огромном количестве. (Слайд №16) Платья придворных дам стали объемными и задекорированными множеством дорогих лент. Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. (Слайд №17) Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками “а ля рококо”, листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание “Поставщики королевского двора”, с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру – от Лондона до Претории. Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова. В Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из старого света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность.
Во всем мире в 70-е годы XIX столетия началась “шелковая лихорадка”, которая господствовала, до начала XX века (Слайд №18). Вышивка лентами теперь присутствовала не только на одежде и картинах, но и на дамских шляпках, зонтиках, абажурах и постельном белье. Упадок шелкового искусства пришел с началом, Второй Мировой войны и глубоким кризисом. В послевоенное время мир охватила массовая эмансипация, и шикарный романтический стиль ушел на второй план.
(Слайд №19) Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки.
Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность.
Применение
(Слайд №20) Вышивка шелковыми лентами широко применяется в создании оригинальных художественных картин и церковных икон. Кроме того, она является главным атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами расшивается свадебное платье невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах. Вышивками из шелковых лент декорируются конверты для новорожденных, коробки для подарков, букеты цветов и пр.
(Слайд №21)
Ребята, вам понравились изделия украшенные лентами? (Да)
А вы хотели бы научиться, так вышивать? (Да)
Есть много книг, по которым можно научиться вышивать лентами и с некоторыми из них я вас сегодня познакомлю.
1) Шелковые ленты. Лучшие идеи вышивок. Подушки, скатерти. При помощи данного издания можно самостоятельно освоить вышивку лентами различных композиций. В книге подробно описана технология самого процесса вышивки, даны пошаговые инструкции по выполнению того или иного этапа.
2) Новая книга Ди ванн Никерк, знаменитой вышивальщицы из ЮАР, приглашает вас в волшебный розовый сад. Роскошные розы, вышитые шелковыми лентами и лентами из органзы, представлены здесь в огромном количестве и в самых разнообразных проектах.
3) Элен Эриксон; Шелковые фантазии, искусство вышивки ленточками. В этой книге вы можете увидеть работы, выполненные всевозможными лентами различной ширины. Книга с красивыми иллюстрациями и так же в ней описана технология самого процесса вышивки.
Если вас заинтересовали книги, то вы можете ими воспользоваться, когда будете выполнять свои проекты. Но, а мы отправляемся дальше в наше путешествие, но прежде вам необходимо познакомиться с материалами и инструментами для вышивки лентами.
Вводный инструктаж
Приложение 2 [1]
(Слайд №22) Материалы и инструменты для вышивки лентами.Канва или ткань, ленты, нитки.
(Слайд №23) Пяльцы, иглы, игольница, булавки.
(Слайд №24) Карандаши и маркеры, калька, ножницы, шило.
(Слайд №25) Рабочее место вышивальщицы.
При вышивании атласными лентами используется множество стежков и различных элементов.
(Слайд № 26) Но, а мы сегодня научимся закреплять ленту в игле, делать узелок, закреплять ленту в конце вышивки элемента, вышивать: швы “стежок с завитком прямым и смещённым”, “стежок витой”, “французский узелок”. Используя эти стежки, вы сможете вышить различные цветы в частности ромашки, лилии, тюльпаны, колокольчики, ландыши, незабудки.
Но прежде, чем приступить к практической работе, мы с вами должны вспомнить правила по технике безопасности.
Приложение 3 (Слайд № 27) Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами. Иглы и булавки
(Слайд № 28) Ножницы
Ребята у вас на рабочих столах лежат инструкционные карты, а также необходимые материалы и инструменты для практической работы. Но прежде чем вы самостоятельно приступите к работе, я вам продемонстрирую, как выполняются швы. Научу, как правильно закрепить ленту в игле. Сделать узелок и как закрепить ленту в конце вышивки элемента.
(Слайд №29) Как закрепить ленту в игле. [1]
(Слайд № 30)Как сделать узелок. [1]
(Слайд № 31) Шов “стежок с завитком прямым и смещённым”. [1]
(Слайд №32) Как закрепить ленту в конце вышивки элемента. [1]
(Слайд №33) Шов “французский узелок”. [1]
(Слайд № 34) Шов “ стежок витой. [1]
Практическая работа
(Слайд №35) На основе этих швов можно вышить различные цветы.
- Учащиеся выполняют практическую работу самостоятельно по инструкционным картам под контролем учителя.
- Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися практической работы).
С целью предупреждения ошибок учитель:
- проверяет организованность начала работы учащихся;
- проверяет организацию рабочих мест учащихся;
- следит за соблюдением правил ТБ при выполнении задания.
Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- рациональное использование материала и учебного времени учащимися.
(Слайд №36) Во время практической работы необходимо провести физкультминутку.
Закрепление новых знаний.
Какие ленты мы использовали для вышивки?
Какие иглы используют для вышивки лентой?
Как нужно обрезать край ленты, что бы удобно было вставлять её в иглу?
Какие виды швов вы сегодня рассмотрели?
Где можно применить этот вид творчества?
(Слайд №37) Домашнее задание: составить композицию из цветов, вышить, оформить в рамку.
Рефлексия
Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с вами проделали очень большую работу.
Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему научились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке?
(Слайд №38) Спасибо за внимание!
(Слайд №39) Информационные ресурсы:
- Шелковые ленты. Лучшие идеи вышивок. Подушки, скатерти. – Минск: Харвест, 2010. – 64 с: ил.
- Элен Эриксон; Шелковые фантазии, искусство вышивки ленточками; Москва “Альбом”, 137 с.;
- http://cuzmichkina.blogspot.ru/p/blog-page_9335.html
- http://powitrulya.blogspot.ru/2011/03/blog-post_24.html
- http://www.silk-ribbon.ru/history_.html
Уборка класса.