Пояснительная записка
Начало обучения ребенка в школе – сложный этап, от которого во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент ее нравственных и эмоциональных качеств. В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе испытывают трудности с программой обучения. Поэтому в настоящее время перед школьными психологами возникла необходимость практического решения актуальнейшей проблемы – помощи детям с низким уровнем готовности к школьному обучению.
Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению. Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды Выготского Л.С., Божович Л.И., Запорожца А.В., Эльконина Д.Б.. Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в «детстве». В качестве наиболее полных «обзорных» пособий можно предложить книгу Н.И. Гуткиной (1996) и «Справочник для практического психолога...» (1998). Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основными причинами неготовности ребенка к школе являются:
– низкий уровень развития отдельных функций или групп функций: от несформированности зрительно–моторных координаций, проблем развития мелкой моторики до незрелости логических форм мышления;
– низкий уровень развития мотивационно–волевой сферы, в том числе недостаточное развитие произвольности функций, начиная с проблем произвольного внимания и запоминания и кончая проблемами произвольной регуляции поведения;
– низкий уровень социальной зрелости, то есть несформированность «внутренней позиции школьника», наличие коммуникативных проблем (трудности общения) и т.п. [4]
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи (Абрамова Г.С., Битянова М.Р., Дубровина И.В. и др.) играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.
Таким образом, предлагаемая программа ориентирована на оказание помощи и поддержки учащимся первых классов, с низким уровнем готовности к школьному обучению, с помощью коррекции и развития познавательных процессов.
Практическая значимость.
Данная программа проходит апробацию на базе средней общеобразовательной школы 40 г. Петропавловска–Камчатского с 2010г.
Каждый ученик, занимающийся по данной программе, имеет свой альбом, разработанный психологом, в котором представлены письменные упражнения для каждого занятия, и домашние задания. Родители имеют возможность наглядно видеть результаты пройденных занятий, и отслеживать динамику изменений уровня успешности своего ребенка, что будет способствовать эмоциональному взаимодействию, ведь поддержка и похвала, даже если что–то не очень получается, со стороны родителей, жизненно необходимы для ребенка.
В программе предусмотрена целенаправленная система стимулирования учащихся через поощрение: психологом при проверки альбомов используется приклеивание различных красочных наклеек за правильность выполненных заданий. Данная система поощрения параллельно развитию познавательных процессов способствует повышению мотивации к учению у учащихся.
Цель программы – развитие и коррекция познавательных процессов у учащихся первых классов с низким уровнем готовности к школе, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных занятий.
Задачи программы:
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся.
Развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, распределение, концентрация, расширение объёма.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, улучшить показатели развития объема слуховой, зрительной памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение подчиняться словесным указаниям; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие воображения;
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам (рефлексия).
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы «Путь к успеху» является нетрадиционная форма проведения занятий: разнообразие содержания, использование игр, пальчиковых массажеров «каштанов», а также системы поощрения – все это создает у ребят положительный эмоциональный фон и вызывает у них желание выполнять предлагаемые занятия. Тем самым повышается познавательная и творческо–поисковая активность детей.
Индивидуальные массажеры «каштаны» на занятиях используются для профилактики и ликвидации мышечного пальчикового утомления, подготовки руки к письму, повышения работоспособности, снятия нервного напряжения, а также как оздоровительная технология (пальчиковая гимнастика и физминутки в школе).
Этапы реализации программы.
Материал программы рассчитан на 15 занятий (3–4 месяца), распределен во времени (1–2 раза в неделю по 30–35 минут). Занятия проводятся в кабинете психолога. В процессе проведения коррекционно–развивающих занятий используется индивидуальные массажеры «каштаны» и различный дидактический материал: плакаты, таблицы, рисунки, карточки, бланки с образцами заданий.
Предварительный этап включает углубленную индивидуальную диагностику основных познавательных процессов для выявления причин низкого уровня готовности к началу обучения в школе.
Основной этап – проведение занятий программы.
Этапы каждого занятия:
Вводная часть (5 мин): приветствие (установление эмоционального контакта), упражнения мозговой гимнастики или точечный массаж ладоней с помощью индивидуальных массажеров «каштанов».
Основная часть (20–25 мин) – упражнения на развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук. С целью избежание утомления и поддержания интереса у учащихся, письменные упражнения в альбомах чередуются с устными или игровыми.
Заключительная часть (5 мин) – подведение итогов занятия и рефлексия. Обсуждение результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Учащиеся сами оценивают свой успех, с помощью «лесенки роста» (у каждого в альбоме на первой странице приклеено изображение лестницы с написанными на каждой ступеньке номерами 15 занятий). Детям предлагается оценивать свои старания, закрашивая ступеньку занятия одним из трех цветов: красным – очень хорошо занимался, все получилось; зеленым – старался, но были некоторые ошибки, что–то не получилось; синим – был не в настроении, не получилось сегодня, получится на следующем занятии). Данное упражнение способствует формированию адекватной самооценки, самоконтроля, самокритичности.
Заключительный этап включает повторную диагностику для отслеживания динамики развития.
Планируемые результаты.
По результатам занятий для учащихся должны быть характерны следующие показатели:
- умение принимать учебную задачу, поставленную взрослым, и действовать согласно заданному алгоритму, выполнять действия по образцу;
- умение самостоятельно выполнять упражнения (чем меньше помощь учителя, тем выше самостоятельность учеников, и, следовательно, выше коррекционный эффект занятий);
- изменение поведения на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников;
- повышение успеваемости по разным школьным предметам (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и мелкой моторики рук) как положительный результат эффективности коррекционных занятий.
По результатам проведения цикла занятий 2011–2012 учебного года целесообразно не разрабатывать в альбомах учащихся задания наперед, поскольку на уроке дети отвлекаются на просмотр всех заданий, сравнивают у друг друга. Поэтому разработанный в альбоме только конкретный урок, способствует поддержанию интереса и мотивации на следующее занятие.
Учебно-тематический план
В данной программе названия занятий условные, поскольку познавательные процессы представляют собой единую систему и развиваются в комплексе, то каждое занятие включает в себя комплекс развивающих упражнений.
Содержание программы
Занятие 1. (Приложение 1)
I. Вводная часть.
Приветствие. Работа с индивидуальными массажерами «каштанами».
II. Основная часть.
- Задание 1. «Заселение домика». [2]
- Задание 2. «Выполни штриховку».
- Задание 3. «Составь рассказ».
- Задание 4. «Куда указывают стрелки?».[2]
- Задание 5. «Что спрятано в мешочке».
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста»
Занятие 2
I. Вводная часть.
Приветствие. Выполнение упражнения мозговой гимнастики «Качание головой».
II. Основная часть.
- Задание 1. «Корректурная проба "Хрюши"». [2]
- Задание 2. «Найди путь». [2]
- Задание 3. «Художник».
- Задание 4. «Заверши числовую цепочку».
- Задание 5. « Графический диктант».
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста»
Домашнее задание – «Выполни штриховку».
Занятие 3
I. Вводная часть.
Приветствие. Работа с индивидуальными массажерами «каштанами».
II. Основная часть.
- Задание 1. «Где находится обезьянка?». [2]
- Задание 2. «Раскрась правильно». [2]
- Задание 3. Игра «Барабанщики».
- Задание 4. «Волшебный карандаш».
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста»
Занятие 4
I. Вводная часть.
Приветствие. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».
II. Основная часть.
- Задание 1. «Нарисуй правильно».
- Задание 2. «Запомни и покажи».
- Задание 3. «Графический диктант»
- Задание 4. «Простые невербальные аналогии»
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста»
Домашнее задание – раскрасить картинку по образцу.
Занятие 5
I. Вводная часть.
Приветствие. Работа с индивидуальными массажерами «каштанами».
II. Основная часть.
- Задание 1. «Выполни штриховку».
- Задание 2. «Что спрятано в мешочке?».
- Задание 3. «Нарисуй так же». [2]
- Задание 4. «Подбери подходящее по смыслу слово».
- Задание 5. «Вычеркни в каждом ряду лишнее слово».
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста»
Занятие 6
I. Вводная часть.
Приветствие. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрестные движения».
II. Основная часть.
- Задание 1. «Перепутанные линии». [2]
- Задание 2. «Найди путь». [2]
- Задание 3. «Зашифрованное слово».
- Задание 4. «Шифровка».
- Задание 5. Рассказ «Четыре цвета».
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста».
Занятие 7
I. Вводная часть.
Приветствие. Работа с индивидуальными массажерами «каштанами».
II. Основная часть.
- Задание 1. Игра «Разведчики».
- Задание 2. «Назови одним словом».
- Задание 3. «Графический диктант».
- Задание 4. «Запомни и покажи».
- Задание 5. «Занимательная задача».
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста».
Домашнее задание – выполнить штриховку.
Занятие 8
I. Вводная часть.
Приветствие. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова».
II. Основная часть.
- Задание 1. «Пиктограммы».
- Задание 2. Рассказ «Новый дом».
- Задание 3. «Срисуй фигуру».
- Задание 4. «Что спрятано в мешочке?».
- Задание 5. «Занимательная задача».
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста»
Занятие 9
I. Вводная часть.
Приветствие. Работа с индивидуальными массажерами «каштанами».
II. Основная часть.
- Задание 1. «Графический диктант».
- Задание 2. «Перенеси фигурки на новые места зрительно».
- Задание 3. «Вспомни и нарисуй подходящие фигуры».
- Задание 4. «Найди жителей сказочного леса».
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста».
Домашнее задание – «Дорисуй фигуры».
Занятие 10
I. Вводная часть.
Приветствие. Выполнение упражнения мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки».
II. Основная часть.
- Задание 1. «Перенеси все фигурки на свои места».
- Задание 2. «Слушай и выполняй». [2]
- Задание 3. «Назови одним словом».
- Задание 4. «У кого ряд длиннее?».
- Задание 5. «Найди закономерность и дорисуй недостающие фигуры».
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста»
Занятие 11
I. Вводная часть.
Приветствие. Работа с индивидуальными массажерами «каштанами».
II. Основная часть.
- Задание 1. «Графический диктант».
- Задание 2. «Найди различия».
- Задание 3. «Составь рассказ».
- Задание 4. «Допиши слова, подходящие по смыслу».
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста»
Домашнее задание – Выполнить задание «Подчеркни в каждом втором ряду подходящее слово».
Занятие 12
I. Вводная часть.
Приветствие. Выполнение упражнения мозговой гимнастики «Качание головой».
II. Основная часть.
- Задание 1. «Срисуй фигуру».
- Задание 2. «Перепиши без ошибок». [3]
- Задание 3. «Что было на картинке».
- Задание 4. «Занимательная задача».
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста»
Занятие 13
I. Вводная часть.
Приветствие. Работа с индивидуальными массажерами «каштанами».
II. Основная часть.
- Задание 1. «Выполни штриховку».
- Задание 2. «Найди слово и обведи его».
- Задание 3. «Составь рассказ по картинкам».
- Задание 4. «Выбери правильные пословицы».
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста».
Домашнее задание – Решить логическую задачу.
Занятие 14
I. Вводная часть.
Приветствие. Выполнение упражнения мозговой гимнастики «Перекрестные движения».
II. Основная часть.
- Задание 1. Игра «Что спрятано в мешочке».
- Задание 2. «Подбери подходящие предметы к этим определениям».
- Задание 3. Игра «Способы применения предмета».
- Задание 4. «Зачеркни букву».
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста»
Занятие 15
I. Вводная часть.
Приветствие. Работа с индивидуальными массажерами «каштанами».
II. Основная часть.
- Задание 1. «Графический диктант».
- Задание 2. «Корректурная проба "Хрюши"».
- Задание 3. Рисунок «Я в школе». Обсуждение.
III. Заключительная часть – рефлексия «лесенка роста»
Список литературы:
- Груздева Ю.В., Богачкина Н.А.